Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОСы.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.03 Mб
Скачать

Навыки и память

В своей работе "Организация и запоминание" ("Organizing and memorizing") Катона (1940) различает научение, обусловленное повторением материала, и научение, являющееся следствием интеллектуальной, аналитической деятельности, аналогичной той, которая наблюдается при решении задач. Подобное различение достаточно обосновано, однако его нельзя понимать как радикальную дихотомию, поскольку оба эти способа заучивания отнюдь не несовместимы и в большинстве задач могут применяться более или менее одновременно.

В одном из опытов Катоны экспериментатор писал на доске следующий ряд цифр:

2 9 3 3 3 6 4 0 4 3 4 7

5 8 1 2 1 5 1 9 2 2 2 6.

Первой группе испытуемых (I) говорили, что в расположении цифр имеется определенная закономерность (Для того чтобы получить последующие цифры, руководствовались следующим правилом: начиная с первого числа второй строчки поочередно прибавляют к результату цифры 3 и 4: 5+3=8; 8+4=12; 12+3=15; . . .; 43+4=47), которую они должны обнаружить.

Испытуемым второй группы (II) давалась инструкция заучить эти цифры, объединяя их в группы по 3 (2, 9, 3;...3, 3, 6 и т. д.). Всем испытуемым отводилось одинаковое время – 3 мин., после чего сразу же предлагалось письменно воспроизвести цифры; второе, аналогичное первому, воспроизведение осуществлялось через три недели. Ниже приведены полученные результаты.

Можно заметить, что при непосредственном воспроизведении 38% испытуемых I группы и 33% испытуемых II группы правильно воспроизвели весь ряд; однако при отсроченном воспроизведении, в то время как 23% испытуемых I группы смогли почти безошибочно воспроизвести весь ряд, ни один испытуемый II группы не смог добиться таких результатов.

Обнаружение принципа, положенного в основу образования ряда цифр, облегчает воспроизведение этого ряда спустя довольно продолжительное время. Однако эти две ситуации заучивания существенно отличаются друг от друга: восприятие объекта задачи, его значения, деятельность, лежащая в основе запоминания, и актуализация ответных реакций не являются идентичными в обеих ситуациях. Мнемическое воспроизведение после ритмического заучивания материала предполагает необходимость сохранения 24 расположенных в определенном порядке цифр. В отличие от этого, когда перед испытуемым ставится цель обнаружить арифметическую закономерность, характеризующую материал, то ему достаточно вспомнить эту закономерность и первую цифру ряда, чтобы впоследствии воспроизвести весь материал (Так, Катона отметил, что допускаемые испытуемыми I группы ошибки чаще связаны с забыванием первой цифры ряда, чем с забыванием закономерности, которая полностью сохраняется в памяти в течение длительного времени). В этом случае воспроизведение будет реконструкцией, основанной на систематическом применении обнаруженного принципа, что является, впрочем, одной из отличительных особенностей мнемической деятельности более высокого уровня.

29. Ассоциации и их роль в процессах памяти человека. Виды ассоциаций и законы ассоциаций

Ассоциация (от лат. associare — соединять) — объединение.

Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — в психологии и философии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями.

Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Аристотель подметил в процессах памяти закономерное и, позднее получившую название «закон ассоциации». Само слово «ассоциация» означает «присоединение», «связь», «союз» В данном случае имеется в виду связь между психическими явлениями, между представлениями, т.е. образами прошлого. Представления могут связываться на основании трех принципов.

Согласно первому, восприятия или представления могут вызывать картины, которые когда-то переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними (ассоциации по смежности). Так, человек вспоминая улицу, па к >горой он жил, и здание школы в се конце, невольно возвращается мыслью к своей старой учительнице, которая учила его в начальных классах и которой давно уже нет на свете.

Согласно второму, восприятия или представления вызывают образы, на них в чем-либо похожие (ассоциации по сходству). Так, в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» один из героев Чечевицын вызывает у маленькой Маши преимущественно гастрономические ассоциации. Маша при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила: «А у нас чечевицу вчера готовили».

И наконец, существуют ассоциации по контраст} Восприятия или представления могут вызывать образ, н чем-либо противоположный, более или менее контрастирующий с имеющимся. В том же рассказе Чехова сообщник и друг Чечевицына Володя, сидя за чаем, вдруг указал пальцем на самовар и сказал: «А в Калифорнии вместо чая пьют джин». Это типичная ассоциация по противоположности.

Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообще, запомнить что-либо, по существу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить то, что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтобы ассоциация закрепилась. необходимо совпадение во времени действия двух психических процессов, они должны переживаться одновременно и вместе с тем иметь определенное значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшем возникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой другой, в прошлом в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим «по ассоциации»).

В соответствии с гипотезой, выдвинутой И.П.Павловым, объяснения этому дает механизм условного рефлекса. Как известно, для того чтобы образовался условный рефлекс, необходимо, чтобы два раздражителя (условный и безусловный) совпали во времени действия. После нескольких таких совпадений образуется временная нервная связь и условный раздражитель сам по себе вызывает рефлекторную реакцию.

В настоящее время гипотеза Павлова не опровергается, однако физиологические механизмы запоминания и вообще физиология памяти представляет собой гораздо более сложную систему взаимодействия мозговых механизмов. Она не может быть сведена к простому условному рефлексу, который исследовался великим физиологом при изучении поведения животных.

Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту не исчерпывается изучение механизмов мнемической активности. Важную роль играю; смысловые связи.

Предложим испытуемому ряд цифр: 256128643216842. Если попросить его один раз прочитать этот числовой ряд и попытаться воспроизвести его в памяти, то не исключена неудача. Между тем никакой трудности нет, поскольку от конца к началу ряда идет удвоение чисел: 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256. Теперь, двигаясь от конца к началу, не глядя в текст, можно воспроизвести этот ряд.

Как только схватывается смысл того, что подлежит запоминанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут быть присоединены к другим видам ассоциаций.

Система смысловых связей обобщенно отражает существенные отношения, в первую очередь между причинами и следствиями, а также между целым и его частями, общим положением и частными выводами из него. Так, при изучении истории важное событие связывается не только с фактами, сообщенными на уроке, но и с вызвавшими его экономическими и политическими условиями, изложенными значительно раньше.

Структурными компонентами памяти человека выступают запоминание, забывание, воспроизведение и узнавание того, что составляло его прошлый опыт.

Также ассоциации играют немаловажную роль в мнемонике, или мнемотехнике. Мнемоника (иногда мнемотехника) – это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую древность. Ее возникновение связано с первыми наивными психологическими представлениями греков. Греческая мифология знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника приобрела в XIXвеке в связи с тем, что она получила теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях.

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами, видов ассоциаций:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);

  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);

  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Еще с давних времен было известно четыре основных закона ассоциации:

  1. Голос моего знакомого напоминает мне его лицо; буква а вызывает представление буквы б, представление молнии напоминает гром. Присмотревшись к этим примерам, нетрудно заметить, что все эти парные представления являются такими, предмет которых неоднократно воспринимался нами либо одновременно, либо один з а другим, ведь б следует за а, вслед за молнией обычно раздается грохот, а услышав голос человека, представляешь его лицо. В подобных случаях между ними как бы создается связь, проявляющаяся в том, что репродукция одного вызывает репродукцию второго (ассоциация смежности во времени).

  2. Произнеся слово дом, мы вспоминаем дверь, луна вызывает представление звездного неба, квартира знакомого напоминает улицу, на которой он живет.

Ассоциативную связь и в этом случае создает смежность, но смежность в пространстве, поскольку дом и дверь, луна и звезды, квартира знакомого и улица по своему расположению являются смежными в пространстве (ассоциация смежности в пространстве).

  1. Если между предметами представлений существует сходство, то между ними устанавливается ассоциативная связь, или, вернее было бы сказать, что схожие представления также репродуцируют друг с друга. Например, Александр Македонский напоминает Наполеона, так как оба были великими полководцами; сын напоминает отца, поскольку между ними, как правило, существует заметное сходство (ассоциация по сходству).

  2. И, наконец, одно представление репродуцирует другое и в том случае, когда их предметы контрастны друг другу: день и ночь, черное и белое, высокий и низкий, небо и земля (ассоциация по контрасту).

Приглядевшись ко всем этим четырем случаям ассоциации, тотчас же обнаружим, что здесь имеем дело с двумя различными категориями. В первых двух случаях ассоциативная связь устанавливается на основе последовательности представлений, причем качественная сторона представлений, их содержание не имеет никакого значения; то, что происходит вместе — будь то во времени или в пространстве, что бы это ни было, в конечном итоге ассоциативно увязывается между собой. Таков смысл первых двух законов.

Зато для двух других случаев последовательность представлений не имеет никакого значения. В данном случае решающую роль выполняет их содержание; являются ли они схожими или нет — вот что главное.

Следующий момент, по которому первая и вторая пары законов ассоциации различаются друг от друга, касается того, что именно ложится в основу установления ассоциативной связи между представлениями, ведь между представлениями как таковыми никакой связи нет, она возникает лишь после того, как они встречаются друг с другом во времени или в пространстве. Следовательно, в данном случае связь между представлениями создает их прошлое, их история, или, иными словами, то, какие представления в прошлом переживались субъектом смежно — связь создает опыт субъекта. Будь его опыт иным, то есть если бы произошла встреча других представлений, то ассоциативная связь установилась именно между ними.

Однако ассоциации по сходству и по контрасту совершенно не касаются того, что создает ассоциативную связь между представлениями. Тут имеется в виду не то, что существуют заведомо невзаимосвязанные представления, которые лишь впоследствии связываются друг с другом по той или иной причине. Нет! Если представления являются схожими, то необходимость установления связи отпадает — репродукция одного вызывает второе. Следовательно, последние два закона ассоциации касаются скорее процесса репродукции, нежели самого процесса возникновения ассоциаций. Данная связь не имеет ничего общего с тем, кто и как переживал те или иные представления; здесь не играет какой-либо роли ни опыт субъекта, ни прошлое самих представлений, их судьба или история. В данном случае определяющим является только содержание.

Таким образом, можно выделить две существенно различные группы ассоциаций. Тем не менее, по мнению представителей ассоциативной психологии, все четыре закона ассоциации по существу должны быть сведены на один, в частности, закон смежности во времени, считает Джеймс Милль.