Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВКР (1) 29 06 Вениамин.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
151.22 Кб
Скачать

1.2 История окружной газеты «Красный Север»

«Красный Север» окружная общественно-политическая газета ЯНАО. Учредители: администрация ЯНАО и редакция газеты «Красный Север». Первый номер вышел в свет 19 апреля 1931 как орган Ямальского окружного комитета ВКП(б) и окружного исполнительного комитета.

В 1930-е издавалась ежедневно на четырёх полосах: наряду с материалами пропагандистского плана публиковались новости окружного и районного значения, заметки на злобу дня, полезные советы. Газета выполняла идеологические, организаторские, культурно-просветительские функции. В военные годы выпускалась ежедневно на двух полосах: оперативные сводки военных действий, рапорты тружеников тыла.

В 1950-е издавалась ежедневно на четырёх полосах, дублировалась на ненецком языке («Нарьяна Нгэрм»). 11 апреля 1965 прекращается дублирование газеты на ненецком языке, выходит самостоятельная окружная газета "Нарьяна Нгэрм". 1950-х публикации в газете печатались на двух языках - русском и ненецком. В газете работали: В.А. Сыропятов, А.В. Зеленин, П. П. Лебедев, Ф. Т. Вахрушев, В. И. Разумов, Г. Н. Скрипунов, В. М. Песков, Г. С. Дударев, Л. Г. Баженова, В. П. Дубровин [30].

Пока радио не вошло в каждую квартиру, а о телевидении ямальцы еще и не помышляли, газета была основным источником информации, по сути, являлась главным транслятором новостей послевоенной страны. Свежие материалы из центра передавались ночными сеансами по телеграфу, и, естественно, номер «Красного Севера» с передовицей о последних решениях ЦК расхватывался моментально.

«Красный Север» тогда был печатным органом двух учредителей: окружкома и горкома партии, а также окружного и городского Советов депутатов трудящихся. Материалы пленумов и выступления партработников в прениях публиковались практически дословно. Политическая позиция главреда и корреспондентов нареканий не вызывала, отношения с руководящим аппаратом складывались доброжелательно.

Специфика тех лет накладывала отпечаток на формы подачи материалов, от заштампованности и трафаретов в некоторых случаях уйти просто не представлялось возможным. Например, не позволялось приводить статистические данные о стратегических в то время видах промышленной деятельности Ямала. Журналистам, или литработникам, как их тогда называли, приходилось обходиться без подтверждающих динамику производства цифр. Однако, ряд существующих в тоже время ограничений не сковывал журналистам руки. По главной теме, формирующей общественное мнение, можно было творить бесконечно свободно и с выдумкой. Красной нитью из номера в номер проходила тема социалистического соревнования, активно набирающего силу. Её вторили акценты на преимущества социалистического образа жизни. Строгие рамки цензуры облегчали задачу журналиста.

С внедрением в повседневную практику соцсоревнований газета выполняла роль пропагандиста, агитатора и организатора. Конструктивная критика приветствовалась, но не выше среднего руководящего звена: бригадиров и мастеров. Считалось, что этот «критический» минимум способствует увеличению производственной эффективности трудящихся и развитию здорового соперничества в труде.

Формат в две печатных полосы диктовал материалам краткую и лаконичную форму, что сказывалось на тематической насыщенности и разнообразии каждого номера. Короткие заметки били не в бровь, а в глаз. Публикации такого рода имели воспитательное значение и показательно отбивали охоту к тунеядству и безделью. Огромным подспорьем для окружной редакции помимо районных газет, стала стенная печать, организованная благодаря тем же партячейкам на каждом производстве. Авторы ежемесячных стенгазет и «молний», оперативно реагируя на внутренние события предприятия, фактически представляли собой активную сеть собственных корреспондентов окружного издания. Поставщиками новостей были и рабкоры. Предполагалось, что каждый передовик производства был обязан сотрудничать с газетой и сообщать о достижениях либо, напротив, фактах нарушений коллектива. Эта система, учитывая в то время отсутствие оперативной связи и транспортные неурядицы, позволяла газете иметь актуальное содержание.

В начале 50-х ЦК партии принял постановление об окружных и районных газетах. В стране было десять национальных округов – десять окружных газет, включая «Красный Север». Им определили увеличение до половинного объема «Правды», т.е. до 4 печатных полос, и двукратный рост периодичности. Вместо 3 раз в неделю газета должна была выходить 6 раз: ежедневно с понедельника по пятницу, плюс субботний спецвыпуск переводов на ненецком языке. Скромный штат редакции тогда тоже вырос - им позволили иметь фотокорреспондента. Освоив цинкографию, газета украсилась собственными снимками. Сам факт появления на полосе кого-то из знакомых или коллег, было главным для читателя, особенно если был представитель коренного населения.

Повышение образованности среди аборигенов было одной из важных задач окружной газеты. С переходом от отдельных материалов на ненецком языке к еженедельному переводному номеру эта работа получила больший результат. Владеющие грамотой ненцы выступали перед своими земляками в роли чтецов. Газету передавали из рук в руки, хранили, по ней учились читать их дети. Также на поддержку просвещенческих задач работали «красные чумы», избы-читальни, «красные уголки».

Развитие транспортной инфраструктуры позволило корреспондентам окружного издания получить реальное представление о развитие отдаленных уголков Ямала. С потеплением политического режима газета стала громче выявлять двойные стандарты в общественном мнении. Ожившая на страницах газеты «раздвоенность» советской действительности прибавила поклонников в читательских кругах и откликнулась существенным скачком тиража. Большую популярность в народе обрели и появившиеся фельетоны. Объектами юмористических заметок выступали и представители начальства, причем с подсказки самих читателей.

Обратная связь с читателями тех лет была более чем устойчивой. Реальное общественное мнение нашло отражение в рубрике «Письма читателей». Постоянную прописку на газетной полосе имела рубрика «По следам наших выступлений», где обязательно рассказывали о том, в какую сторону развивается поднятая корреспондентами проблема. Также в газете выходили литературные страницы, где публиковались не только тюменские и московские поэты и писатели, но и талантливые жители Ямала. Национальный колорит «Красный Север» охранял необыкновенно бережно.

Для некоторых «Красный Север» стал отличным стартом для дальнейшей карьеры. Николай Дудников продолжил работу в «Российской газете», а Вадим Летов - в «Известиях». Георгий Никитин перешел в «Тюменскую правду», Адамов - в краевую краснодарскую газету. Гоша Тутолмин стал редактором Ухтинской городской газеты, Олег Вильчевский – Воркутинской. Нина Тимушкина-Затолочина возглавила «Рабочий Надыма», а Новомир Патрикеев отправился поднимать окружную газету Ханты-Мансийского автономного округа.

К середине 60-х тираж с 3,5 тысяч дошел до 14, при том, что население округа составляло всего порядка 50 тысяч человек. Единственной проблемой тех лет в газете была строгая цензура об открытии углеводородных месторождений. К «военной тайне» журналистов допустили только тогда, когда о голубом золоте Ямала на весь мир расказал «Голос Америки». И тогда «распечатанная» тема бурно продолжилась в рассказах об обустройстве гигантских месторождений углеводородов, о доблестных нефтяниках и газодобытчиках, труд которых и сейчас играет ведущую роль в экономике России [17].