Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Ференци Шандор, Тело и подсознание.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.79 Mб
Скачать

8. Георг Гроддек: «Поиск души»

Роман из области психоаналитики

(1921)

    Вероятно, мно­гим чи­та­те­лям не­мец­кой ли­те­ра­ту­ры из­вес­тен тем­пе­ра­мен­т­ный врач Грод­дек, не­на­ви­дев­ший сум­рак на­уч­ных суж­де­ний про­фес­со­ров, сво­ими гла­за­ми наб­лю­дав­ший лю­дей, их бо­лез­ни и про­цес­сы ле­че­ния; опи­сы­вал все соб­с­т­вен­ны­ми сло­ва­ми, не поз­во­ляя за­пих­нуть се­бя в прок­рус­то­во ло­же уче­ной тер­ми­но­ло­гии. Не­ко­то­рые его со­чи­не­ния на­по­ми­на­ют из­вес­т­ные си­ту­ации пси­хо­ана­ли­за, хо­тя вна­ча­ле ав­тор выс­ту­пал про­тив Фрей­да и лю­бых иных школ. Его фа­на­тич­ный по­иск ис­ти­ны на­ко­нец вы­ра­зил­ся в не­на­вис­ти к школь­ной уче­нос­ти. Он от­к­ры­то приз­нал оши­боч­ность сво­его выс­туп­ле­ния про­тив соз­да­те­ля пси­хо­ана­ли­за; бо­лее то­го, он ра­зоб­ла­чал тех, кто, поль­зу­ясь его нез­на­ни­ем, пы­тал­ся из за­вис­ти за­пи­сать его в стан вра­гов ве­ли­ко­го Фрей­да. Не­уди­ви­тель­но, что приз­нав цен­ность пси­хо­ана­ли­за, он не по­шел обыч­ным пу­тем уче­ни­ка Фрей­да, а выб­рал соб­с­т­вен­ный курс. Он ма­ло ин­те­ре­со­вал­ся приз­нан­ной об­лас­тью ана­ли­ти­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния - пси­хи­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями, да­же сло­ва «пси­хе» и «пси­хи­чес­кое» зву­ча­ли фаль­шью для мо­нис­ти­чес­ки нас­т­ро­ен­но­го слу­ха Грод­де­ка. Он счи­тал, что ес­ли прав его мо­низм и вер­ны идеи пси­хо­ана­ли­за, то пос­лед­ние дол­ж­ны бе­зус­лов­но со­от­но­сить­ся с об­лас­тью ор­га­ни­ки. С за­вид­ной от­ва­гой он об­ра­тил ана­ли­ти­чес­кое ору­жие про­тив ор­га­ни­чес­ких за­бо­ле­ва­ний и вско­ре со­об­щил об ис­то­ри­ях бо­лез­ней, уди­ви­тель­но под­т­вер­ж­дав­ших его пред­по­ло­же­ния. Он опоз­нал во мно­гих слу­ча­ях тя­же­лых те­лес­ных за­бо­ле­ва­ний дей­с­т­вие не­соз­на­тель­ных на­ме­ре­ний, иг­рав­ших, по его мне­нию, глав­ную роль в стра­да­ни­ях па­ци­ен­та. Да­же воз­ник­но­ве­ние опу­хо­лей, кро­во­те­че­ний, вос­па­ле­ний и пр. мо­жет быть спро­во­ци­ро­ва­но или да­же уси­ле­но «на­ме­ре­ни­ями». На­ко­нец Грод­дек объ­явил эти тен­ден­ции обя­за­тель­ны­ми для лю­бо­го за­бо­ле­ва­ния. Цен­т­раль­ным мо­ти­вом ла­тен­т­ных «на­ме­ре­ний» он счи­тал поч­ти всег­да сек­су­аль­ное воз­буж­де­ние; ор­га­низм лег­ко и охот­но за­бо­ле­ва­ет, так как тем са­мым мас­ки­ру­ет свое сек­су­аль­но-по­хот­ли­вое же­ла­ние или, нап­ро­тив, не­же­ла­ние сек­су­аль­но-не­по­хот­ли­во­го удов­лет­во­ре­ния. По­доб­но пси­хо­ана­ли­зу, ко­то­рый осоз­на­ни­ем скры­тых по­буж­де­ний и лом­кой соп­ро­тив­ле­ния со сто­ро­ны вы­тес­нен­ных тен­ден­ций ле­чит ду­шев­ные за­бо­ле­ва­ния, при­ме­ня­емые Грод­де­ком ме­то­ди­ки ана­ли­ти­чес­ко­го ле­че­ния бла­гоп­ри­ят­но воз­дей­с­т­во­ва­ли на тя­же­лые те­лес­ные за­бо­ле­ва­ния. Мне по­ка не­из­вес­т­но при­ме­не­ние или под­т­вер­ж­де­ние дру­ги­ми вра­ча­ми это­го сво­е­об­раз­но­го ме­то­да ле­че­ния. Мо­жет быть, это все­го лишь ре­зуль­тат суг­гес­тив­ной мо­щи од­но­го вы­да­юще­го­ся вра­ча. Во вся­ком слу­чае нет при­чин сом­не­вать­ся в ло­гич­нос­ти и серь­ез­нос­ти его те­ории.

    Ныне этот ис­сле­до­ва­тель при­го­то­вил нам но­вый сюр­п­риз в ка­чес­т­ве ро­ма­на. Я не ду­маю, что он до­би­ва­ет­ся ли­те­ра­тур­ной сла­вы; ве­ро­ят­но, он ви­дит в ро­ма­не под­хо­дя­щую фор­му для вы­ра­же­ния сво­их убеж­де­ний, сво­их дос­ти­же­ний в по­ни­ма­нии лю­дей, их жиз­ни, их бо­лез­ней. Ве­ро­ят­но, он не до­ве­ря­ет спо­соб­нос­ти сво­их сов­ре­мен­ни­ков вос­п­ри­ни­мать но­вое и не­обыч­ное, по­это­му и об­ра­тил­ся к по­мо­щи раз­в­ле­ка­тель­но­го чте­ния, сдоб­рен­но­го юмо­ром и обе­ща­ни­ем спе­ци­аль­ной пре­мии за ин­те­рес к сек­су­аль­ной сто­ро­не жиз­ни.

    Я не ли­те­ра­тор и воз­дер­жусь от оцен­ки эс­те­ти­чес­ких ка­честв это­го ро­ма­на, но ду­маю, что это неп­ло­хая кни­га, раз ав­тор су­мел при­ко­вать вни­ма­ние чи­та­те­лей к слож­ным проб­ле­мам би­оло­гии и пси­хо­ло­гии. При этом он сво­бод­но ис­поль­зу­ет юмор, гро­теск, а иног­да на­пол­ня­ет стра­ни­цы от­к­ро­вен­но тра­ги­чес­ки­ми со­бы­ти­ями.

    Автор наз­вал сво­его ге­роя Мюл­ле­ра-Вель­т­лей­на «иска­те­лем душ» и ос­т­ро­ум­но изоб­ра­зил его в ви­де ге­ни­аль­но­го шу­та, так что чи­та­те­лю впо­ру раз­би­рать­ся са­мос­то­ятель­но, где дей­с­т­ву­ет шут, а где - ге­ний.

    Вот так Грод­дек - он же Вель­т­лейн - мо­жет от­к­ро­вен­но бе­се­до­вать с пуб­ли­кой, не пре­тен­дуя на «на­уч­ность» из­ло­же­ния. Пусть воз­му­щен­ный бур­жуа тре­бу­ет для ав­то­ра сми­ри­тель­ной ру­баш­ки; ав­тор ведь толь­ко шу­тит, и хра­ни­те­лям мо­ра­ли ос­та­ет­ся од­но - де­лать вид, что им то­же хо­чет­ся пос­ме­ять­ся. Вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние этой кни­ги сос­то­ит в том, что по­доб­но Свиф­ту, Раб­ле, Баль­за­ку ав­тор об­на­ру­жи­ва­ет под пи­етиз­мом и хан­жес­т­вом на­ше­го вре­ме­ни под­лин­ное, скры­тое мас­кой ли­цо жес­то­кос­ти и раз­в­ра­та. Ду­маю, что это по­ни­ма­ют мно­гие мыс­ли­те­ли, вра­чи и на­тур­фи­ло­со­фы.

    О со­дер­жа­нии ро­ма­на труд­но го­во­рить, при­во­дя из не­го вы­дер­ж­ки. Ге­рой - ста­рый хо­лос­тяк, ве­ду­щий упо­ря­до­чен­ный оди­но­кий об­раз жиз­ни, вне­зап­но на­ру­шен­ный по­яв­ле­ни­ем ов­до­вев­шей сес­т­ры с доч­кой. О том, что про­ис­хо­дит меж­ду этой доч­кой и ге­ро­ем, мы мо­жем толь­ко ту­ман­но до­га­ды­вать­ся. Во­юя с кло­па­ми, ко­то­рые за­ве­лись в до­ме, наш ге­рой «схо­дит с ума», а точ­нее ос­во­бож­да­ет­ся от всех со­ци­аль­ных оков - пра­ва на нас­лед­с­т­во, пра­вил по­ве­де­ния, вос­пи­та­ния и пр. Он как бы ста­но­вит­ся дру­гим че­ло­ве­ком, ме­няя да­же имя, но бла­го­да­ря сво­ему сос­то­янию и ста­рым свя­зям, да­же бу­ду­чи бро­дя­гой, име­ет дос­туп в выс­шие об­щес­т­вен­ные кру­ги. Там он ши­ро­ко поль­зу­ет­ся сво­бо­дой шу­та и го­во­рит всем прав­ду. Без сом­не­ния, чи­та­тель раз­бе­рет­ся в ис­тин­ных мыс­лях Грод­де­ка, скры­ва­емых под кол­па­ком с ко­ло­коль­чи­ка­ми. Ав­тор по­ме­ша­ет ге­роя в по­ли­цей­с­кую тюрь­му, в ме­щан­с­кий ке­гель-клуб, в боль­нич­ную па­ла­ту. Мы ви­дим его в зо­оло­ги­чес­ком са­ду, в кар­тин­ной га­ле­рее, на на­род­ном соб­ра­нии, на кон­г­рес­се фе­ми­нис­ток, сре­ди отъ­яв­лен­ных прос­ти­ту­ток, шу­ле­ров и шан­та­жис­тов, в ва­го­не 4-го клас­са, да­же на по­пой­ке у прус­ско­го крон­п­рин­ца. Всю­ду он ве­дет се­бя как под­лин­ный «анфан тер­рибль», ко­то­рый все при­ме­ча­ет и вы­да­ет се­бя то за муд­ро­го ре­бен­ка, то за ста­ро­го дур­ня. А лей­т­мо­ти­вом его шу­тов­с­т­ва-ду­ра­чес­т­ва яв­ля­ют­ся кро­хи вос­по­ми­на­ний о дра­ма­ти­чес­кой вой­не с кло­па­ми, сим­во­ли­ку ко­то­рой он не­од­нок­рат­но под­чер­ки­ва­ет на про­тя­же­нии ро­ма­на. И во­об­ще ра­ду­ет­ся как ре­бе­нок каж­до­му сим­во­ли­чес­ко­му срав­не­нию, что мас­тер­с­ки по­ка­за­но ав­то­ром.

    Символика, ко­то­рую пси­хо­ана­лиз час­тич­но вскры­ва­ет в ви­де фак­то­ров, фор­ми­ру­ющих мыс­ли, ор­га­ни­чес­ки при­су­ща Вель­т­лей­ну, его кос­ми­чес­ко­му вос­п­ри­ятию, а сек­су­аль­ность есть центр, вок­руг ко­то­ро­го вра­ща­ет­ся весь сим­во­ли­чес­кий мир, воб­рав­ший в се­бя че­ло­ве­чес­кие же­ла­ния и меч­ты. В ми­ре гос­под­с­т­ву­ет это гран­ди­оз­ное един­с­т­во, а раз­д­во­ение ду­ши и те­ла - лишь су­еве­рие. Ду­ма­ет все те­ло: фор­мой усов, мо­золью на но­ге; да­же ис­п­раж­не­ния мо­гут вы­ра­жать мысль. Ду­ша «за­ра­жа­ет­ся» те­лом, те­ло - со­дер­жа­ни­ем ду­ши», о не­ко­ем Я го­во­рить бес­смыс­лен­но. Силь­ней­шие «за­ра­же­ния» - сек­су­аль­ные. Кто не хо­чет в со­зи­да­нии ви­деть эро­ти­ку, ста­но­вит­ся бли­зо­ру­ким; не­чув­с­т­ву­ющие аро­ма­та му­ча­ют­ся нас­мор­ком; эро­ген­ные зо­ны мо­гут быть пред­с­тав­ле­ны фор­ма­ми ли­ца, нап­ри­мер, двой­ным под­бо­род­ком. Свя­щен­ник «пас­тор­с­ки за­ра­жа­ет­ся» сво­ей ря­сой; не жен­щи­на вя­жет чу­лок, а ру­ко­дельи низ­во­дит жен­с­кий пол до сос­то­яния жал­ко­го нич­то­жес­т­ва. Выс­шая де­ятель­ность че­ло­ве­ка - ро­ды; ду­хов­ные уси­лия муж­чи­ны - лишь сме­хот­вор­ные по­пыт­ки под­ра­жа­ния это­му твор­чес­ко­му ак­ту. Меч­та о рож­де­нии де­тей нас­толь­ко про­ни­зы­ва­ет че­ло­ве­чес­кие стрем­ле­ния, что от­ра­жа­ет­ся те­лес­но в ви­де туч­нос­ти: «стать жир­ным мож­но лишь из-за не­удов­лет­во­рен­но­го же­ла­ния ро­дить ре­бен­ка». Да­же бо­лез­ни и ра­ны яв­ля­ют­ся не толь­ко ис­точ­ни­ка­ми стра­да­ний - че­рез них че­ло­век поз­на­ет «пи­та­ющую си­лу со­вер­шен­с­т­ва».

    Наиболее уют­но Вель­т­лей­ну в дет­с­кой ком­на­те, где он ве­се­лит­ся вмес­те с деть­ми и ра­ду­ет­ся про­яв­ле­ни­ям на­ив­ной эро­ти­ки. И на­ибо­лее гру­бо выс­ту­па­ет про­тив уче­ных, осо­бен­но про­тив вра­чей, чья ог­ра­ни­чен­ность яв­ля­ет­ся из­люб­лен­ной ми­шенью его ос­т­рот. С лег­кой иро­ни­ей он кри­ти­ку­ет дог­ма­ти­ку пси­хо­ана­ли­ти­ков, но это выг­ля­дит неж­нос­тью по срав­не­нию с жес­т­кой са­ти­рой, с ко­то­рой он гро­мит «школь­ных пси­хи­ат­ров».

    В кон­це ро­ма­на мы с со­жа­ле­ни­ем уз­на­ем о ги­бе­ли это­го ве­се­ло­го стра­даль­ца в ре­зуль­та­те же­лез­но­до­рож­ной ка­тас­т­ро­фы. Но да­же смерть ге­роя ав­тор изоб­ра­жа­ет с при­су­шим ему ци­низ­мом: про­па­ла го­ло­ва Вель­т­лей­на, и иден­тич­ность мож­но ус­та­но­вить толь­ко по де­та­лям уце­лев­ших ос­тан­ков те­ла, что пы­та­ет­ся сде­лать, как ни стран­но, его пле­мян­ни­ца.

    Таково свер­х­к­рат­кое из­ло­же­ние со­дер­жа­ния это­го «пси­хо­ана­ли­ти­чес­ко­го ро­ма­на». Мож­но не сом­не­вать­ся, что Грод­дек - Вель­т­лейн бу­дет «пос­мер­т­но ин­тер­п­ре­ти­ро­ван, ком­мен­ти­ро­ван, ошель­мо­ван и лож­но по­нят», на­по­до­бие Раб­ле в «Озор­ных рас­ска­зах». Но ведь сох­ра­ни­лись Пан­таг­рю­эль и Гар­ган­тюа! Так, мо­жет быть, ког­да-ни­будь спра­вед­ли­вость вы­па­дет и на до­лю Вель­т­лей­на.