Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Орлова 1 часть.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
888.32 Кб
Скачать

Глава 3

1911—1920

3.1. Российская хроника

В одном десятилетии сменили друг друга три власти. Три различных представления: о Родине, чести, долге, о собственности, благополучии, социальной справедливости, о Человеке и обществе.

Сегодня мы говорим: менялся менталитет, парадигма общественного развития, наполнение понятия «цивилизация»...

На наш взгляд, громадная волна социального реванша, вздыбленная неумелым, отжившим монархизмом, перехлестнула демократическую республику, выплеснулась селевым потоком на просторы России, неся обломки старого и еще не окрепшие побеги демократии.

Власть взяла «капля в море» — небольшая, по-военному организованная партия большевиков. Ее плотина из железной диктатуры пролетариата направила бурлящую Россию в свое русло мало кому понятного, но ослепительно привлекательного коммунизма.

Пик перемен 1917 г.:

1917 г., 27 февраля. Февральская буржуазно-демократическая революция. Свержение самодержавия. «Телега залитой кровью и грязью романовской монархии на одном из крутых поворотов истории опрокинулась сразу»1. Образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного комитета Государственной думы.

1917 г., 2 марта. Образование Временного правительства. Отречение Николая II от престола.

1917 г., 25 октября. Во второй половине дня Ленин заявил на заседании Петроградского Совета: «Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась. Угнетенные массы сами создадут власть. В корне будет разбит старый государственный аппарат... Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма».

Партийным гимном был Интернационал. Стихи Э. Потье, русский текст А. Коца. Музыка П. Денейтера.

Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим: Кто был ничем, тот станет всем.

Припев: Это есть наш последний И решительный бой, С Интернационалом Воспрянет род людской!

Никто не даст нам избавленья — Ни Бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья Своею собственной рукой.

Чтоб свергнуть гнет рукой умелой, Отвоевать свое добро, Вздувайте горн и куйте смело, Пока железо горячо!

Припев.

Лишь мы, работники всемирной Великой армии труда, Владеть землей имеем право, Но паразиты — никогда! И если гром великий грянет Над сворой псов и палачей, Для нас все так же солнце станет Сиять огнем своих лучей.

Припев.

В ближайшие три года по пути к социализму:

— Декрет о мире и Декрет о земле были приняты через 2 часа после ареста Временного правительства;

— введен рабочий контроль на предприятиях, замененный следом государственным;

— с лета 1918 г. массовая национализация предприятий, начавшая монополию госсобственности;

— Гражданская война вошла в жизнь страны без объявления дня и часа. Появилась Добровольческая армия Деникина (с апреля 1918 г. его сменил Корнилов), высадились интервенты.

Социальная злость в революции и Гражданской войне была обоюдоострой. Вот мнения о жестокостях тех дней, высказанные тремя современниками тех событий.

Иван Бунин: «Окаянные дни...», «...у белых все отнято, поругано, изнасиловано, убито — родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры...».

Александр Блок: «Почему дырявят древний собор? — Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

— Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому, что там насиловали и пороли девок; не у того барина, так у соседа.

— Почему валят столетние парки? — Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть...»

Владимир Ленин: «Нет, не бывало и не может быть революции, которая была бы гарантирована от борьбы долгой, тяжелой и, может быть, полной самых отчаянных жертв».

По чьей-то вине не получилось общероссийского согласия (и могло ли оно вообще произойти?).

Власть. В короне или «без галстуков» — она обязана гармонизировать интересы различных социальных групп общества. Социальный взрыв — это ее рук дело. Монархия толкнула страну в пропасть.

Россия запылала в братоубийственной схватке, стоившей ей более 7 миллионов жизней.

Так кончалось второе десятилетие XX в.

Поэт-современник писал:

...Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию. Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать.

...А вслед героям и вождям Крадется хищник стаей жадной, Чтоб мощь России неоглядной Размыкать и продать врагам...

...И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас! Нет безразличных: правда с нами!»

А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин. 1919 г.