Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
александрова. ладынин.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.73 Mб
Скачать

Бань Гу

Бань Гу – китайский историограф (32–92 гг. н. э.), брат полководца Бань Чжао. Еще в раннем возрасте Бань Гу обнаружил ярко выраженные склонности к занятиям литературой и историей. Будучи в должности императорского историографа, он взял на себя труд продолжения и завершения начатой его отцом (Бань Бяо) «Истории периода Западной Хань (206 г. до н. э. – 8 г. н. э.)» – «Ханьшу». Этой работе он посвятил более двадцати лет жизни.

Наряду с этим главным сочинением, упоминаются также некоторые литературные его произведения, в частности, «Бо ху тун», или «Бо ху тун и» («Подробные разъяснения из Зала Белого Тигра»). Это сочинение восходит к спору, который вели ученые‑конфуцианцы в 79 г. н. э. в «Зале Белого Тигра» во дворце императоров династии Хань и который должен был разъяснить различия во взглядах на классические конфуцианские тексты. «Бо ху тун» содержит главным образом объяснения специальных терминов, употребляемых в классических китайских текстах.

Ван Чун

Ван Чун (27 – ок. 100 гг. до н. э.) был философом‑конфуцианцем, с ярко выраженным материалистическим мышлением. Происходил из простой и небогатой семьи, жившей в уезде Шанъюй области Гуйцзи (современная провинция Чжэцзян). Должности, которые занимал Ван Чун у себя на родине, были незначительны. После обучения в столичной Высшей школе в Лояне он оставил службу, чтобы целиком отдаться работе над философским трактатом, получившим название «Лунь хэн» («Критические рассуждения») и ставшим главным его сочинением. Другие его труды, перечисленные в «Хоу Хань шу» («Истории поздней династии Хань», составленной в первой половине V в. н. э. историком Фанье), утрачены.

Ван Чун резко критиковал официальное конфуцианство и господствовавшие в его время религиозные представления. Он отклонял понимание неба как божества и объяснял существование природы самой природой. По его теории, все возникает из взаимодействия сил инь и янь в результате сгущения энергетической субстанции ци , обладающей определенными свойствами. Рождение и смерть представляют собой естественные процессы. Душа человека умирает вместе с ним, поэтому бессмертие и существование духов невозможны.

Наше знание зависит от ощущений и является результатом работы ума. Врожденного знания не существует. Также и Конфуций не обладал каким‑либо сверхъестественным даром. Решающую роль в судьбе государства играет материальное положение народа. Его бедствия приводят к восстанию и смутам. Материализм Ван Чуна был, однако, окрашен элементами фатализма.

Закат Западной Хань и гражданская война

После кончины императора Ай‑ди на престол в 1 г. до н. э. был возведен сын Лю Сина Лю Цзи‑цзы, родившийся в 9 г. до н. э. и вошедший в историю под именем Пин‑ди. Он умер в 6 г. н. э., будучи женат на дочери Ван Мана. Поскольку по линии Юань‑ди иных наследников не оказалось, выбор правящей элиты пал на двухлетнего праправнука Сюань‑ди Лю Ина. В апреле 6 г. н. э. он был объявлен наследником и получил довольно необычный титул «жу цзы», ничего, кроме младенческого возраста его носителя, по‑видимому, не означающий.

Ван Ман

В 9 г. н. э. группа сановников совершила государственный переворот и возвела на престол Ван Мана – родственника жены одного из предыдущих императоров Юань‑ди (48–33 гг. до н. э.). В китайской историографии Ван Ман выступает в качестве узурпатора престола китайских императоров (9–23 гг. н. э.). Он получил конфуцианское образование, но пробил себе дорогу с помощью интриг и устранений своих противников.

В свое время дед Ван Мана Ван Хэ занимал незначительный пост в канцелярии главы столичного судебного приказа. Его дочь Ван Чжэн‑цзюнь, родившаяся в 71 г. до н. э., хотя и была взята в 54 г. до н. э. в гарем Сюань‑ди, вскоре оказалась переведена в «задние покои» наследника, будущего императора Юань‑ди. Чжэн‑цзюнь родила в 51 г. до н. э. Лю Ао (впоследствии императора Чэн‑ди) и 12 апреля 48 г. до н. э. стала императрицей. Вероятно, Ван Ману не довелось бы занять императорский трон, если бы ее жизнь не оказалась долгой (она скончалась 3 февраля 13 г. н. э.). Отцу Ван Чжэн‑цзюнь в апреле 48 г. до н. э. был пожалован титул «хоу». Ван Ман родился в 45 г. до н. э. Его отец Ван Вань приходился братом императрице, но он умер, не успев возвыситься, как другие его братья. Дядя Ван Мана Ван Фэн занял пост главнокомандующего, переходивший по очереди к его двоюродному брату Ван Иню и родному брату Ван Шану. Затем этот пост занял другой брат, Ван Гэнь, который оставил его в ноябре 8 г. до н. э. Тогда главнокомандующим был назначен Ван Ман, прежде просто занимавший различные почетные должности.

При императоре Ай‑ди, когда род Ван Мана оказался в немилости, уступая влияние родам Дин и Фу матери и бабки императора, Ван Ману пришлось уйти в отставку и удалиться от двора. Во 2 г. до н. э. Ай‑ди позволил ему вернуться в столицу. После же смерти Ай‑ди, когда обеих соперниц Ван‑тайхоу также уже не было в живых, Ван Ман вернулся во дворец.

В октябре 1 г. до н. э. на престол был возведен Лю Цзи‑цзы (9 г. до н. э. – 6 г. н. э.). Обладая фактической властью, Ван Ман развил кипучую деятельность. Он проявил заботу об образовании в провинции, расширил Академию, собрал в столице ученых, где они обсуждали классические тексты, природу небесных явлений и предзнаменований, характеристики музыкальных тонов и звучащих трубок, языковые и стилистические проблемы. По его распоряжению была проложена дорога от долины Вэйхэ сквозь горные хребты на юг до Сычуани. Было обеспечено спокойствие границ. В марте 4 г. н. э. дочь Ван Мана стала супругой императора. В 6 г. н. э. Ван Ман занял положение регента при посаженном им же на трон малолетнем наследнике Лю Ине. Лю Инь не был официально провозглашен императором, и в течение трех лет Ван Ман оставался регентом (цзюй шэ). Через два года он сместил и этого последнего представителя династии Западной Хань и занял императорский трон. Свое решение занять престол он обосновывал тем, что господство стихии Огня, под знаком которой правил дом Хань, закончилось, и что династия, которой он сам будет основателем, воцарится под знаком Земли.

Вдовствующая императрица Ван издала указ, именующий Ван Мана да цзянцзюнем – главнокомандующим, фактически регентом, а через три месяца ему был присвоен титул исполняющего обязанности императора. Расценив это как узурпацию власти, против выступили представители царствующей фамилии. Однако предпринятое малыми силами в начале лета 6 г. н. э. восстание было подавлено.

В октябре 7 г. н. э. выступление возглавил Чжай И, сын известного тогда государственного деятеля. Он провозгласил императором одного из представителей рода Лю, назначил сановников и обвинил Ван Мана в отравлении Пин‑ди. Кроме того, вспыхнуло восстание близ столицы. Ван Ман поспешил заявить, что по достижении наследником совершеннолетия, он передаст бразды правления ему. В течение трех месяцев восстание было ликвидировано. Затем, 10 января 9 г. н. э. узурпатор объявил о конце династии Хань, сам воссел на престол, положив начало новой династии Синь («Обновление»).

Ван Ман держал под неусыпным надзором деятельность административного аппарата и в отношении соблюдения законов не делал снисхождения и своим сыновьям. Власть его казалась прочной, за 10–20‑е годы н. э. не было отмечено ни одного заговора. Однако на короткий период его регентства и правления пришлись крупные природные и затем социальные катаклизмы.

Река Хуанхэ в своем течении несет большое количество лёсса, который, когда река достигает Великой равнины, оседает на дно, – и за несколько столетий оно подымается выше уровня местности. Между 3 и 5 гг. н. э. Хуанхэ прорвала плотины и разделилась на два рукава, продолжая течь на север (где она впадала в Бохайский залив в районе современного Тяньцзиня) и направив еще один мощный рукав на юго‑восток к Хуайхэ. В 11 г. н. э. река полностью покинула прежнее северное русло и перенесла рукав туда, где находится ее нынешнее русло северней Шаньдунского полуострова. Новый, южный рукав, удастся отсечь лишь в 70 г.

Количество жертв двух случившихся наводнений было несомненно огромным. Те, кто остался в живых, устремились за пределы районов бедствия. На Шаньдунском полуострове, запруженном вследствие этого исхода, люди оказались зажатыми между двумя рукавами реки и обреченными на голод.

Лишенные также крова, они объединялись в группы, количество которых стремительно росло. Постепенно они слились в громадную, плохо организованную, но почти неодолимую армию, движущуюся подобно лавине по полуострову, учиняя разбой и творя насилие. Приказ Ван Мана в 18 г. о мобилизации войск для усмирения этой «стихии» не возымел действия. В 21 г. император снарядил крупную армию, которая вошла зимой в Шаньдун, но подверглась разгрому со стороны повстанцев, именуемых позже «краснобровыми ».