Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Толочек Владимир - Современная психология труда...rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
520.19 Кб
Скачать

3.3. Инженерная психология

Становление дисциплины датируется 1940‑1950‑ми гг. Ее зарождение вызвано объективными условиями развития общественного производства. К концу 1930‑х гг. в связи с техническим оснащением производства, а также вооруженных сил, все более остро ставились вопросы успешности управления человеком сложной техникой, надежности восприятия и переработки информации, быстрого и качественного обучения этим навыкам. Во взаимодействии с мощной техникой уже не физические и физиологические функции человека стали основными ограничивающими факторами его успешности как субъекта деятельности, а его когнитивные, психофизиологические функции и эмоциональное состояние. Акценты внимания науки о человеке как субъекте трудовой деятельности не могли не сместиться. Возникла необходимость в разработке новых методик, новой методологии. Венцом этих процессов стало выделение и развитие нового научного направления, а позже и научной дисциплины.

Под инженерной психологией понимают «научную дисциплину», изучающую объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина». Предмет дисциплины – процессы информационного взаимодействия человека и техники. Ее субъект – человек как «оператор», взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы» [81, 82, 103, 104, 151, 191, 239].

В рамках новой дисциплины система «человек – машина» (СЧМ) рассматривается как частный случай сложных систем, в которых деятельность человека и функционирование машины связаны единым контуром регулирования. В этой взаимосвязи основная роль отводится уже не анатомическим и физиологическим, а психологическим особенностям человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т. п. Необходимость знания этих «параметров» человека для адекватного его «соединения» со сложной техникой и привела к появлению инженерной психологии: от точности приема, надежности хранения и воспроизведения информации человеком, эффективности ее переработки в конечном итоге зависели надежность, безопасность и быстродействие СЧМ.

На первых стадиях своего становления инженерная психология была ориентирована на разработку психологических оснований для решения задач, поставленных инженерами‑разработчиками техники с целью достижения ее высокой эффективности:

• конструирования техники и организации управления технологическим процессом;  подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально‑психологических профессионально важных качеств для работы с определенной техникой;

• профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

В 1940‑1950‑х гг. дисциплина строилась в логике «от машины (техники) к человеку» в рамках машиноцентрического подхода. Соответственно, «человек рассматривался как простое звено системы; функционирование этого звена исследуется в плане тех схем, принципов и методов, которые разработаны для описания и анализа технических систем. Главная задача исследования, вытекающая из машиноцентрического подхода, – определение „входных“ и „выходных“ характеристик человека» [151, с. 33]. Другими словами, на первой стадии развития логика понимания и решения задач в инженерной психологии фактически повторяла идеологию психотехников (отбор и подгонка людей под заданные требования исторически сложившихся технологий, выборочный анализ отдельных функций человека, отдельных операций при игнорировании механизмов организации и развертывания целостной деятельности и поведения человека – см. разделы 2.2 и 3.7).

Исторически первый подход к проблеме, естественно, имел ряд позитивных следствий для развития психологии в целом. Необходимым стало использование точных методов изучения и оценки параметров деятельности, выделение существенных моментов деятельности человека‑оператора, его ограничений, его преимуществ перед автоматом [94, 95].

В рамках первоначально сложившегося машиноцентрического подхода главной целью дисциплины было обеспечение высокой эффективности СЧМ за счет улучшения технологических свойств машинных комплексов, характеристик трудового процесса и условий труда. Оптимизация технологических характеристик труда оператора понималась как «минимизация времени выполнения отдельных действий и операций в трудовом процессе; исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности; минимизация вероятности ошибок, отрицательно сказывающихся на ходе технологического процесса, качестве продукта (результата) или отрицательно влияющих на состояние техники или человека; сохранение высокой (заданной) работоспособности человека в течение длительного (заданного) времени путем минимизации энергозатрат (психического и физического напряжения) в трудовом процессе» [82, с. 132].

Оптимизация параметров трудового процесса подразумевалась как «надежность работы технических устройств; рациональная конструкция техники; соответствие сложности техники уровню подготовленности человека; совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений; отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов» [82, 132].

Рассмотрим концептуальное представление научной дисциплины как хронотоп‑1979.

В этот период теоретические задачи инженерной психологии определялись как «изучение человека как субъекта деятельности, исследование информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка как раскрытие основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах „человек – техника“».

Практические задачи дисциплины понимались как «согласование человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается, во‑первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во‑вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в‑третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах 'человек – техника» [82, с. 133].

В приспособлении техники к человеку выделяли структурные и функциональные аспекты. «Структурное приспособление связано с организацией сенсомоторного поля в рабочих зонах, с учетом рабочего положения сидя или стоя. …Функциональное приспособление техники к человеку связано с особенностями деятельности информационной системы человека. Согласование характеристик человека и техники включает в себя профессиональную ориентацию, профотбор и профессиональную подготовку» [83, с. 133–135].

В плане понимания предмета и задач первоначальный этап развития дисциплины можно также рассматривать как коррекционную инженерную психологию. По мере накопления и интеграции знаний, смены методологических установок специалисты стали ориентироваться не на компенсацию недостатков человека сравнительно с машиной, а на позитивные возможности, на преимущества человека по сравнению с машиной. Была поставлена проблема проектирования деятельности (ППД) человека‑оператора и формирования соответствующих специализированных функциональных систем. Принципиальные ограничения машиноцентрического подхода привели к постулированию антропоцентрического подхода.

Антропоцентрический подход, в отечественной психологии разработанный в 1960‑1970‑х гг. в работах А. Н. Леонтьева и Б. Ф. Ломова, строился на логике «от человека к машине (технике)» [146, 150, 151]. В этом подходе человек‑оператор «рассматривается не как специфическое звено технической системы, а как субъект труда, осуществляющий сознательную, целенаправленную деятельность и использующий в ходе ее осуществления автоматические устройства в качестве средств достижения поставленной цели» [150, с. 4–5]. Соответственно отношение «человек – машина» в системах управления в рамках антропоцентрического подхода рассматривается как отношение «субъект труда – орудие труда». Другими словами, машина рассматривается как средство, включенное в деятельность человека. В зарубежной инженерной психологии этот исторический период был временем становления аналогичных подходов.

Концептуально антропоцентрический подход основывался на психологической теории деятельности, предполагающей анализ целостной структуры и динамики операторской деятельности, механизмов ее психической регуляции, в целом – изучение свойств человека как субъекта труда, познания и общения [61, с. 9].