Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
02a6c501-6e17-42b1-8391-7bc82bf59f69.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
515.29 Кб
Скачать

«Законы Ману»35

ГЛАВА I

31. А ради процветания миров он36 создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

88. Обучение, изучение Веды37, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.

89. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшия.

91. Но только одно занятие Владыка38 указал для шудры — служение этим варнам со смирением.

96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными — разумные, между разумными — люди, между людьми— брахманы...

98. Само рождение брахмана — вечное воплощение дхар-мы39, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой40.

100. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это41.

101. Брахман ест только свое, носит — свое и дает свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.

Г л а в а III

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия — шудрянка и своей варны, для кшатрия — те обе и своей варны, для брахмана -- те три, а также своей варны.

15. Дваждырожденные42, берущие по глупости в жены пизкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры.

Г л а в а VII

8. Даже если царь — ребенок, он не должен быть презираем думающими, что он только человек, так как он — великое божество с телом человека.

54. Надо назначить семь или восемь сановников, наследственных, знатоков шастр43, храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных.

56. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные дела, мир, войну..., взимание налогов, охрану страны и обеспечение приобретенного.

57. Узнав мнение каждого из них — в отдельности или совместно, — следует самому выбирать при исполнении дел полезное для себя.

65. Армия зависит от военачальника, контроль над подданными — от армии, сокровищница и страна — от царя, мир и его противоположность — от посла.

96. Кто лично захватывает колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое прочее добро и недрагоценный металл, — это его.

97. Пусть воины отдадут лучшую долю царю: так сказано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть царем распределено между всеми воинами.

114. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив отряд воинов посреди двух деревень, трех, пяти, а также сотен деревень.

115. Следует назначить старосту для каждой деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи.

116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершенных в деревне, управителю десятью деревнями, управитель десятью — управителю двадцатью;

117. Управитель двадцатью пусть все это сообщает управителю сотни, а управитель сотни деревень — лично управителю тысячи.

118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни ежедневно — пища, питье, топливо и т. д., — то пусть собирает деревенский староста.

120. За их действиями в деревнях, а также за частными — делами пусть наблюдает особый сановник царя — верный и неутомимый.

121. В каждом городе надо назначить одного, думающего обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди звезд.

122. Пусть он всегда посещает всех тех служащих сам; поведение их в сельских местностях пусть проверяет должным образом посредством соглядатаев.

133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог с знатока Веды...

137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране самостоятельным промыслом, платить нечто, называемое налогом.

138. Царь может заставить исполнять работу один день каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом.

Г л а в а VIII

1. ...Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора.

63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности...

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин — женщины, относительно дваждырожденных — такие же дваждырожденные, честные шудры — относительно шудр, относительно низкорожденных — низкорожденные.

69. Но очевидец, кто бы он ни был, может давать свидетельские показания относительно тяжущихся (при событии) во внутреннем покое, в лесу, а также при опасности для жизни.

73. При разногласиях (в показаниях) свидетелей царю следует предпочесть (мнение) большинства, при равенстве — наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными — брахманов.

114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности44.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.

«Законы Ману», М., 1960, стр. 23, 28, 29, 54, 85—86, 127, 131, 132, 135, 138, 147

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СПАРТЫ

Плутарх45 о возникновении спартанского общества

и государственного строя

О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного... о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы...

Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с... царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия... Двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании...

...Ликург поставил двадцать восемь старейшин скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать.

...Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари. Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Поладор и Тесшомп сделали к ретре такую приписку: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное.

...Первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным...

...Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других...

...Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна... набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей...

Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступкой народу, на самом же деле—усилило аристократию.

...Отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти, и от зависти; им не пришлось испытать того, что мессенцы и аргивяне учинили со своими правителями, не пожелавшими поступиться ничем в пользу народа...

Второе и самое смелое из преобразований Ликурга — передел земли.

...Ликург... уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство... Он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, — на девять тысяч, по числу семей спартиатов... Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов46 ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщину и соразмерное количество жидких продуктов...

...Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла... Ремесленники, вынужденные отказаться от производства бесполезных предметов, стали вкладывать свое мастерство в предметы первой необходимости.

Чтобы нанести роскоши и страсти к богатству еще более решительный удар, Ликург провел третье и самое прекрасное преобразование — учредил общие трапезы: граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья...

На трапезы собиралось человек по пятнадцати, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев47 вина, пять мин48 сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы...

...Одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено...

Землю их возделывали илоты, внося назначенную подать...

...Низким и рабским считали они всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с наживой...

{Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т. I, М„ 1961, «Ликург», стр. 53, 57—61. 71—72, 76}