
2. Содержание Русской Правды
2.1 Характеристика уголовного права по Русской правде
Понятия преступления в Русской Правде нет. Там употребляется термин обида, под которым понимается всякое нанесение физического или морального вреда. Субъектами преступления могли быть только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершалось несколькими лицами, то все они несли одинаковую ответственность независимо от степени участия каждого. Русская Правда признает смягчающие вину обстоятельства, например различает убийство на пиру и убийство в разбое, устанавливая за них разное наказание. Более легкое наказание следует за преступление, совершенное в состоянии опьянения.
Основным видом наказания за различные виды преступлений является, по Русской Правде, денежное взыскание. Оно осуществлялось в нескольких видах. Вира — штраф за убийство в пользу князя в размере 40 гривен. За убийство княжих людей взималась вира в 80 гривен. Дикая вира взималась со всей общины, в которой состоял преступник. Головничество — денежное взыскание в пользу родственников убитого — уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления Русская Правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действием (вырывание бороды), нанесение увечья, нанесение побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как поток и разграбление, т.е. лишение личных и имущественных прав. Русская Правда не упоминает о смертной казни, но в то же время из арабских источников известно, что русы казнили воров, попавшихся в третий раз, через повешение.
Из имущественных преступлений Русская Правда упоминает татьбу, конокрадство, поджог, незаконное пользование чужим имуществом и т.д. Самым тяжким имущественным преступлением считалось конокрадство, за которое назначалось высшее наказание — поток и разграбление.
Судебный процесс по Русской Правде носил состязательный характер, он не делился на уголовный и гражданский. Главную роль в судопроизводстве играл князь. Участвовали в суде и ратные люди: тысяцкий, сотские, десятские.
Обе стороны процесса назывались истцами. Если преступник не был известен, его отыскивали при помощи так называемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался с заклича, когда пострадавший объявлял на торгу о пропавшей вещи. К закличу прибегали лишь в том случае, если пропавшая вещь имела какие-то индивидуально определенные признаки. Это могли быть холоп, оружие, одежда. Иначе отыскать похищенную вещь было невозможно. Если по истечении трех дней вещь обнаруживалась, то лицо, у которого она была обнаружена, считалось ответчиком в случае отсутствия доказательства добросовестности приобретения найденной у него вещи.
В целом смысл свода как досудебной процедуры состоял в определении противной стороны в судебном процессе.
Если должник не оспаривал своего долга или права кредитора на вещь, но и не отдавал должного, тогда взыскание осуществлялось в бесспорном порядке с помощью должностных лиц государства. Личный иск возникал в том случае, если должник оспаривал право кредитора требовать с него долг. Тогда кредитор вызывал его на суд. Гарантом явки мог выступать поручитель.
Если преступник бежал, происходило гонение следа (розыск преступника по следам). Если след терялся на большой дороге или в степи, розыск прекращался. Если след терялся на территории общины, она сама разыскивала преступника или уплачивала дикую виру.
В качестве судебных доказательств Русская Правда признавала присягу, собственное признание, ордалии (судебные испытания, в первую очередь раскаленным железом, когда обвиняемый брал в руки такое железо и по ожогам судили о степени его виновности), свидетельские показания (видоки и послухи). Видоки — те, кто видел преступление, его непосредственные очевидцы, а послухи — те, кто только слышал о преступлении и преступнике, а гакже свидетели доброго имени подозреваемого. О судебном поединке в Русской Правде не упоминается, но о нем говорят арабские источники. Победивший в поединке признавался выигравшим процесс.
Русская Правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая правда, что объясняется сходным этапом развития общественных отношений. И там и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по словам исследователей С. Кондрашкина и М. Неборского, «ярким отличием древнерусского уголовного права от германского является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси X—XI вв. упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью судебного процесса германских народов»1.