- •Вопрос 1
- •Вопрос 2
- •Вопрос 3
- •Вопрос 4
- •Вопрос 5
- •Вопрос 6
- •Вопрос 7
- •Вопрос 8
- •Вопрос 9
- •10 Вопрос
- •3.3 Хозяйство материальная культура.
- •Вопрос 11
- •Вопрос 12
- •Вопрос 13
- •Вопрос 15
- •Вопрос 17
- •Вопрос 18
- •Вопрос 19
- •Вопрос 20
- •Вопрос 21
- •Вопрос 22
- •Вопрос 23
- •Вопрос 24
- •2 Административное устройство и родоплеменной состав.
- •Вопрос 25
- •2. Договор России и Китая
- •Вопрос 26
- •Вопрос 27
- •Вопрос 28
- •Вопрос 28
Вопрос 2
Становление раннего скотоводства и древней металлургии на территории ХМК в эпоху бронзы (III - II тыс. до н.э.).
Окуневцы достигли больших успехов в технологии обработки металлов – они освоили технологию горячей ковки, а также стали в большинстве случаев использовать не чистую медь, а изготавливать функционально более совершенный сплав – мышьяковистую бронзу (т.е. это сплав меди с оловом, мышьяком, свинцом и т.д.), что позволило освоить технологии примитивного литья металла. Преимущество бронзы заключается в том, что она имеет, по сравнению с медью, более низкую температуру плавления (медь - 1084ºС, бронза - от 800 до 1000ºС), а также увеличенный интервал кристаллизации, что позволяет отливать изделия. Небольшая разница в температурах (от 1084 до 800-900ºС) принципиально важна тем, что первую температуру можно достичь только с применением искусственного поддува, что, естественно, являлось для древнего человека технологическим препятствием. Помимо температуры плавления, бронза отличается от меди также своими свойствами – она более твердая, причем твердость можно варьировать в зависимости от количества мышьяка (либо олова) в сплаве.
Несмотря на вышеперечисленные новации в области металлургии, металлические предметы в памятниках окуневской культуры достаточно редки. Как правило, это небольшие изделия, которые неэффективны, либо тяжело изготавливаемы из других материалов (кости, камня) – иглы, проколки, а также украшения. Медные и бронзовые пластинчатые ножи встречаются в женских, значительно реже, мужских, погребениях. Основные категории орудий труда все еще делались из камня и кости. Это наконечники стрел, дротиков, гарпунов, скребки, тесла, песты, зернотерки и т.д.
Археологический материал окуневской культуры в процентном соотношении костей диких и домашних животных демонстрирует нам определенный регресс скотоводческого хозяйства окуневцев по сравнению с афанасьевцами. С другой стороны, у окуневцев, помимо уже разводимых овец и коров, появляется новое мясное домашнее животное – лошадь. Очевидно, что в условиях относительного снижения доли производящего хозяйства возрастает роль рыболовства и охоты. В археологическом плане об этом свидетельствует увеличение количества находок таких предметов, как костяные наконечники гарпунов и каменные наконечники стрел.
Вопрос 3
Это произошло в середине III тыс. до н.э., когда на территорию Хакасии с запада приходят европеоидные племена, разводившие домашний скот и занимавшиеся примитивным земледелием. Считается, что они сюда прикочевали, преодолев не одну тысячу километров, из степей Восточной Европы. В археологической литературе культура этих западных мигрантов известна как афанасьевская, в честь горы Афанасьевой, расположенной на севере Хакасии на берегу Енисея. Под этой горой С.А. Теплоухов впервые в 20-е годы ХХ столетия исследовал захоронения этой культуры.
С приходом афанасьевцев начинается не только эра производящего хозяйства в Хакасии, но и эпоха бронзового века. Пришедшие племена, в отличие от местных, знали, что в горах можно найти камни, из которых при их накаливании вытекает необычный материал. Остывшим кускам ударами можно было придать разную форму, совершенно не доступную для изделий из камня, кости или дерева. Это была медь. Также первым медеплавильщикам было известно, что при добавлении в медь мышьяка получается более твердая бронза.
Из этих металлов афанасьевцы изготовляли иголки и шилья, которые были намного прочнее костяных. Из расплющенных пластин делали листовидные ножи, которые, в отличие от каменных, можно было быстрее заострить. Ими можно было прорезать узкие и глубокие желобки в кости и дереве. Для обработки мягких материалов из меди и бронзы делали небольшое долотце. Для рыбной ловли начали изготавливать медные крючки, которые были гораздо удобнее в употреблении, чем громоздкие каменные и костяные. Медными оковками и накладками ремонтировали деревянную посуду, а проволокой скрепляли треснувшие керамические сосуды.
Люди знали в это время и другие металлы. Сразу были оценены золото и серебро, из них изготовляли небольшие украшения в виде проволочной спирали или колечка. А однажды археологи в одной из могил нашли остатки браслета, в состав которого входили тонкие железные свернутые пластины - это за тысячелетия до начало производства железа! Выяснилось, что это было метеоритное железо, легко подающееся ковке. И все же медь и бронза в это время еще не могли вытеснить из употребления каменные орудия. Ученые отмечают даже некоторый прогресс в обработке камня, из которого изготовляют наконечники стрел, топоры, колотушки, скребки, песты и терки.
Афанасьевцы варили пищу в яйцевидных и шаровидных горшках с отогнутым наружу венчиком. Чтобы такой сосуд был устойчивым, его погружали в толстый слой раскаленных углей чашевидного очага, вырытого в земле. Практически вся поверхность сосудов украшалась несложным орнаментом в виде рядов прямых или косых оттисков гребенки, гладкой пластинки, палочки. Такой орнамент, скорее всего, имитировал фактуру плетеных корзин. На большие праздники, когда собиралось по несколько семейств, угощение варили в огромных сосудах объемом более 200 литров. Из глины также изготавливались ритуальные курильницы, представлявшие собой небольшие чаши, снизу имевшие поддон или ножки, а сбоку - ручку с отверстием для подвешивания. В таких сосудах жгли благовония во время религиозных церемоний.
Со времени афанасьевской культуры в Хакасии начинает широко распространяться традиция сооружения каменно-земляных конструкций для погребения усопших. Афанасьевцы для погребения выкапывали просторную квадратную яму с округленными углами. В такой могиле в ее юго-восточной половине укладывали от 3 до 9 человек разного пола и возраста. На второй половине размещались сопроводительная пища в горшках и вещи погребенных. Захоронение происходило в теплый период, ведь в промерзшем грунте было невозможно выкопать просторную могилу деревянными копалками. Тех же, кто умирал зимой, до весны размещали в специальном временном хранилище, предварительно отделяя голову от тела.
Могилу перекрывали плотно подогнанными друг к другу бревнами, а сверху насыпали небольшой земляной холмик. В особых случаях земляной холм был значительных размеров и сверху покрывался каменными плитками в виде панциря. Вокруг могилы сооружали круглую ограду из выложенных плашмя плит, а иногда и поставленных на ребро. Диаметр такой ограды достигал 12 метров и более. Вероятно, она отделяла мир живых и мертвых, которые, по представлениям древних, не должны были соприкасаться.
Помимо рядовых захоронений, в это время появляются и вождевые, например, курган у с. Восточное. Ширина только ограды составляла 5 м, в то время как у остальных 0,5-1 м., а диаметр - 20 м. Первоначально она была высотой 2 м., что в два раза выше, чем обычные. Здесь были похоронены старый вождь и его супруга, причем без голов, в сопровождении останков младенцев. В могилу были положены огромный сосуд-корчага и жезл власти, украшенный гвоздиками. Возможно, здесь покоится именно тот самый вождь, который своей железной волей довел своих соплеменников до скотоводческой земли обетованной - Хакасии.
