
Опера «Князь Игорь».
Значение в творчестве. Основной жанр.
Опера «Князь Игорь» является единственной полноценной оперой в творчестве А.П. Бородина (также написана оперетта «Богатыри» и 4д. совместной оперы-балета «Млада» вместе с Римским-Корсаковым и Мусоргским), создание которой стало для него делом всей творческой жизни: з 25 лет зрелого творчества 18 посвящены работе над оперой. Известно, что замысел не был завершен до конца, и только Римский-Корсаков и Балакирев попытались его осуществить после смерти Бородина.1 Было немало внешних причин мешающих работе композитора: занятость, увлечение другими замыслами... Но также существовали и другие трудности.
Впервые в русском музыкальном театре создавалось произведение, в основе которого были подлинные события русской истории 12 века, воплощенные в великом памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве (1185 год). Сама тематика, поднятая в «Слове...», требовала создания нового типа оперы. Русская классическая опера к тому моменту была еще очень молода: она насчитывала лишь 2 оперы Глинки и 1 Даргомыжского; более богатыми были традиции зарубежного театра (Верди, Вагнер), но на них Бородин вряд ли мог опираться, создавая русскую историческую оперу. Т.о., для Бородина приобретают большое значение традиции Глинки. О своем следовании эпическим традициям глинкинского «Руслана», как известно, говорит Бородин в своем письме к Кармалиной.
Однако композитор не ограничился простым воспроизведением принципов «Руслана», иначе опера была бы написана задолго до смерти. Трудность заключалась в том, что он решил написать оперу не на сказочный сюжет, а на исторический, что требовало обращения к традициям не только 2-ой оперы Глинки, но и 1-ой («Иван Сусанин»). Так Бородин соединяет две линии оперного творчества Глинки и создает на этой основе новый тип оперы - историко-эпический (для чего потребовалось много времени и труда, поисков и экспериментов). К тому же, обладая мощным синтезирующим талантом, Бородин не мог пройти мимо других новаторских достижений, которые содержались в операх его современников. Объединяя различные оперные традиции, он создал нечто качественно новое: цельную и самобытную историко-эпическую оперу - настоящий «уникум»2 русского оперного театра.
Литературный первоисточник. История создания. Идея.
60-е годы XIX века были периодом пристального внимания к русской истории, фольклору и эпической традиции, что породило не только глубокий историко-научный подход к событиям исторического прошлого, но и громадное общественное внимание: изучение прошлого должно было помочь лучшему пониманию современности и предвидению будущего.
К моменту начала работы Бородина, научная литература насчитывала уже десятки названий. По свидетельству В.Стасова (которому принадлежала, как известно, идея написания оперы на сюжет древнерусской летописи), Бородин, приступая к работе над оперой, перечитал все, что только могло относиться к сюжету: проработал все исследования о «Слове...», а также Ипатьевскую, Лаврентьевскую, Троицкую летописи, «Повесть временных лет». Первоначально сценарий был составлен В.Стасовым (с учетом нескольких поэтических переложений «Слова...»). Однако окончательный вариант либретто написан самим Бородиным; текст, в свою очередь, рождался одновременно с музыкой (что обеспечило их полнейшее слияние).1
В. Стасов предлагал Бородину создать историческую драму в духе «Бориса Годунова» Мусоргского, показать тему смуты на Руси (планировался бунт Галицкого). Композитор же стремился к другому: он повернул жанр оперы в сторону эпоса, идейно-драматургический акцент переместился с темы смуты на патриотическую тему защиты Отечества, место дробных драматических эпизодов заняли широкие фрески - развернутые хоры, хоры и арии. В итоге историческая драма преобразовалась в историко-эпическое полотно.
Такой подход к воссозданию событий исторического прошлого во многом объясняется особенностями личности Бородина - оптимиста не только по жизнеощущению, но и по глубокому убеждению: «во всем к чему он обращается, Бородин ищет гармоничности, цельности, разумности, этической возвышенности и красоты», «Утверждение положительных начал - идейных, этических, эстетических - это основной стимул и сильнейшая сторона его творчества» (А.Сохор). В русской истории именно Бородин (в отличие от Мусоргского) интересовался не «смутными» временами, которые обрисовывали мятущийся в поисках выхода из социального конфликта народ, а такими событиями русской истории, в которых народ как целое противостоял внешнему врагу, проявляя богатырскую мощь и спокойное величие духа.
В трактовке литературного первоисточника Бородин следует не столько хронологии событий, сколько стремится сохранить верность исторической правде, полно и последовательно воплотить основную патриотическую идею произведения.