Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Годфруа Ж. Что такое психология Т.2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
24.19 Mб
Скачать

Приближение к смерти

Согласно Кюблер-Росс, умирающие обычно проходят через пять стадий.

Первая из них - отрицание. Слова: «Нет, не я!»- самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диаг­ноза. В зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и насколько сильную поддержку ему оказывают окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее.

Гнев, охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», характеризует вторую стадию. Умирающий изливает этот гнев на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возмож­ность излить свои чувства вовне.

Затем начинается стадия «торга»: больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным пациентом или примерным верующим.

Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в фазу депрес­сии. Вопросов он больше не задает. Он просто говорит себе: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап.

Ступени смерти

Жизнь уходит поэтапно-в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Пэттисон (1977) выделяет четыре стадии этого процесса (рис. 10.22).

С оциальная смерть характеризуется потребностью умирающего изо­лироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей.

Рис. 10.22. Жизнь покидает земную оболочку, в ко­торой она долгие годы пребывала, постепенно, в не­сколько этапов.

Психическая смерть соответствует осознанию человекам очевидного конца.В это время экстравертированное сознание угасает, уступая место состоянию, характерному для последнего периода жизни (см. документ 4.7).

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности го­ловного мозга и его контроля над различными функциями организма.

Наконец, физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность "его жизненно важ­ных органов 1.

Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или психологическое «афродизирующее средство»?

Среди мечтаний, которым не противится большинство людей, срав­нительно большое место занимают мысли, вызывающие половое воз­буждение. Время, которое человек посвящает таким сексуальным фан­тазиям, с возрастом вначале увеличивается. У подростков оно в среднем составляет 17% всего времени, в возрасте от 18 до 20 лет эта доля достигает 20%, а затем снижается до 8% между 28 и 35 годами и менее чем до 1% после 65 лет (Сатегоп, 1967).

Чаще всего сексуальные фантазии сопровождают мастурбацию, не возникают они при мастурбации лишь у 20% подростков мужского пола и 10% женского (8огеп«еп, 1973). Для более чем половины всех мужчин и трети женщин просмотр эротических фотографий или фильмов служит стимулом к мастурбации или дополнительным источником мастурба-ционных фантазий.

(Рис. 10.23. Эротические фантазии свойственны каждому человеку на протяжении всей жизни; они при­сутствуют во всех проявлениях его половой активности).

У многих мужчин и около 30% женщин эротические фантазии возникают и во время полового акта (Wolfe, 1981). Работы Крепо (Crepault) по изучению «эротического воображения» жителей Квебека выявили заметные различия между формами сексуальных фантазий у мужчин и женщин. Так, у женщин эти фантазии чаще, чем у мужчин, принимают сентиментальную окраску. Если у женщин они в первую очередь имеют жсгибиционистский 1 характер (медленное раздевание), то у мужчин чаще отмечаются фантазии вуайеристского2 типа (пассив­ное присутствие при эротических сценах, например при сценах женских гомосексуальных отношений, или созерцание раздевающейся или мас­турбирующей женщины). Главным образом женщине свойственны фан­тазии нарциссического типа (когда она воображает, что обладает огром­ной сексуальной привлекательностью) или мазохистские фантазии (под­вергается агрессии со стороны одного или нескольких половых парт­неров); у мужчин чаще встречаются фантазии фетишистского типа (когда мужчина представляет себе женщину в одежде и с другими принадлежностями туалета, возбуждающими его воображение) или типа активного принуждения (связывание партнерши и принуждение ее к сек­суальной активности). Мужчинам также свойственны и фантазии поли­гамного типа (сексуальная активность сразу с несколькими женщинами), оргиастические фантазии (участие в групповой сексуальной активности), фантазии орогенитального типа (фелляция, куннилингус или оральная эякуляция) или инициативистские фантазии (совращение девочки).

Гомосексуальные фантазии отмечаются у лиц обоего пола-по дан­ным Крепо (1977), у 7% мужчин и 11% женщин. То же самое можно сказать и о фантазиях, когда субъект воображает, что подвергся сексуальному принуждению (будучи связанным или не связанным), или о фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели, когда женщина отождествляет себя с проституткой или с развратницей, а муж­чина превращает ее в «объект сексуальной эксплуатации».

Религия, а затем и психоанализ по разным причинам пожелали увидеть в сексуальных фантазиях извращение. По мнению Фрейда, такие фантазии отражают наличие конфликта между подавленными сексуаль­ными импульсами и семейными или социальными запретами и, таким образом, вместе с другими сексуальными извращениями (см. гл. 12) искажают «нормальные сексуальные цели». Американский психиатр и психоаналитик Столлер полагает, что «дневные мечтания в сжатом виде отражают первичные отношения всего детства и пытаются осво­бодить человека от имевших место в детстве фрустраций, травм и конф­ликтов», давая ему возможность хотя бы в своем воображении при­чинить зло объекту эротических фантазий. Подобная агрессивность, особенно отчетливо проявляющаяся в садо-мазохистских фантазиях, принимает в эксгибиционистских, вуайеристских фантазиях и фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели", форму «унижения» другого человека.

Напротив, по мнению других психотерапевтов, в сексуальных фан­тазиях нет ничего постыдного - они лишь помогают многим людям примириться со своей половой жизнью, культивируя про себя свои тайные помыслы. В этом они видят, в частности, способ легкого достижения удовольствия, и, кроме того, «мысленная подмена» позво­ляет человеку подготовиться к соответствующим действиям в будущем или же заменить действия, осуществить которые у него мало шансов. Таким образом, фантазии позволяют ослабить сексуальную фрустра­цию, так как благодаря им можно отчасти удовлетворить желания, реализация которых находится под запретом.

Мастере и Джонсон, изучив небольшую выборку гетеросексуальных, гомосексуальных и бисексуальных женщин и муж­чин, обнаружили, что уровень сексуальных фантазий был самым низким у бисексуальных мужчин, а самым высоким у лесбиянок. Другие иссле­дования показали также, что если у лесбиянок главным предметом сексуальных фантазий бывает привычная партнерша, помещаемая в непривычную ситуацию, то у гетеросексуальных женщин в фантазиях присутствует чаще всего малознакомый мужчина. Гетеросексуальные мужчины обычно строят свои фантазии вокруг конкретной женщины, но не своей привычной партнерши. Самой обычной темой фантазий у гомо­сексуальных женщин и мужчин является активное принуждение, но если у мужчин оно связано преимущественно с применением физической силы, то у лесбиянок это чаще психологическое давление.

Быть может, после всего сказанного о сексуальных фантазиях умест­но будет вспомнить слова Столлера, что «человек не очень склонен любить, особенно в то время, когда он занимается любовью».

Источники: Katchadourian H.A., La sexualite humaine, Montreal, Les Editions HRW, 1982.

Stoller R.J.. 1979, L'excitation sexuelle, Paris, Payot, 1984. Goleman D.. Bush S., „Les fantasmes sexuels", Psychologie, n' 98, mars 1978, p. 33-38.