Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вторая часть.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
160.22 Кб
Скачать

45. Торговля в средние века

Типология средневековой торговли находит в себе ряд проблем. В связи с нечеткостью государственных границ, экономическим сепаратизмом и элементарным состоянием внутренних связей, торговые связи различались преимущественно по характеру торгового ассортимента. Предметы повседневного спроса имели хождение в основном в местной торговле, а для дальней была характерна узкая специализация и высокая цена. По способу поставки товаров торговлю также можно разделить на сухопутную, приносившую меньше дохода (в связи с расходами на транспортировку и меньшими объемами поставки), и морскую. Сухопутную транспортировку товаров можно назвать более опасной. Не только многочисленные разбойники, но и феодал, являющийся хозяином владений, через которые перевозится товар, мог поскупиться на купеческий караван.

Изначально, в раннее средневековье, обмен продуктами был незначительным. Монетные средства платежа, регулярные рынки и постоянный торговый контингент сохранялись лишь отчасти в Южных регионах Европы, в прочих же господствовали натуральные средства платежа или прямой обмен, сезонные торжища. По стоимости товарного оборота преобладали, видимо, дальние, транзитные торговые связи, рассчитанные на сбыт привозных товаров - предметов роскоши: шелков, тонких сукон, ювелирных изделий, пряностей, хорошо выделанного оружия, либо различных металлов, соли, квасцов, красителей и пр. Большинство редких и роскошных товаров вывозили с Востока странствующие купцы-посредники (византийцы, арабы, сирийцы, евреи, итальянцы).

Уже в раннее средневековье в международной торговле Западной Европы начали формироваться две торговые зоны. Первая – средиземноморская, с обширными античными традициями внутризонального товарообмена. В этой зоне страны европейского юга – будущие Испания и Португалия, Южная и Центральная Франция и Италия (а также, конечно, Византия) активно торговали между собой, с северной Африкой, черноморско-азовскими портами и Малой Азией. Этот торговый регион пережил ряд подъемов и спадов, связанных, в частности, с движением арабов, крестовыми походами, захватами турок, но неизменно сохранял мощный потенциал. Изначально в ту эпоху ведущие позиции в торговле южной зоны занимала Византия. Однако после IV крестового похода, и особенно заметно с середины XIII века поднялась соперница Византии – республика Венеция. Венеция, затем Генуя, Пиза заняли лидирующее положение в средиземноморской торговле.

Со второй половины XIII века, с образованием огромной монголо-татарской империи, итальянские города установили прямые торговые связи с Востоком, вплоть до Индии и Китая. Остров Кипр служил перевалочным пунктом на путях в ближневосточные страны.

Торговое соперничество Венеции и Генуи не раз приводило в XIII-XVвв. к столкновениям, вплоть до морских сражений. В конечном итоге верх взяла Венеция. Цепь её торговых путей протянулась к Леванту. Хотя население Венеции вместе с предместьями составляло около 150 тысяч жителей, они инвестировали в торговлю до 10 млн. золотых дукатов и получали до 2500 тысяч дукатов от своей дальней торговли.

Из Леванта и через Левант везли перец, пряности, лекарственные и косметические средства, шафран и другие красители, шелк, квасцы, дорогу древесину и драгоценные камни, сухофрукты и т.д. Из черноморских районов вывозили рыбу и икру, хлеб, мех, воск, и, особенно, рабов, которых отправляли на Восток. Туда же отправлялся из Европы поток других товаров: толстые сукна, янтарь, меха, железо, олово, свинец, медь, изделия из металлов. С XIIвека активизировались связи с Северной Африкой, появились первые договоры о «мире и торговле».

Один из подобных договоров был заключен между Любеком и Гамбургом в 1241 году. Межгородская торговля уже осознавалась, как прибыльное предприятие, которое требует защиты, причем затраты на нее будут с лихвой окуплены. Ведь если разбойники ограбят купца, ему нечего будет представить на продажу, а иногородний купец для города – это, во-первых, уплата пошлины в казну, во-вторых, разнообразные товары на городской рынок, то есть, развитие городской, внутренней торговли.

Уже с эпохи викингов и, особенно, с XIIIвека повышается в южной торговле роль Северной Европы, куда подчас уходило 9/10 левантийских пряностей. Одновременно обнаруживается все более растущее значение северной зоны как таковой.

Северная торговая зона охватывала страны Балтики и Северного моря, Северо-восточной Атлантики: Англию, Фландрию и Брабант, Северные Нидерланды, Северную Францию, Северную и Центральную Германию, Прибалтику, Русь, Данию, Швецию и Норвегию. В торговле северной зоны особую роль играли «тяжелые» товары: рыба, соль, зерно, корабельный лен, металлы и изделия из них. А также сукна, шерсть, лен, пенька и воск. Здесь с XIII века в торговле доминировали северогерманские города, купцы которых объединялись в группу союзов – Немецкую Ганзу.

Между южной и северной торговыми зонами существовала регулярная связь через альпийские перевалы, затем по Рейну и другим великим рекам, где все города были втянуты в торговлю. В конце XIII века расширилась связь юга и севера – очень важный путь по морю через Гибралтар.

Межрегиональные и общеевропейские торговые связи были важнейшим каналом материальных и духовных заимствований, обмена опытом. Их роль в области взаимодействия культур трудно переоценить.

Одной из главных причин развития внешней торговли можно выделить завоевания территорий. Они могли носить политический или религиозный характер (т.е. Крестовые походы), но в результате все они способствовали установлению отношений между этими сторонами. Между государствами-победителями и завоеванными территориями устанавливались экономические и культурные связи, способствовавшие развитию торговли.

Сказанное выше все же не позволяет думать, что до XII века торговля играла сколько-нибудь важную роль в хозяйственном обиходе Европы. По мнению А. К. Дживелегова, её роль была не очень велика, и это станет понятно, если мы вспомним, как складывались в то время производственные отношения. Натуральное хозяйство продолжало быть господствующей формой экономической организации. Деньги, обмен – все это не принадлежало к числу тех отношений, без которых невозможно обойтись. Замена натурального хозяйства системой денежного и менового хозяйства произошла между XII-XIVвеками.

Важнейшим видом городской деятельности была торговля. Со складыванием городов все центральные функции товарообмена перешли к ним. Город был крупным заказчиком для торговцев, ремесленников, рабочих. Преимущественно в городах сбывались товары крестьянских и домениальных хозяйств.

Местная торговля во многих случаях велась параллельно в городе и на сельских торжищах, которые хоть и уступали городским рынкам по регулярности и значимости, но принимали на себя значительную долю товарных потоков повседневного назначения. Этот вариант был характерен для северной торговой зоны, прежде всего Скандинавии, Британских островов, большинства германских земель. Продовольствие, фураж, ремесленное и бытовое сырье предлагались здесь в обмен на другие товары этого рода, ремесленные изделия и деньги. Подавляющее большинство мелких и немалое число средних городов выросли благодаря местной торговле.

Основную массу произведенного товара сбывали их непосредственные производители – крестьяне, ремесленники, рыбаки, промысловики, а также господа-рентовладельцы (в том числе монастыри и корона) через своих служащих.

В это время еще нет или почти нет постоянных рынков, как говорит А. К. Дживелегов, Большинство рынков – это периодические ярмарки. В условиях недостатка казенных денег пошлинам придавалось большое значение. Торговые пошлины делились на две категории: транзитные и рыночные. Первых было очень много: мостовщина (при проезде через мост), воротная пошлина (при проезде через ворота), за проезд через дороги, при нагрузке и выгрузке товаров и пр. Рыночные пошлины являлись объектом злоупотребления чиновников, которые искусственно завышали их, с чем впоследствии боролись короли. А при последних каролингах вошло в обычай испрашивать у короля дозволение на основание рынка, т.к. без него нельзя было собирать пошлину.

Деньги все активнее участвовали в товарообороте, причем играли в нем разнообразную роль: как платежное средство, как всеобщий эквивалент, и, наконец, как особый товар. Каждый вольный город, епископ, граф, не говоря о короле, чеканил свою монету, в результате чего появились менялы. Функции менял расширялись. Появились кредитные операции и ссуды.

Важнейшей составной частью городской и государственной политики в отношении торговли было упорядочение её времени, места, организации, подчинение административному и финансовому режиму и контролю.

Именно в городах происходил обмен продуктов «всех со всеми». В городе сформировались такие формы и атрибуты товарообмена, как рынок – регулярное торжище, собирающееся в определенные дни, иногда ежедневно, на особой площади, а также периодические, обычно сезонные ярмарки; оба эти вида торжищ имели особенно строгую правовую защиту. Местами торговых сделок служили также лавки и ремесленные мастерские, порт или причал. По всему городу бродили разносчики товара. Торговлей в той или иной мере было занято почти все население городов. История рынков и ярмарок требует отдельного рассмотрения.

Как известно, термин ярмарка, бытующий в Европе с X в., проис­ходит от немецкого наименования годичного рынка (Jahrmarkt). Очевидно, что ярмарки впервые возникли как широкие сезонные торжища, которые происходили между местными жителями с участием купцов, желатель­но под защитой стен и там, где собирались значительные массы людей. Нередко они сочетались с народными собраниями. В глазах современ­ников ярмарки имели большое значение, они всегда охранялись и нахо­дились под защитой «мира», сопровождались народными гуляньями, фейерверками.

СX – XI вв. ярмарки распространились во всех европейских странах. Повсюду собирались краткосрочные торжища, каждое из которых действовало в известный сезон (или сезоны) в течение нескольких дней. На многих территориях ежегодно собиралось по несколько се­зонных ярмарок, нередко специализированных: по торговле скотом и кожами, зерном, вином, фуражом и т. д. На ка­ждой местной ярмарке могли продаваться, помимо продукции местно­го, прежде всего крестьянского производства, также товары ремеслен­ников и заезжих купцов. Последние нередко приезжали издалека, при­возя с собой самые разнообразные товары. Наряду с такими местными торжищами собирались крупные региональные и международные яр­марки, где главными действующими лицами были купцы-оптовики.

Во Франции в VII в. сложились и действовали еще в XII – ХШ вв. яр­марки Сен-Дени (Париж), с конца XII в. – в городе Шалоне, с XIII в. – в Шампани, в XV в. – Лионские и др. Из немецких были известны, осо­бенно с XIV в., ярмарки в Лейпциге, Ахене, Франкфурте-на-Майне, Линце, Эрфурте, Вормсе, Шпайере, Кёльне и других городах.

Как правило, крупные ярмарки имели оптовый характер. Они со­бирались в городах (реже пригородах), расположенных на важных тор­говых путях, и их значение менялось в зависимости от развития и пере­мещения торговых путей. Региональные и международные ярмарки имели строгую организацию: особое право, привилегии торгового ха­рактера (прежде всего монополию на торговлю в данном месте и его округе во время ярмарки), особых должностных лиц, суд, полицию, сборщиков пошлины и др.

Надзор и управление на ярмарке осуществляли особые кустоды (байли) и сержанты, судьи и администрация, в том числе лица, ведаю­щие весами и мерами. Особая печать удостоверяла подлинность соста­вленных там документов, которые оформлялись у нотариусов. Фис­кальные чиновники графа собирали торговые пошлины.

Развитие торговых отношений на фоне отступающего натурального хозяйства прежде всего отозвалось на количестве рынков. Прежде предметы первой необходимости редко поступали в продажу, а из-за предметов роскоши не было необходимости устраивать постоянные или периодические рынки, для этого было достаточно ярмарок. Когда предметами обмена стали делаться насущные товары, то необходимость в рынках почувствовалась очень живо, и они стали появляться всюду, где условия этому благоприятствовали.

Постепенно и крестьяне все более втягивались в рыночные сделки из-за нужды в городских товарах и деньгах для уплаты ренты. Именно они поставляли городу ремесленное сырье и продукты питания: ведь при всем полуаграрном характере массы мелких городков, общая нужда горожан в продовольствии, фураже, топливе удовлетворялась за счет их собственного труда в лучшем случае только на треть. В результате деревня все более втягивалась в товарно-денежные отношения. Это приводило не только к росту денежного обращения, не только к мобилизации товарооборотом новых источников и центров сырья и сбыта, но и к развитию нового типа деревенского производства, а именно торгового.

До XII века рынки мало распространены. Если есть указания на то, что вокруг монастырей, королевских дворцов, поместий и прочего образуются рынки в VIII-XI веках, то таких случаев чрезвычайно мало. Эра рынков открывается с середины XII века.

Рынки могли возникать на скрещении двух торговых дорог, на речных переправах, где останавливались купцы. Впоследствии такие остановки могли преобразовываться в поселения и города. Ярким примером может послужить Любек.Но купцы предпочитали рынки с сильным покровителем, т.е. в городских поселениях, т.к. на произвольно основанных рынках их могли ограбить не только разбойники и местные жители, но и рыцари со своими людьми.

Со времен последних Каролингов существовала рыночная регалия и рынки основывались только с разрешения королевской власти.

Если основатель рынка не считался с торговыми запросами, такие рынки могли быть мертворожденными. Однако подобных случаев было сравнительно мало. Большая часть рынков со временем все более процветала, вокруг рынка могло вырасти купеческое поселение.

В своем классическом виде основная часть рынков представляла собой рыночную площадь, наиболее существенную часть города. На ней сосредотачивалась вся жизнь города, рынок был в буквальном смысле сердцем города. Городская ратуша почти всегда находилась на рыночной площади или неподалеку. На площади мог располагаться фонтан и статуя «Роланда». В рыночные дни на площади царило большое оживление. На рынках концентрировалось население разного происхождения: бюргеры, ремесленники, крестьяне, нищие. При заключении сделки люди могли торговаться, шумно обсуждать свои дела, некоторые несостоятельные горожане могли подворовывать, воспользовавшись шумихой.

Через городской рынок проходили все товары внутреннего производства и все ввозные товары. Упорядочение их сложных потоков, соблюдение равновесия между рыночными интересами разных групп тогдашнего общества (в том числе самого бюргерства) и фиска – эти задачи товарного регулирования были одним из центральных пунктов городской и государственной экономической политики.

В документах фигурируют: скот, коровье масло, сало, животный жир, сельдь, холст, зерно, соль, воск, ладан, шелк, сукно и одежда из него, оружие (мечи), изделия из золота и серебра, вино, мед и "любекский эль".Легко заметить, что это ассортимент экспорта (зерно, жиры, скот, рыба и др.) и импорта (дорогие ткани, напитки, соль и др.).

Как правило, город не ограничивался одним рынком. В местах компактного поселения ремесленников разных профессий (кожевенников, горшечников, кузнецов, ткачей) возникали специализированные рынки. Наиболее распространенными специализированными рынками были те, что обеспечивали город продовольствием, фуражом, топливом и прочими предметами первой необходимости: сенной, дровяной, угольный, хлебный, овощной, мясной и другие. Они могли быть разбросаны по всему городу, некоторые выносились за его стены.

Несмотря на представленную выше картину, А. А. Сванидзе считает, что масштабы и роль торговли в средневековом обществе не стоит абсолютизировать. Господство натурального хозяйства, слабость техники обмена, средств и путей сообщения, сословные привилегии, феодальный сепаратизм, масса таможен и торговых сборов, наконец, пираты на море и разбойники на суше – все эти обстоятельства тормозили товарообмен и сужали его воздействие на социальную систему. Однако торговля способствовала относительно быстрому экономическому развитию Западного региона: создавала прочные хозяйственные связи, социально-экономическое взаимодействие отдельных отраслей производства, районов, деревни, города, замка, монастыря, разных сословий.

Торговля в средние века играла важнейшую роль в формировании городов, ставших вначале торгово-ремесленными, а затем постепенно превратившимися в промышленные и культурные центры. На перекрестках торговых путей, в портах, вокруг резиденций крупных феодалов и монастырей возникали сначала торгово-ремесленные центры, затем поселения и города.

Создание новых и развитие существующих торговых путей приводило к интеграции разных торговых регионов, а позднее этому способствовали еще и Крестовые походы, завоевательные войны. Интеграция, в свою очередь, способствовала специализации, и зачастую для некоторых регионов становилось выгоднее экспортировать какой-то один или несколько видов продукции и импортировать не производимые в данной местности.

Развитие торговли создало возможность для накапливания капиталов, которые купцы вкладывали в земельную собственность. Земля была более устойчивой формой сохранения имеющегося капитала.

Купец являлся действительно отличным типом средневекового человека. Его менталитет коренным образом отличался от менталитета феодала и крестьянина. Купец проявляет непочитаемые в средневековом обществе активность и смекалку, наживает финансы способом, который не одобряет церковь. И хоть церковь на всем протяжении средневековья будет относиться к купечеству с неким упреком, к середине XIII века оно настолько укоренилось в социальной структуре, что игнорировать их влияние было уже невозможно.