
оглавление
(Введение)немного о предприятии
На сегодняшний день компания «Тюмень Водоканал» (ГК «Росводоканал») — это активно развивающееся предприятие, которое привлекает на работу все больше молодых кадров, ведет рационализаторскую деятельность, активно реализует инвестиционную программу, помогает детям с ДЦП, делится своим опытом и наработками с другими региональным водоканалами и делает все возможное для того, чтобы качественно, гарантированно и бесперебойно подавать чистую питьевую воду в каждый тюменский дом.
Метелёвская водоочистная станция
На сегодняшний день Метелёвская водоочистная станция с проектной мощностью в 150 тыс. кубических метров чистой питьевой воды в сутки подает 2/3 воды в город. И уже немногие помнят, что в 1981 году метелевскую стройку чуть было не закрыли, заработал водозабор лишь благодаря самоотверженности работников и руководства водоканала.
Из грязи в князи
Метелевскую водоочистную станцию по праву можно назвать одним из самых продолжительных долгостроев Тюмени: началось строительство в далеком 1965 году, а запуск первой очереди станции состоялся спустя 16 лет – 3 ноября 1981 года. Главной причиной такой медлительности послужил недостаток финансирования, стройку приходилось замораживать на несколько лет. Но Тюмень росла и очень нуждалась в воде. Тогда начальник Водоканала Владимир Бахарев согласился принять объект, как он есть.
- Самое страшное то, что все сооружения были еще не запущены, но уже устарели. Мы сами здесь с первого и до последнего фильтра дренаж укладывали, загружали песком. Никаких линий не было проведено, вместо сооружений одни только ямы, не огорожены, не обложены плиткой. Не проведены трубопроводы, не соединено реагентное хозяйство со смесителями, - вспоминает Валентина Чившина, проработавшая много лет старшим технологом на метелёвской водоочистной станции.
Работникам пришлось переделывать практически все своими силами. Большой вклад в работу станции внес муж Валентины Григорьевны Владислав Николаевич Чившин. Он придумал и установил дозаторы для подачи реагентов, собрал смесительные приборы, полностью переделал хлораторную.
За 3 месяца непрерывной работы (с июня по ноябрь 1981 года) станцию поставили на ноги.
- 3 ноября 1981 года было открытие первой очереди. До этого асфальта нигде не было, поэтому все ходили по колено в грязи. Но перед официальным пуском водозабора нам быстро постелили асфальт. Я тогда по этому асфальту с таким удовольствием шла, - говорит Валентина Чившина.
В первое время Метелевская водоочистная станция выполняла роль резервного хранилища питьевой воды. Ночами метелевские резервуары заполняли чистой водой с головной водоочистной станции, и днем подавали ее в город, таким образом, увеличивая подачу.
В то время для самостоятельного забора воды метелевская станция была не готова: элементарно не было песка и труб для прокладки трубопроводов. В этом метелевцам помогли работники велижанской водоочистной станции. Получив необходимые материалы, рабочие водозабора сами запустили первую очередь сооружений.
- Мы начали давать по 75 тысяч кубометров воды, но насосы были старого образца и служили недолго: 6 месяцев и приходилось делать капитальный ремонт. Справлялись своими силами: нам поставляли метал, мы точили, собирали запчасти. Вся работа состояла в том, чтобы заранее изготовить запчасти. В случае поломки насоса мы оперативно меняли негодную запчасть на новую, - отмечает слесарь-ремонтник Александр Дударев, работающий на сооружениях и по сей день.
Испытание водой
Отладив все сооружения необходимые для качественной работы объекта, сотрудники станции готовы уже были вздохнуть с облегчением. Но, не тут-то было: неприятные сюрпризы преподнесла вода. В Туре имеется большое количество органических веществ, которые находятся в растворенном состоянии, то есть в процессе очистки их трудно извлечь из воды. Кроме того, в реку сбрасывали отходы производства многочисленные заводы и комбинаты. Вода крайне тяжело поддавалась очистке. К тому же в те годы в Тюмени еще не было точно выверенной формулы для оптимальной очистки воды. Регулирование процесса проходило путем проб и ошибок.
-
С 1992 года, когда многие заводы закрылись, показатели воды значительно улучшились, она легче поддавалась очистке. Можно сказать, что с этого времени ситуация резко изменилась. А в 2005 году запустили свою технологию очистки воды - в 2 реагента.
Процедуру очистки воды можно разбить на несколько этапов: хлорирование, коагуляция, флокуляция, отстаивание воды, фильтрация и повторное хлорирование. То есть первичное применение хлора должно обеззаразить воду, действие коагулянтовведет к слипанию коллоидных частиц, флокулянт максимизирует захват этих частиц, ускоряет образование хлопьев и делает их более плотными, что обеспечивает их оседание на стадии отстаивания. Весь процесс очистки воды на станции занимает от 2,5 до 4 часов.
В первое время после первичного хлорирования подавали раствор сернокислого алюминия (коагулянт), а затем полиакриламид (флокулянт). Далее вода поступала в камеру хлопьеобразования. Начиная с 2005 года, метелевская водоочистная станция перешла на новую технологию. После первичного хлорирования стали подавать реагент - сернокислый алюминий, который связывал хлор, не давая ему высвободится из воды раньше времени. При этом, при вторичном хлорировании дозировку хлора стали уменьшать. Благодаря этому нововведению расход хлора с 2005 года по сегодняшний день уменьшился примерно в 2,5 раза. А заменив часть рабочей дозы сернокислого алюминия на оксихлорид алюминия, удалось снизить количество остаточного алюминия, который вреден для здоровья людей, до требования СанПИН.
- Я считаю, что наше достижение в том, что мы смогли опытным путем применить эти два реагента (сернокислый алюминий и оксихлорид алюминия, - прим. Ред) одновременно. Во всех учебниках было написано, что ни в коем случае этого делать нельзя, а после использования сернокислого алюминия советовалось обязательно промыть все сооружения чуть ли не щетками для того, чтобы подать оксихлорид алюминия. На практике оказалось, что эти два реагента просто нельзя смешивать вместе. Каждый реагент работает сам за себя. На данный момент я считаю, что у нас оптимальная очистка воды, - объясняет Валентина Яковлевна.
Дударев Александр Алексеевич, слесарь-ремонтник:
-
Я родился и вырос в Метелево. Еще
мальчишкой был, когда водозабор строился.
Проработал здесь всю свою жизнь. Помню
как мы спасали водозабор от затопления.
В 1979 году вода в реке поднялась до уровня
девять с лишним метров, Тура затопила
ДОК «Красный октябрь» и до нас вода
дошла. Мы боролись за то, чтобы спасти
первый подъем от наводнения. Если бы
затопило все насосы и двигатели, был бы
очень большой урон, поэтому приходилось
работать сутками. Справлялись собственными
силами. Тогда еще дороги на первый подъем
у нас не было, а был только мостик. Когда
была большая вода, мы на руках на моторную
лодку заносили дренажный насос,
переправляли его туда, устанавливали
и качали. Могло затопить РП первого
подъема и насосную затопило бы, тогда
последствия были бы удручающими. Но мы
спасли это все дело за что тогда получили
премию.
Лопарев Владимир Александрович, бывший начальник котельной метелевской водоочистной станции, устроился на сооружения в 1977 году:
- Котельную мы запускали в авральном режиме и смогли уложиться всего за две недели. Был октябрь-ноябрь, а построенные для работников станции дома, до сих пор не обогревались. Поначалу на котельной были чугунно-секционные котлы, и она работала на угле. Однажды, уголь в пришедших вагонах так смёрзся, что мы не смогли его разгрузить, и пришлось топить опилом. А знаете, что такое опилом шесть котлов раскочегарить? Машина за машиной сюда опил везли. Но мы продержались. А потом котельную перевели на газ. Чуть позже, когда на станции стали производить коагулянт, а не возить его с Узбекистана, появились два новых паровых котла на котельной.