Драматургия.
В центре оперы – конфликт русские половцы, как и у Глинки решенный ярко, рельефно, «крупным штрихом». Широко представлены обе стороны конфликта: его можно назвать «внешним». Наиболее полно показана русская линия: в противопоставлении Игоря и народа, его внутренних «врагов» - Галицкого и его «двора» - можно обнаружить проявления «внутреннего» конфликта.
В опере получили широкое распространение принципы эпической драматургии, заложенные ранее Глинкой. Бородин сознательно им следовал, но при этом удивительна глубина творческих прозрений композитора. Бородин создал новую концепцию музыкального эпоса, предопределены новые видения эпической темы. Рассмотрим с этой точки зрения концепцию основных образов и конфликтов произведения.
1) Главной концепционной основой, древнерусской литературы и эпоса была тема нравственности человека, неотъемлемая от первостепенных вопросов общественной жизни. При этом главенствующее значение имел принцип «цельности изображения» - в повествование входило лишь то, о чем можно рассказать полностью. В опере решение центрального конфликта «воли правящей с волей разрушающей» (Б.Асафьев) также заключало в себя нравственную проблему:
а) «великой борьбы человечности с безликой стихийностью» (Б.Асафьев)
б) «Игорь предпочитает этическое чувство долга эстетическом плену сознания» (Б.Асафъев)
Отметим также, что половцы трактованы в «эстетико-экзотическом» плане: Бородин так облагораживает фигуру хана Кончака и половцев, рисует жизнь кочевников в столь «стихийно-обаятельных» красках, что «бегство Игоря становится не бегством из насильнической неволи, а почти открытой дорогой» (Б.Асафьев).
в) Игорь противопоставлен (антипод) Кончаку.
2) Следует сказать, что во многом способ решения конфликта русские-половцы сходен с «Иваном Сусаниным»:
а) раздельное экспонирование (пролог, I действие русские; II-III – половецкие)
б) контрастное сопоставление 2-х психологии, укладов жизни.
в) косвенный показ половцев – пролог, конец 1 действия.
( Немаловажным является то, что III действие не было завершено Бородиным, а имеющиеся наброски и написанные номера говорят об усилении воинственности и враждебности половцев по отношению к русским, хотя идея битвы русских и половцев, предложенная Стасовым, не была поддержана Бородиным. Композитор нигде не сталкивает эти две сферы, а единственный в опере эпизод «соприкосновения» линий - диалог Игоря и Кончаковны во II действии решен как «мирный диалог»).
г) символично и драматургическое развитие русской линии, отражающее идею незыблемости Русской земли: разрыв этой линии происходит в прологе (с момента ухода Игоря действие начинает развиваться в 2-х планах), поворот к первоначальному данному (как и в финале «Руслана» ) - в 4д.- есть отражение главной мысли - идеи стойкости Русского государства.
3) Подобно эпическому миру русских былин, образы героев древнерусской литературы по-своему идеализированы, т.е. трактованы сообразно установленного в ней принципа этикета: человек в центре внимания искусства XI-XIII вв., но не человек сам по себе, а как представитель определенной среды, выразитель определенных интересов. При этом древнее искусство в большей степени символизирует, чем показывает и изображает. Именно так трактует Бородин образы главных героев русской линии - Игоря и Ярославну:
а) Князь Игорь - облагорожен, лишен корыстности, излишнего
безрассудства. В опере этот образ олицетворяет патриотический долг, мужественность, решимость, стремление свободы. Игорь неизменно показан в единстве с народом - соответственно традициям древнерусских летописей он всегда показан в парадных и официальных положениях: во главе войска (пролог), возвращение (IVд,) ; на фоне массовых сцен (пролог).
б) В образе Ярославны, согласно идеальным представлениям о женщине Древней Руси, претворилось извечное женское участие, тревога за судьбу близких, верность. Поэтому Ярославна у Бородина представлена традиционно для русской народной поэзии - чертами сочувствия, верности, ожидания - ранее открывшимися в народном эпосе «Руслана» (Людмила, Горислава). Образ раскрыт достаточно полно, не только символично. Ярославна в отличие от первоисточника, где нет её характеристики, а имеется только эпизод плача, в опере имеет черты конкретного образа: она показана в единстве лирической стороны (во взаимоотношениях с Игорем), бытовой (с девушками), социальной ( дуэт с Галицким), героико-драматической ( сцена с боярами).
4) В древнерусских летописях характеристика князя, как правило, складывалась не только из перечисления его достоинств, но и показа его антиподов. В опере это:
а) Галицкий (персонаж Ипатьевской летописи - гуляка, «Князь-босяк» (Стасов) - природа противопоставления - этическая.
б) В опере также представлен целый ряд контрастных противопоставлений, осуществляющихся на уровне портретных характеристик: Игорь- Кончак, Игорь-Ярослав Галицкий, рать Игоря - Скула и Ерошка — в каждом случае оценка персонажа связана с его отношением к основной идее - нравственному аспекту воплощения патриотической идеи. «Там где Мусоргский страдал бы, Бородин от души веселится» - это высказывание Б.Асафьева во многом объясняет трактовку линии внутренних противоречий русского лагеря. Вероятно поэтому 1 картина I действия, передающая атмосферу разгула в «пьяно-княжьем» дворе Галицкого, написана ярко, сочно, она даже привлекательна в своей неистовости. За комическими фигурами Гудошников - обличение человеческих пороков - трусость, пронырливость
Линия народа: изображение народа как главного героя или активного участника событий - важнейшая традиция русской классической оперы, идущая от «Ивана Сусанина» и («Руслана и Людмилы - от их монументальных хоровых интродукций и финалов не избежал и Бородин, Также сказывается влияние новых тенденций в изображении образа парода, формирующихся в творчестве Даргомыжского, Мусоргского и Римского-Корсакова — не только единым, но и внутренне расслоенным, и столько в неподвижности, но и в активности действий.
1) К Глинкинскому «Славься» близок хор « Солнцу красному слава» (обрамляет пролог) та же величавость, торжественность, праздность и одновременно решительность и сила - АПе^го тосЬгаЮ & таовЮао, также С с1иг. Но ощутимы и различие: у Глинки марш-кант
у Бородина статичное обрядовое действо, истовое и строгое, величавый образ далекой старины, летописи и былины
2) В 1 картине 1 действия - посреди разгула во дворе Галицкого - тоже слышен голос народа - хор девушек «Ой, лихонько» - невелик, но это островок искреннего волнения и сочувствия. Жалоба девушек близка народным причитаниям, хотя Борис далек от стилизации - это настоящая песня Созданный здесь образ дополняется двумя хорами девушек во 2-ой картине 1-ю действия «Мы к тебе княгиня» - мягкие покачивающиеся интонации.
3) Хоры бояр во 2 к. 1д. - контраст разгулу челяди Галицкого - лежит в эпической плоскости
1-й «Мужайся княгиня» - суровость, неугомонность + величавость приковывает внимание к себе властной силой; впервые проводится мысль о поражении русского войска и о нашествии врагов. Но также и стойкость перед лицом надвинувшейся опасности.
ПРОЛОГ
(площадь в Путивле, сборы в поход)
Драматургическая функция (ДФ)
а) фон, обстановка, время, завязка (идея похода экспонируется здесь )экспозиция линии русского народа (и обобщенно, и -кратко- главные герои - Игорь, Ярославна, Галицкий) дано «зерно» каждого образа.
б) завязка - сцена затмения – контраст, (сдвиг) музыке – хотя и не имеет отношение к идее похода, но играет в роль: укрепляет героическую решимость Игоря; предопределяет поражение.
Строение - 3-х ч. Симметричная композиция,
в центре - сцена затмения, ариозо Игоря, комическая сценка с гудошни
ками, прощание Игоря и Ярославны - всего 5 небольших эпизодов, а крайние части - массовые, хоровые - Игорь с дружиной. Чередование тем здесь создает как бы сонатную форму:
гл.п. - 1 хор - «Солнцу красному Слава» С dur
св п.. - 2 хор - «Буй туру, Всеволоду»
поб.п, - жен.хор - «С Дона великого» Е dur
зак-п. - общий - «Всем князьям нашим» Е dur
Разработка - затмение и 5 эпизодов:
1эп. – затмение
2эп. – ариозо Игоря (B dur)
3эп. – сцена с гудошниками (h)
4эп. – прощание с Ярославной (f)
5эп. – сцена с Галицким
реприза - «Частым звездочкам слава» С dur (Тема «Слава» в укрупнении)
В прологе Игорь и дружина - едины, показаны в героическом плане
