Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konspekt_lektsy_po_istorii_politicheskikh_i_pra...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
181.15 Кб
Скачать

2.Классификация форм правления и учение об их деградации и круговороте

Идеальное государство не вечно, оно в конце концов деградирует, ибо возможна генетическая порча при смене поколений: всему, что возникло, бывает конец, и даже такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению; урожай и неурожай бывает не только на то, что произрастает из земли, но и на то, что на ней обитает, на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к полному завершению определенного цикла (546 a).. В соответствии с этим Платон излагает свою концепцию закономерной смены различных государственных форм как круговращения внутри определённого цикла. В основе концепции – идея соответствия между 5 видами государственного устройства и 5 видами душевного склада людей. Платон вновь прибегает к принципу подобия государства и человека:

Аристократия – идеальное государство

Тимократия

Олигархия отрицательные типы государства

Демократия

Тирания

Аристократия. Это совершенное государство, оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо (427 e) и ему соответствует аристократический человек, обладающий этими добродетелями. Если же среди правителей выделится какой-нибудь один человек, то совершенным правлением может быть также и царская власть (445 d)

Тимократия (от греч. time, честь)  крито-лакедемонское устройство, строй, основанный на честолюбии. Он образуется в результате деградации аристократического строя Поэтому золотой век сменится серебряным и т. д.; но когда железо примешается к серебру, а медь к золоту, возникнут несоответствия и нелепые отклонения, а это порождает вражду и раздор (546 e  547 a). В государстве происходит раздвоение: одни устремляются к наживе, другие стараются удержать души в рамках добродетели и древнего устроения. Их соперничество приводит к согласию установить частную собственность на землю и дома; но одновременно бывшие стражи превращают своих прежде свободных и охраняемых друзей и кормильцев (ремесленников и земледельцев) в рабов. В результате полного смешения зла с добром и появляется тимократия как смешанный строй (см.: 548 c); признаками такого строя являются подражание отчасти аристократии (тимократии свойственно почитание правителей, защитники страны здесь воздерживаются от земледельческих работ, ремесел и других видов наживы и устраивают совместные трапезы, воспитываются в телесных упражнениях и воинских состязаниях), отчасти олигархии (люди здесь жадны до денег и как дикари почитают золото и серебро); при этом строе не остается прямых и простосердечных людей, править будут не мудрые, а те, кто попроще  рожденные для войны обладатели яростного духа, там будут в чести военные уловки и ухищрения, и это государство будет вечно воевать. Тимократический человек «пожестче» аристократического, не владеет даром слова (умеет слушать, но не любит говорить), с рабами он жесток, хотя и не презирает их, а властям послушен; одновременно он властолюбив и честолюбив, полагая, что основанием власти является не красноречие, но военные подвиги.

Говоря о тимократии, Платон описывает строй, близкий к спартанскому, каким он был в V в. до н. э. Спарта того времени соединяла в себе суровость и простоту военного лагеря с жадным накоплением богатств; о смешанном правлении в труде «Законы» говорится, что оно то «похоже ... на тиранию», а то «на самое демократическое из всех государств», хотя в нем нельзя не узнать и аристократию, и «пожизненную царскую власть» (712 de).

Олигархия, власть немногих,  строй, основанный на определении политических прав имущественным цензом; у власти находятся богатые, а бедные не участвуют в управлении. Он устанавливается в результате накопления и концентрации богатства с одновременно происходящим дальнейшим упадком добродетели. Чем более он олигархичен, тем выше ценз. В подобного рода государстве отсутствует единство; в нем как бы будут два государства: одно государство бедняков, другое богачей, которые станут вечно злоумышлять друг против друга (551 d). Олигархия плохо приспособлена к военной опасности, так как богатые, вооружив толпу, боялись бы ее больше, чем неприятеля; к тому же они не хотят тратиться на войну. Скорее всего им придется заниматься всем сразу  и наживать деньги, и обрабатывать землю, и нести военную службу, что совершенно неправильно. Но еще хуже то, что появляется возможность образования «деклассированных» элементов: можно продать все свое имущество и не быть ни дельцом, ни ремесленником, ни всадником, ни гоплитом, представляя собой расточителя. Образующиеся таким образом трутни  болезнь для государства. В олигархии, где чуть ли не все бедны за исключением правителей, расцветает преступность: среди бедняков находятся те, кого бог наделил ужаснейшим жалом; из последних выходят те, кто воруют, срезают кошельки, оскверняют храмы и творят зло. В олигархическом государстве у рядового человека два пути: те, у кого жала нет, весь свой век бедняки, а из наделенных жалом выходят преступники (552 d).

Олигархический человек  результат нравственно-психологического крушения и деградации человека тимократического. Сын сначала старается подражать отцу, но затем, увидев печальные плоды столкновения последнего с государством (если отец, занимая высокую должность, затем по навету попал под суд и был лишен гражданских прав и имущества или изгнан, или казнен), в глубине души свергает с престола честолюбие и присущий ему яростный дух. Присмирев из-за бедности, он ударяется в стяжательство, возводя на трон свою алчность и корыстолюбие. Он, не обращая внимания на воспитание, ходит замухрышкой, из всего извлекает прибыль и делает накопления. Он бережлив, деятелен и удовлетворяет лишь самые насущные свои потребности, подавляя все прочие. Но в нем созревают наклонности, влекущие его к еще большему падению: из-за недостатка воспитания появляются наклонности трутня  отчасти нищенские, отчасти преступные. И все же такой человек в деловых отношениях, пользуясь доброй славой и слывя справедливым, с помощью остатков порядочности насильно сдерживает другие свои дурные наклонности; он укрощает их не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому что дрожит за судьбу своего имущества; такой человек раздираем внутренней борьбой, его единство нарушено, он раздвоен: одни вожделения берут верх над другими  по большей части лучшие над худшими; поэтому он все же приличнее многих, хотя подлинная добродетель душевной гармонии и невозмутимости весьма от него далека (554 de).

Демократия образуется в результате следующих событий. Многие граждане попадают в долговое рабство в результате того, что правящее сословие олигархов заинтересовано в попустительстве распущенности тех, кто, залезая в долги, вынужден будет расплачиваться собственным имуществом. Должники, как и те, кто лишился имущества или прав, а также как те, кто лишился всего, полны ненависти и презрения к дельцам-правителям (которые, по их мнению, богаты только благодаря малодушию бедняков) и замышляют переворот. В результате  малейшего толчка достаточно, чтобы вывести олигархию из равновесия и ввергнуть государство в междоусобную войну. Если бедные одерживают в этой войне победу и некоторых своих противников уничтожают, иных изгоняют, а остальных уравнивают в правах и вводят замещение государственных должностей по жребию, то устанавливается демократия.

Демократия характеризуется полной свободой и откровенностью; при этом строе каждый устраивает свою жизнь по своему вкусу, а люди очень различны. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее (557 c). Демократия видится привлекательной также в силу наличия в ней рынка образчиков различных форм правления, из которых можно, как кажется, выбрать правление по своему вкусу, а затем основать государство,  как и в свете милосердия к некоторым осужденным. Однако и за тем, и за другим скрывается безразличие и неуважение к закону, точно так же, как за свободой  распущенность. Демократия переворачивает смыслы, облекая порок в одежды добродетели: наглость будут называть просвещенностью, разнузданность свободою, распутство великолепием, бесстыдство мужеством (560 e). Пестрота демократической свободы связана прежде всего с угождением хороводу сменяющихся одно другим вожделений: демократический человек то пьянствует под звуки флейт, то вдруг пьет одну только воду и изнуряет себя, то он занят философией, то телесными упражнениями, то увлекается военным искусством, то делячеством, а то ему нет ни до чего дела, и им овладевает лень; в его жизни нет порядка и необходимости. Кончается это всеобщим опьянением свободой, когда старшие боятся младших, купленные рабы становятся вровень с покупателями и отношения между мужчинами и женщинами превращаются в равноправные, когда все обязательное и принудительное вызывает возмущение своеволия, и поэтому граждане перестают считаться с законами,  все это искажает этот строй и именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает тирания; чрезмерная свобода ... обращается в чрезмерное рабство (563 e; 564 a).

Тирания представляет собой беззаконное правление (здесь властвует произвол тирана) и возникает как результат взаимодействия трех частей, на которые разделяется демократическое государство,  трутней, произносящих здесь речи и действующих гораздо более активно, чем в олигархии, богачей и народа (эта часть всего многочисленнее и наиболее влиятельна в собрании, но она не желает собираться часто, если ей ничего не перепадает). Поэтому власти и берут народ в долю, так как они имеют возможность отнять собственность у имущих и раздать ее народу, оставив, правда, большую часть себе (565 a). Все это возбуждает противодействие, начинаются тяжбы и судебные разбирательства, которые, однако, не приводят к установлению справедливости. Вот почему народ склонен к возвеличиванию какого-нибудь политического деятеля, как бы олицетворяя справедливость и превратно понимая ее, что облекается в форму привилегий, которыми народ наделяет своего ставленника и любимца; последний и превращается в тирана.

Народный избранник, имея в руках чрезвычайно послушную толпу, не может воздержаться от крови соплеменников. Он карает их изгнанием и приговаривает к казням, после чего ему суждено либо погибнуть от руки своих врагов, либо же стать тираном и превратиться из человека в волка; поэтому он должен уничтожить всех недовольных и очистить от них государство, а если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Ради этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны. Война необходима ему также как средство вызывать в народе нужду в предводителе. Для собственной безопасности он отберет у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками. Так народ свою неумеренную свободу меняет на самое тяжкое и горькое рабство рабство у рабов (565 a  569 c).

Таким образом:

- все политические формы (включая и идеальный строй) деградируют в результате происходящей генетически при смене поколений «порчи» нравственных мотивов;

-упадок же гражданских нравов в полисе (как и падение добродетели в «душе» человека) влечет за собой раздор и дисгармонию, усиливающиеся по мере нисхождения от одной формы к другой;

-при этом продолжительность цикла укорачивается.

-четыре последние формы (тимократия, олигархия, демократия и тирания) несовершенны, так как каждая из них лишена единства, соразмерности частей и несправедлива. В каждой из них часть подменяет целое и воюет с другими частями; вот почему все они неустойчивы и в конечном счете деградируют, превращаясь в форму более низкую и менее устойчивую, нежели предыдущая.

Тренировочные задания.