Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОСы.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.03 Mб
Скачать

25. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания в отечественной психологии (а.А. Смирнов, п.И. Зинченко)

Произвольное запоминание – запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.

Непроизвольное запоминание – запоминание без мнемической направленности, без намерения запомнить называют непроизвольным. Оно обеспечивает сохранение большей части нашего опыта, однако стало изучаться позже произвольного и долгое время считалось неточным, непрочным, запечатлевающим «случайные» факты, не вошедшие в поле внимания. Действительно, есть немало данных, которые, на первый взгляд, подтверждают такое мнение. Например, при инсценировке драки было получено лишь 47% правильных ответов от наблюдавших ее детей. Или человек, повторявший каждый день вслед за женой молитву и произнесший ее около 5000 раз, не смог прочитать ее наизусть, когда его попросили это сделать, но выучил текст молитвы после этого за несколько повторений.

Хорошо известны также неполнота, неточность и противоречивость свидетельских показаний, что впервые было описано и проанализировано В. Штерном еще в начале XX в. Однако проведенные позже исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, что проблема эффективности или неэффективности непроизвольного запоминания намного сложнее.

Смирнов неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу, или же (во второй серии опытов) предлагал им рассказать, что происходило в течение научного совещания, на котором они присутствовали за неделю до опытов. Был сделан вывод о зависимости непроизвольного запоминания от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов, определяющих эту деятельность. Испытуемые чаще всего вспоминали то, что делали (а не о чем думали), что способствовало или препятствовало достижению цели, а также нечто странное, необычное. Запоминались и те положения из выступлений, которые были тесно связаны с кругом знаний и интересов испытуемых. Зинченко при изучении непроизвольного запоминания предлагал испытуемым выполнять задания, требующие разной интеллектуальной активности. Он установил, что эффективность запоминания зависит от того, является ли запоминаемое целью деятельности или лишь средством ее выполнения. Другой фактор — это степень, уровень интеллектуальной активности. Высокая интеллектуальная активность необходима для того, чтобы компенсировать отсутствие мнемической направленности. Именно поэтому, например, непроизвольно лучше запоминались числа из задач, которые придумывал сам испытуемый, а не те, которые были в задачах, предлагаемых для решения в готовом виде.

Сравнительные исследования эффективности произвольного и непроизвольного запоминания показали, что при глубоком проникновении в смысловое содержание материала, при мыслительной переработке воспринятого, даже без мнемической задачи материал сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но без активной интеллектуальной деятельности. В то же время там, где непроизвольное запоминание более продуктивно, чем произвольное, это преимущество у детей с возрастом ослабляется, так как более высокое умственное развитие обусловливает меньшую интеллектуальную активность при выполнении предлагаемых заданий.

Эффективность запоминания зависит от места запоминаемого материала в структуре деятельности. В эксперименте П.И.Зинченко (1903—1969) сопоставлялось непроизвольное (непреднамеренное) запоминание испытуемыми двузначных чисел:

  1. после решения ими предложенных (готовых) арифметических задач,

  2. после придумывания аналогичных задач.

Во втором случае все испытуемые (первоклассники, учащиеся 3-го класса и студенты) запомнили числа лучше, хотя и не в одинаковой степени. Значит, если материал занимает в структуре человеческой активности место цели (ведь во втором случае числа нужно было найти, подобрать), то он запоминается лучше, чем материал, относящийся к условиям этой активности (числа даны в готовом виде). Данная закономерность нашла свое подтверждение и в исследованиях, посвященных произвольному запоминанию.

Некоторые данные о соотношении произвольного и непроизвольного запоминания имеют педагогическое значение. Первое при прочих равных условиях продуктивнее второго. Однако непроизвольное запоминание, сопровождающееся активной мыслительной работой с материалом, оказывается более эффективным, чем произвольное, такой работой не сопровождающееся. Это показано в исследованиях П.И.Зинченко и А. А. Смирнова (1894—1980). С учетом того, что произвольное запоминание в учении оказывается более напряженным процессом, считается целесообразным использование (в возможно большей степени) ресурсов непроизвольного запоминания.

Есть немало исследований, в которых изучалась зависимость запоминания от характера умственной активности субъекта. Так, было установлено, что чем глубже анализируется материал (эффект глубины обработки), тем лучше он сохраняется и в последующем используется. В других работах показано, что объем и качество запоминания повышаются в результате совершения таких мыслительных действий, как сравнение материала, его классификация, составление плана текста и др. Данные результаты оформились в закономерность: эффективность запоминания возрастает с повышением уровня мыслительной активности, проявленной субъектом в процессе запоминания материала.

Результативность запоминания возрастает с использованием воспроизведения в качестве способа долговременного запоминания. Такое воспроизведение (повторение) хорошо известно каждому ученику и студенту. В самом деле, разве можно выучить стихотворение или какой-нибудь другой текст без неоднократных попыток его воспроизведения? Наряду с этим студент, разочарованный результатом экзамена, может воскликнуть: «Надо же, я три раза прочитал учебник!» Вероятно, мало что изменилось бы, если бы он прочитал его шесть раз. Ведь эффективность повторения зависит от меры его осмысленности, что отчасти возвращает нас к предыдущей закономерности.

По собственному опыту мы знакомы с эффектом распределения, нашедшим экспериментальное подтверждение еще в работах Г.Эббингауза (1850— 1909): лучше заучивать достаточно объемный материал по частям, чем пытаться заучивать его сразу целиком.

Эффективность запоминания повышается с использованием ко-дирования. Кодирование — это преднамеренное применение различных способов и средств преобразования информации в более удобный для запоминания вид. Так, мнемотехническая формула: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — опосредствует запоминание цветов спектра. Есть стихотворение, помогающее более точно, чем это обычно необходимо, запомнить число «пи». Вероятно, самым простым примером кодирования является «узелок на память». Существуют, однако, более универсальные способы кодирования, о которых речь уже в некоторой степени шла: классификация, смысловая группировка материала, выделение в тексте ключевых слов, составление плана изложения, графическая схематизация текста, составление тезисов и др. Экспериментально исследуются различные уровни кодирования: кодирование на уровне восприятия (перцептивное кодирование), кодирование как отнесение предмета к категории, а также кодирование, сопровождающееся оценкой своего отношения к предмету (личностно-отнесенное кодирование).

Качество запоминания зависит от установки на время, когда запоминаемая информация понадобится. Психолог В.А.Артемов подметил: «Если школьнику предложить что-нибудь выучить с предупреждением, что он будет спрошен только тотчас по окончанию выучивания, то окажется, что через две недели он ничего из выученного не помнит. Его товарищ, заучивший тот же материал с условием, что его спросят не только сегодня, но и через две недели, дает значительно лучшие результаты». Зависимость продуктивности запоминания от установки на время воспроизведения получила и экспериментальное подтверждение.Существует также эффект изоляции (эффект фон Ресторф), который заключается в более легком запоминании редких (одного или нескольких) элементов, помещенных среди других, составляющих большую часть ряда. Например, если в списке слов, обозначающих предметы мебели, встретятся два слова, не обозначающих мебель, то именно они запомнятся лучше.