
- •Введение
- •1. Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда», 1770
- •2. Григорий Угрюмов "Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" Не позднее 1800.
- •3. Василий Сазонов "Дмитрий Донской на Куликовом поле", 1824
- •4. Николай Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", 1871
- •8. Константин Маковский "Боярский свадебный пир в XVII веке", 1883
- •9. Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", 1885
- •10. Василий Суриков "Боярыня Морозова", 1887
- •11. Василий Верещагин "Наполеон на Бородинских высотах", 1897
- •12.Виктор Васнецов "Богатыри", 1898
- •Василий Иванович Суриков (1848 – 1916гг)
4. Николай Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", 1871
(Приложение 7)
"Я чувствовал везде и во всем влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину "Петр I и царевич Алексей"".
Николай Ге
"Теперь трудно представить себе сцену допроса иначе, чем на полотне Ге. "...Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, - писал Салтыков-Щедрин, - был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются в памяти". Художник вновь выбирает для картины момент, когда в отношениях отца и сына уже все решено. Петр, строящий обновленное государство, сознательно жертвует своим сыном, чтобы правление Алексея "тяжелым бревном" не легло под ноги России. Уверенный в своей правоте Петр пристально смотрит на жалкую, беспомощную фигуру сына. Взгляд опущенных глаз Алексея выдает упрямство и надежду все повернуть вспять. Кроваво-красная с четким узором скатерть спадает на пол, навсегда разделяя отца и сына. Личная драма на картине Ге – это и историческая драма".
Владимир Скляренко, искусствовед
5. Илья Репин "Запорожцы пишут письмо Турецкому султану", 1880-1891
(Приложение 8)
"Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, с процессией искалеченных людей, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии".
Александр Бенуа художник, критик
7. Василий Перов "Никита Пустосвят. Спор о вере", 1881
(Приложение 9)
Василий Перов выбрал тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона. Никита Пустосвят (настоящее имя – Добрынин Никита Константинович; прозвище "Пустосвят" было дано сторонниками официальной церкви), суздальский священник, один из идеологов раскола. Церковный собор 1666–1667 осудил его и лишил сана. В 1682 раскольники воспользовались восстанием стрельцов в Москве и выдвинули требование, чтобы церковь вернулась к "старой вере". В Кремле состоялись "прения о вере", где Никита Пустосвят выступал главным оратором.
В центре – сам Никита, рядом с ним монах Сергий с челобитной, на полу – Афанасий, архиепископ Холмогорский, на щеке которого Никита "запечатлел крест". В глубине – предводитель стрельцов князь И.А.Хованский. В гневе встала с трона царевна Софья, раздраженная дерзостью раскольников. На следующий день Никита и его сторонники были обезглавлены по обвинению в возмущении народа.
"Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное – неусыпный труженик... Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком - человеком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством".
Василий Перов
8. Константин Маковский "Боярский свадебный пир в XVII веке", 1883
(Приложение 10)
"Константин Маковский, тем не менее, останется если и не в художественном отношении, то, по крайней мере, в историческом довольно интересным примером. В нем… нашли себе отражение великосветская сторона русской жизни и великосветские вкусы 70-х и 80-х годов.
Сбитость русского общественного мнения в деле оценки художественных произведений сказалась как нельзя ярче в том, что К. Маковский долгое время был всеобщим баловнем.
Особенно любопытным представляется искренний и шумливый восторг от него в нашей передовой прессе, провозгласившей "Боярский пир" и "Выбор невесты" первокласснейшими образцами новейшей живописи".
Александр Бенуа, художник, критик