
- •Маркетинг. Экономика отраслевых рынков Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции
- •Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации
- •Товар и его коммерческие характеристики
- •Конкурентоспособность товара
- •Составляющие конкурентоспособности товара Сущность, индикаторы и факторы конкурентоспособности товара
- •Ценообразование в системе маркетинга
- •Ценовые стратегии
- •Организация маркетинга на предприятии, службы маркетинга
- •Международный маркетинг
- •Распределение товаров
- •Система маркетинговых коммуникаций
- •Сущность отраслевых рынков, их функции
- •Типы рынков, характеристики структуры рынка
- •Понятия концентрации продавцов и рыночной власти фирмы
- •Рыночные барьеры
- •1. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
- •2. Вертикальная интеграция
- •3. Диверсификация деятельности фирмы
- •4. Дифференциация продукта
- •5. Эластичность и темпы роста спроса
- •6. Иностранная конкуренция
- •7. Институциональные барьеры
- •Ценовая и неценовая конкуренция
- •Ценовая дискриминация, ценовые войны
- •Слияния и поглощения на рынке
- •Сделки по слиянию и поглощению
- •Горизонтальное слияние.
- •Вертикальное слияние.
- •Образование конгломерата.
- •Формы вертикальной интеграции и вертикального контроля
- •Государственное регулирование рынков
- •Антимонопольная политика
Формы вертикальной интеграции и вертикального контроля
В зависимости от интегрирования стадий технологической цепочки
«Назад» или «вниз»
Объединение с предприятиями предыдущих технологических операций.
«Вперед» или «вверх»
Объединение с предприятиями последующих технологических операций
2. В зависимости от объема интегрирования
Полная
Объединяются все этапы технологической цепочки
Узкая
Объединение лишь части входящих элементов технологической цепочки и производство остальных собственными силами
В зависимости от инициатора интегрирования
Прогрессивная
Объединение, инициатором которого выступает фирма-поставщик, стремящаяся поставить под контроль своих потребителей
Регрессивная
Объединение, инициатором которого выступает фирма-потребитель, стремящаяся поставить под контроль своих поставщиков
Под вертикальной интеграцией, таким образом, понимается контроль одной фирмы (фирмы-интегратора) над двумя или несколькими последовательными стадиями производства и сбыта продукции. Под стадией производства и сбыта мы понимаем здесь любой процесс, в ходе которого к первоначальной стоимости продукта присоединяется добавленная стоимость, а продукт продвигается ближе к конечному потреблению. В агропродовольственном секторе такими интеграторами обычно выступают перерабатывающие или торговые фирмы, которые с целью более полного соответствия потребностям рынка подчиняют своему контролю фермы. Вертикальная интеграция обычно существуют в двух формах − производственной контрактации и интеграции собственности.
При производственной контрактации фирма-интегратор заключает долгосрочные контракты с производителями или первичными дилерами, закупающими сельскохозяйственную продукцию непосредственно у фермеров. Контракты заключаются до начала производственного цикла, жестко фиксируют параметры законтрактованной продукции, технологию ее производства, сроки поставки и цены. Часто в таких контрактах устанавливается поставщик ресурсов для производства продукции. Таким образом, фермер теряет контроль над собственной продукцией − и над процессом ее производства, и над процессом ее сбыта. Он не волен изменить технологию, источники закупки средств производства, покупателя.
Другой вид вертикальной интеграции − интеграция собственности, иногда называемая также корпоративной интеграцией. Интеграция собственности означает расширении собственнических прав на две и более стадий производства и сбыта продовольственной продукции. Это более глубокий вариант интеграции, при которой фирма-интегратор получает в собственность часть активов интегрируемых агентов. При этом фирма-интегратор наряду с фермой может владеть и другими предприятиями продовольственной цепочки, например, комбикормовым заводом, перерабатывающим или транспортным предприятием и т. д. Случаи, когда фермеры продают свою продукцию непосредственно населению (продажа на обочинах дорог, реализация по типу «собери сам» и т. п.), обычно не рассматриваются в качестве примеров корпоративной интеграции.
Вертикальная интеграция расширяет сферу деятельности компании в данной отрасли. Фирмы могут расширять свою деятельность по направлению к поставщикам (назад) и/или (вперед) по направлению к конечному пользователю или продукту. Фирма, строящая новый завод для производства компонентов, которые ранее закупались у поставщиков, несомненно, остается в той же отрасли, что и раньше. Единственное изменение состоит в том, что она теперь имеет два хозяйственных подразделения на разных стадиях отраслевой цепочки ценностей.
Стратегии вертикальной интеграции могут преследовать цель полной интеграции (участие во всех стадиях отраслевой цепочки ценностей) или частичной интеграции (создавая позиции на наиболее важных этапах отраслевой цепочки ценностей). Компания может осуществить вертикальную интеграцию, начиная собственные действия в других звеньях отраслевой цепочки ценностей или приобретая фирмы, уже работающие в этой сфере, чтобы они были ближе к компании.
Формы вертикального контроля
Вертикально интегрированные фирмы, подразумевают комбинацию контроля над собственностью предприятий, принадлежащих к разным стадиям технологической цепочки, с контролем над их поведением. Вертикально интегрированная единица в полном смысле слова предусматривает сочетание этих двух типов контроля. Однако в действительности они могут существовать относительно независимо друг от друга: в системе холдинга возможен вертикальный контроль над собственностью фактически без контроля над поведением. Рыночное поведение формально самостоятельных предприятий, в свою очередь, может контролироваться в отсутствие контроля над собственностью. В последнем случае можно говорить о вертикальной квазиинтеграции или вертикальном контроле, не закрепленном отношениями собственности.
Основным способом создания вертикально интегрированных фирм в полном смысле слова, сочетающих контроль над собственностью и контроль над поведением, служат слияния и поглощения. Слияния и поглощения (M&A) - это общее имя для всех сделок, которые объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен активами. Сюда входят сами слияния (соединение компаний в одну), поглощения, приобретение компаний, LBO, MBO (выкуп акций заемными средствами), "takeover" (враждебное поглощение), рекапитализация, изменение структуры собственности, "обратное слияние" (создание публичной компании без IPO), "spin-off" (выделение и продажа бизнес-единицы) и все другие сделки, которые подразумевают передачу корпоративного контроля из рук одних акционеров другим.
Эти сделки могут быть использованы в различных целях, как в интересах компаний в целом, так и в интересах их совладельцев. Слияния и поглощения могут улучшить положение компании и повысить прибыльность и устойчивость, сделать ваш бизнес более конкурентоспособным и прибыльным.
Основная причина сделок, где компании используют механизмы слияния и поглощения - это конкуренция, которая вынуждает активно искать инвестиционные возможности, эффективно использовать все ресурсы, снижать издержки и искать стратегии противодействия конкурентам. Расширяя свои возможности, компании создают стратегии диверсификации и реструктуризации. С данной точки зрения, сделки относительно корпоративного контроля:
являются естественной реакцией на изменяющиеся рынки;
нужны всем компаниям для постоянного приспособления к изменяющейся экономике.
Слияния и поглощения расширяют возможности компаний. Менеджеры компаний обычно рассматривают внутренние и внешние инвестиционные возможности. Внутренние инвестиции касаются реорганизаций и инвестиций в саму компанию, внешние проекты связаны с приобретением новых активов и проектов. Компаниям следует рассматривать еще один круг возможностей, предполагающий взаимодействие с другими игроками рынка, и самим постоянно искать такие возможности, сопоставляя потенциал внутреннего роста и слияний.
Необходимо, чтобы варианты реструктуризации постоянно рассматривались и были в арсенале каждого корпоративного менеджера, так как Россия переживает уже вторую волну слияний и поглощений в последние годы. Первая волна была создана долговым кризисом 1998 г., девальвацией, удешевлением активов и переключением спроса на внутреннее потребление. Вторая волна вызвана высокими ценами на нефть, большими доходами от экспорта. Компании, особенно экспортного сектора, создали значительные наличные резервы и стремятся вложить их в другие отрасли. Очевидно, что российским компаниям не удастся избежать тенденции к укрупнению капитала, если они хотят быть конкурентоспособными как на локальном, так и на международном уровне. Именно поэтому сейчас небезынтересно обратиться к уже имеющемуся опыту как ошибок, так и успехов.
Что является причиной слияний и поглощений? Основной причиной слияний и поглощений всегда выступает конкурентная среда, а точнее - изменения, которые она вносит в технологии, организацию отраслей. Развитие экономики выражается в ее глобализации, диверсификации, технологическом прогрессе, либерализации рынков. Каждый этот фактор отдельно и в сочетании с другими вызывает необходимость пересмотра прогнозов и переоценки активов всеми компаниями.
Почему сделки слияния и поглощения популярны? Количество слияний и поглощений во всем мире растет. Последствия глобализации вынуждают компании укрупнять капитал ради более эффективного его использования. Но несмотря на то, что слияния и поглощения являются распространенными сделками, проблема их эффективности стоит достаточно остро. Вот что показывают часто цитируемые результаты исследований:
61% слияний не окупает вложенных в них средств (Mergers & Acquisitions Journal, 1998);
57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других субъектов рынка (PriceWaterhouse, исследование 300 слияний за 1987-1997).
Тем не менее, объемы сделок и их число в мире растет. Рекорд был зафиксирован в 1998 году и составил 798 млрд. долл до при 4000 сделок среди крупных и средних компаний (исследование KPMG). Мировой опыт показывает, что число сделок растет, но они зачастую не дают желаемого эффекта, не создают добавочную стоимость для собственников поглощающей фирмы, хотя требуют длительного и недешевого процесса юридических и финансовых переговоров. Возникает вопрос, почему огромная доля таких альянсов заканчивается неудачей, а сделки слияния и поглощения остаются популярны? Факты показывают, что отсутствие гарантированной выгоды и низкая вероятность успеха не служат препятствием для слияний и поглощений. Обычно отсутствие успехов относят к плохому финансовому и организационному планированию сделок (и, видимо, большая доля правды в этом есть). Но слияния и поглощения - это еще и один из инструментов конкурентной стратегии. Поэтому, могут существовать мотивы сделок, не связанные с прямой выгодой.