
- •3.1 Черный дрозд в природных местообитаниях
- •3.2 Формирование городских популяций черного дрозда на территории Восточной Пруссии в 30-х годах хх века
- •3.3 Характеристика стадий/этапов процесса формирования городской популяции черного дрозда в Кенигсберге
- •3.4 Современное состояние городской популяции черного дрозда в Калининграде
- •1. Плотность гнездования и общая численность
- •2. Зимовка
- •3. Увеличение продолжительности периода гнездования
- •4. Антропотолерантность
История формирования и современное состояние городской популяции черного дрозда Turdus merula L. в КеНИГСБЕРГЕ /Калининграде
Геннадий В. Гришанов, Мария С. Шукшина
Геннадий В. Гришанов; E-Mail: ggrishanov@kantiana.ru
Мария С. Шукшина; E-Mail: schuksch_masch@mail.ru
1. Einleitung
В различных городах одни и те же виды птиц могут формировать городские популяции, находящие на различной стадии синантропизации. Одним из таких видов является черный дрозд Turdus merula L., городская популяция которого в столице германской провинции Восточная Пруссия городе Кенигсберге сформировалась в 30-е – 40-е годы ХХ века. К тому времени это была северо-восточная граница распространения городской популяции черного дрозда. За последующие десятилетия этот вид расселился по городам восточной части Балтийского региона, изменилось и состояние городской популяции в Кенигсберге, ставшем в послевоенный период российским городом Калининградом. В данной работе авторы представляют краткий ретроспективный анализ особенностей формирования и последующей эволюции городской популяции черного дрозда и характеризуют ее состояние в Калининграде.
2. Material und Methode
Материалы для данной работы были собраны в период с 1974 года по 2013 год. В природных лесных местообитаниях, в городских парках и лесопарках птиц учитывали маршрутным методом, в разнообразных урбанизированных биотопах – методом картографирования (Priednieks et al. 1986). В 1999–2003 годы и в 2006-2007 годы исследования выполнялись в рамках работ по подготовке Атласа гнездящихся птиц Калининграда с использованием стандартных методических подходов (Priednieks et al. 1989). В различных биотопах города проводились целенаправленный поиск гнезд черного дрозда, их описание (промеры, материал, расположение), наблюдения за фенологическими фазами годового жизненного цикла, поведением птиц. Всего с высокой степенью детализации было обследовано около 100 км² городской территории.
3. Ergebnisse und Diskussion
3.1 Черный дрозд в природных местообитаниях
В северо-восточной части Восточной Пруссии черный дрозд населял густые влажные смешанные леса, где предпочитал участки елового подроста, примыкающие к ольховым зарослям. Еловые леса заселялись слабо, в крупных сухих сосновых лесах его распространение ограничивалось отсутствием поблизости воды. В целом для лесов провинции черный дрозд характеризовался как обычная гнездящаяся птица, местами редкая, местами многочисленная. В первые десятилетия ХХ века отмечалось увеличение численности вида в лесных местообитаниях (Tischler 1941).
3.2 Формирование городских популяций черного дрозда на территории Восточной Пруссии в 30-х годах хх века
В конце ХIХ века черный дрозд в окрестностях Кенигсберга был еще редким гнездящимся видом. Заселение городской территории началось в 1919 – 1921 годах, когда было зафиксировано гнездование одной пары в лесопарке Luisenwahl. После этого только в 1933 году в Кенигсберге на декоративном элементе могилы на кладбище у старой проселочной дороги на Pillau (в настоящее время г. Балтийск) было обнаружено гнездо с птенцами. С этого времени начался быстрый и значительный рост численности черного дрозда в городе. В 1934 и в последующие годы было установлено гнездование в ботаническом саду, поющих самцов слышали во многих местах (например, на кладбищах, в Luisenwahl). В 1935 году черный дрозд считался «частой птицей» для Aschmannpark, зоопарка, 01.05.1936 его пение было слышно возле дома в саду правительства в центральной части Кенигсберга. В 1937 и 1938 годах черный дрозд в городе был уже многочисленным как гнездящийся и как зимующий вид (Tischler 1941).
Таким образом, по мнению Ф. Тишлера, с 1933 года Кенигсберг стал интенсивно заселяться черным дроздом, а многочисленные ягодные кустарники в последующие годы стимулировали его к зимовке на территории города и переходу к оседлости. В то же время, несмотря на активное заселение территории города, к концу 30-х годов Кенигсберг был еще слабо заселен черным дроздом по сравнению с центральной частью Германии (Tischler 1941). Однако, известный литовский зоолог Тадас Иванаускас, отмечая, что на востоке Европы в городах Литвы черные дрозды ведут себя совсем не так, как на западе, где дрозды повсеместно встречаются в городских парках, скверах, не боятся людей и машин, считал, что единственным исключением в восточной Европе является Калининград. Он полагал, что «Калининград – это город дроздов, где непонятно почему тут они совсем городские, а в Литве боятся и избегают людей» (Ivanauskas 1955). По-видимому, уже в 40-е годы ХХ века на территории Кенигсберга урбанизированная (специализированная городская) популяция черного дрозда была в целом сформирована.
Появился на гнездовании черный дрозд и в небольших городах Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря: в 1931 году, а возможно и раньше, – в Pillau (49 км от Калининграда), в 1930 году (или несколькими годами ранее) – в Rauschen (в настоящее время город Cветлогорск, 40 км от Калининграда).