Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Etnizheskoye_obzreniye_11_04.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.93 Mб
Скачать

Игорь семенович кон (21.05.1928 - 27.04.2011), н. Л. Пушкарева

Выдающийся российский антрополог, социолог и этнолог, культуролог и историк, философ, психолог и педагог, открывший ряд новых направлений в каждой из наук и обогативший многие традиционные области отечественного гуманитарного знания, - академик РАО Игорь Семенович Кон ушел от нас неожиданно и стремительно.

Он не ощущал своей болезни, не догадывался о ней, выглядел всегда моложаво и держался уверенно. Будучи неизменным и ярчайшим образцом открытости всему новому и личной внутренней свободы, он был скромным, невероятно самодостаточным и умел терпеливо объяснить преимущества такого статуса каждому, кто обращался к нему. Для каждого сотрудника сектора этногендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН Игорь Семенович был коллегой, умеющим просто говорить о сложном, убежденно отстаивать свои взгляды, не оглядываясь на возможные официальные оклики и на массовые предрассудки.

О своей жизни, полной трудностей и историй их преодоления, он написал в автобиографической книге "80 лет одиночества" (2008), которая мгновенно стала, как и все предыдущие его публикации, бестселлером. Ее читали не только люди его поколения, но и молодежь. Но даже эти автобиографические воспоминания не охватили всех деталей жизни И. С. Кона...

Рожденный в майские дни 1928 г. в Ленинграде, он полжизни связал с городом на Неве. В нем он, вместе с мамой, пережил блокаду. В трудные и голодные послевоенные годы окончил там школу и в 15 лет (в последних классах школы он учил самостоятельно, по словарям, сразу несколько иностранных языков) поступил на исторический факультет Ленинградского государственного пединститута им. А. И. Герцена. Одаренный и не по годам внутренне дисциплинированный, он добился разрешения на свободное посещение лекций и семинаров, а в 1947 г. (ему было всего 19 лет) уже получил высшее образование и учился там же в аспирантуре по кафедре новой истории. Жадный до знаний, схватывавший все на лету, И. С. Кон одновременно сдал кандидатские экзамены в своем институте по кафедре философии на философском факультете и по кафедре теории государства и права, а также по кафедре истории политических учений на юридическом факультете Ленинградского государственного университета.

В 22 года он с блеском защитил две диссертации сразу: по истории (тема: "Джон Мильтон - идеолог революционной английской буржуазии 17 века") и по философии (тема: "Этические

стр. 185

воззрения Н. Г. Чернышевского"). Третью диссертацию одновременно с первыми двумя ему защитить просто не дали, сказав: "Молодой человек, не надо коллекционировать степени!" И вместо того, чтобы предложить место на одном из факультетов института, направили в далекую Вологду, в Вологодский пединститут, старшим преподавателем по кафедре всеобщей истории. Спустя много лет, за несколько месяцев до смерти, Игорь Семенович захотел побывать вновь на Вологодчине, вспоминал, глядя на знакомые ступени, что за полвека там мало что переменилось...

Отработав положенные "молодым специалистам" три года "по распределению", Игорь Семенович вернулся в родной Ленинград, однако найти место для работы по причине его фамилии и беспартийности было нелегко. Раздражала и явная "особость" молодого преподавателя. Тем не менее уже в год возвращения с Вологодчины И. С. Кону удалось-таки получить должность доцента в Ленинградском химико-фармацевтическом институте (ныне - Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия) и начать читать там курс философии марксизма-ленинизма. "Тяжела и неказиста жизнь советского марксиста!" - вспоминал он академический фольклор 1960-х годов, рассказывая, что, дабы донести что-то новое до студентов, нужно было согласиться работать на "идеологическом фронте".

Одновременно с преподаванием он усиленно работал над новой философской темой и в 1956 г. - на волне общего социального обновления и ослабления государственного антисемитизма (который был, к сожалению, реальностью) - прошел по конкурсу и был зачислен доцентом кафедры диалектического и исторического материализма на философский факультет в ЛГУ. Позже Игорь Семенович будет вспоминать: "это было мое настоящее место и призвание, я любил студентов и преподавательскую работу".

Работая в ЛГУ, он завершил написание докторской диссертации "Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли", которую защитил в 1959 г. - ему исполнился в тот момент всего 31 год. Впоследствии он писал, что эта диссертация "в целом была весьма догматичной, особенно в таких вопросах, как соотношение партийности и объективности", и самокритично подчеркивал, что в этой своей работе был лишь "скромным продолжателем и популяризатором чужих идей". На самом же деле многие идеи, понятия, теории, имена в сфере наук о человеке пришли в нашу страну именно благодаря ему.

Вскоре после защиты второй диссертации И. С. Кон получил звание профессора (1963). Вместе с коллегами по факультету, а затем (с 1965 г.) и по Институту философии АН СССР, в который он перешел, чтобы возглавить сектор, ему суждено было включиться в общее дело возрождения российской социологии - поначалу в форме "эмпирических социальных исследований". В 1967 г. вышла в свет его важнейшая, как он сам говорил, работа по теории личности и вообще его самая важная, с точки зрения ее социального воздействия, книга "Социология личности" (скомпонованная из курса лекций, прочитанных в Ленинградском университете на изломе хрущевских реформ). Тема книги указывала на основной дефицит общества, в котором он в тот момент жил и который он решил изучать. Поэтому не будет преувеличением сказать, что его исследовательской деятельностью двигал моральный пафос. Окруженный зачастую трусоватыми или равнодушными чиновниками от науки, неоднократно испытавший несправедливость в отношении себя, он старался найти и описать полноценное общество деятельного, ответственного человека. Личность, которая в прежние времена трактовалась как винтик огромной государственный машины и "член коллектива", впервые в отечественной науке была представлена как положительное, творческое начало, впервые были поставлены и такие "социально-опасные" (по прежним меркам) темы, как конформизм, социальная трусость, личная социальная ответственность.

"Пражская весна" - 1968 г. - застала ученого 40-летним, возглавившим отдел в только что созданном Институте конкретных социальных исследований АН СССР (ИКСИ РАН). Он еще жил в Ленинграде, но уже все чаще приезжал в столицу, где ему предложили читать курс и в Институте общественных наук при ЦК КПСС на должности профессора кафедры философии. В ИКСИ И. С. Кон сначала заведовал сектором социологии личности и участвовал в выработке программы исследования "Личность и ценностные ориентации", а затем создал отдел истории социологии. Из-за конфронтации с новым директором ИКСИ, М. Н. Руткевичем, и постоянных ограничений в работе он принял решение покинуть это учреждение. В своих воспоминаниях в книге "80 лет одиночества" он писал: "Лично я за заведование отделом не держался и был бы вполне удовлетворен местом старшего научного сотрудника... Но когда Руткевич издал приказ о

стр. 186

преобразовании моего отдела, даже не поговорив со мной, я сразу решил уйти... В идеологически заблокированном институте просто невозможно было что-либо реализовать".

Подобная принципиальность и внутренняя убежденность в собственной правоте прошли красной нитью через всю судьбу ученого. В те годы, которые, кстати сказать, сам И. С. Кон называл "наименее продуктивными", он стал основателем и первым президентом (1970 - 1978) Исследовательского комитета по истории социологии Международной социологической ассоциации. В это время статьи его и книги уже переводились на множество иностранных языков, на лекции и выступления собирались толпы молодежи, причем не только в наших вузах, но и в университетах и лабораториях всего мира. То, что Игорь Семенович делал в 1960 - 1970-е годы, - а важнейшим он сам считал тогда не только и не столько написание собственных трудов (в которых, между тем, излагались новейшие западные теории), сколько помощь в переводе и издании лучших зарубежных книг, - оказалось важным не только для науки, но и для всей страны, для ее культуры и развития.

К концу 1970-х И. С. Кон был уже настоящей интеллектуальной звездой.

По поводу того периода своего творчества он писал, что события 1968 г. в Праге и "закручивание гаек" после хрущевской "оттепели" в СССР окончательно похоронили всякие его иллюзии относительно плавного развития советского варианта социализма. Это заставило Игоря Семеновича пойти по пути сознательной психологизации своей исследовательской тематики и родило такие книги, как "Открытие Я" (1978) и "В поисках себя" (1984), множество статей о юности, дружбе, студенчестве, психологии предрассудка, отношениях интеллектуалов и власти, диалектике развития нации, национальных характерах и особенностях национальной психики. Не отделяя научно-популяризаторскую деятельность от научной, И. С. Кон каждую свою статью и книгу писал так, чтобы ее мог прочесть каждый - и каждая публикация его действительно вызывала взрыв интереса, журналы с его статьями истрепывались до дыр, а книги, едва встав на полки библиотек, оказывались "зачитанными" до полного исчезновения. Не только в его родном Ленинграде, не только в столице, но и особенно (!) в российских региональных университетах имя его не сходило с уст. Он был Просветителем в самом высоком смысле этого слова, просветителем-энциклопедистом. Познания И. С. Кона в самых разных областях гуманитарного знания казались невероятными для всех, кому посчастливилось с ним лично общаться.

Продолжая работать над различными темами из области социальной психологии, социологии и философии, Игорь Семенович в 1975 г. стал старшим научным сотрудником Сектора общих проблем Института этнографии (ныне - Институт этнологии и антропологии) РАН, поначалу - ленинградской части этого института. Таким образом, в последние 35 лет жизни он - по статусу - был именно социальным антропологом. Как вспоминал Игорь Семенович впоследствии, академик Ю. В. Бромлей, директор института, хотел, чтобы он занялся актуальными проблемами национального характера и этнической психологии, но в те годы серьезная, честная работа по заданной Ю. В. Бромлеем теме в СССР была нереальна.

В 1985 г. Игорь Семенович покинул Ленинград и навсегда переехал в Москву.

Идея разработки новой для советской науки субдисциплины культурной антропологии - истории и этнографии детства - была реализована в виде серии коллективных публикаций об особенностях восприятия детей и их воспитания в культурах мира, а также авторской монографии "Ребенок и общество" (1988; 2-е испр. изд. - 2003). Сравнительно-историческое изучение возрастных категорий, гендерно-возрастного символизма, особенностей культуры детства и процессов социализации детей в разных человеческих обществах имело не только теоретический интерес, но и важное прикладное значение. И. С. Кон первым познакомил советских ученых с концепциями детства Ф. Арьеса и Л. Демоса, статистическими кросскультурными исследованиями, опубликовал сборник работ Маргарет Мид "Культура и мир детства" (1988).

В конце 1980-х - начале 1990-х годов он побывал с лекциями во многих университетах и научных центрах Западной Европы и Америки. В 1989 г. его избрали действительным членом Академии педагогических наук (ныне - Российская академия образования) по отделению психологии - и одновременно, по конкурсу, главным научным сотрудником ИЭА РАН. Именно в эти годы его захватила новая тема - культурологическое изучение сексуальной культуры. Не многие его коллегии и друзья поняли и приняли такой крутой поворот в сфере его научных интересов и амбиций. Эмпирические исследования сексуального поведения подростков, желание помочь популяризации сексологических знаний вновь привлекли внимание к его трудам сотни тысяч простых читателей. Тиражи книг "Введение в сексологию" (1988), "Вкус запретного плода" (1992), "Клубничка на березке: сексуальная культура в России" (1997) исчислялись миллионом

стр. 187

экземпляров. И в то же время интерес к подобной тематике сократил число близких друзей ученого, он стал постепенно отдаляться от научной элиты в нашей стране, восприниматься "чужаком" как среди социологов, так и среди философов.

Начало нового тысячелетия стало для Игоря Семеновича временем поиска новых тем и нехоженых троп в науке. К этому времени он уже был членом множества международных научных обществ, редколлегий и редсоветов. Достаточно упомянуть лишь главные и основные - Международную социологическую ассоциацию, Международную академию сексологических исследований, Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии. Германское общество сексологических исследований, Польскую академию исследований пола, Профессиональную ассоциацию андрологов России, Московско-Петербургский философский клуб. Впечатляет и простое перечисление редакционных советов журналов, в редколлегии которых он входил и на страницах которых он постоянно выступал: "Человек", 'Тендерные исследования", "Андрология и генитальная хирургия", "Archives of Sexual Behavior", "Zeitschrift fur Sexualforschung", "Journal of Homosexualitu", "Journal of the History of Sexuality", "Childhood", "Current Sociology", "Sexualities", "Men and Masculinities" и др.

Самой важной наградой в своей жизни он считал Золотую медаль за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье, которой его наградила Всемирная сексологическая ассоциация, хотя и других наград у него было немало - ведь он был почетным профессором Корнелльского университета (1989), доктором "Honoris Causa" университета Суррей (1992), а незадолго до смерти был награжден также и в России - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" второй степени.

Вместе с признанием и укреплением направления гендерных исследований в социологии, психологии, истории и культурологии (о сохранении которого в гуманитарном знании России он продолжал размышлять и в последние месяцы своей жизни, в последних интервью, данных им печатным изданиям и на радио), он едва ли не первым - как всегда! - почувствовал востребованность "мужской" темы. В книгах последних полутора десятилетий - "Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви" (1998), "Любовь небесного цвета" (2001), "Мужское тело в истории культуры" (2003), "Мужчина в меняющемся мире" (2009), "Мальчик - отец мужчины" (2009) - он показал значимость отдельного и специального исследования мужского в культуре. Опираясь на данные исторической антропологии, эволюционной психологии, гендерных исследований и социальной истории детства, он проследил трансисторические и кросскультурные константы мальчишества как глобального социокультурного проекта, а также их видоизменения в новое и новейшее время.

Он изучал гомосексуальность и не боялся писать об "инаколюбящих", как их он называл, заявляя, что это не болезнь, а особенность, хотя официальная наука утверждала обратное. Его критиковали, запрещали к изданию книги. Но он был непоколебим, был последовательным в отстаивании своих взглядов. Рассмотрев различные теории гомосексуальности, историю и этнографию однополых отношений у народов мира, проблему однополых браков, ученый решительно выступил за ее декриминализацию и депатологизацию. Говоря об истории и положении "инаколюбящих" в России, он одним из первых поднял и запретную в нашей стране тему насилия над детьми и борьбы с педофилией, увидев корни ее проблематичности в недостаточности внимания к детям в трудных и бедных семьях.

Игорь Семенович безразлично отнесся, по крайней мере внешне, к муляжу взрывного устройства, подложенному к его входной двери, и к угрозам, которые прозвучали в его адрес. Он спокойно рассказывал о том, как фашиствующие молодчики устраивали против его публикаций акции протеста и срывали мероприятия, в которых он принимал участие, повторяя простые слова: "Всех не запугают". Изучение истории сексуальной контрреволюции 2000-х годов было, по его мнению, по-научному интересно и не менее поучительно, чем история советской сексофобии 1930 - 1980-х годов.

Ученый по складу мышления и образу жизни, И. С. Кон никогда не был кабинетным исследователем. Он решительно и четко формулировал свои политические оценки социальных процессов - и в своих книгах, и на публичных площадках, и у него всегда хватало времени для просветительской деятельности. В юности и молодости он много и с удовольствием выступал публично, в зрелости стал частым гостем на телевидении и радио, а с появлением сетевого сообщества открыл свою персональную страницу в Интернете, был предельно открыт для дискуссий на сайтах "Полит.ру", "Грани", "Эхо Москвы" и др. Он подписывал коллективные письма в защиту или против чего-либо - из солидарности с разумными идеями и порядочными людьми.

стр. 188

Он резко и бескомпромиссно выступал против клерикализации образования и научного знания, против консерватизма и косности, такова была его практическая этика.

За 60 лет научной работы (его первая небольшая книжка была опубликована в 1951 г.; последняя выйдет уже после его смерти, в текущем 2011 г.) Игорь Семенович опубликовал 25 самостоятельных серьезных монографий. Если же учесть все переиздания этих книг на разных языках и в разных издательствах, все переработки опубликованного, дополнения и изменения, все сборники, в которых И. С. Кон был ответственным редактором, автором предисловий и отдельных статей, то число подобных публикаций в виде отдельных изданий достигнет почти сотни. Эти книги (которые и по сей день нисколько не утратили своего образцового качества) составляют основу той небольшой "гендерной библиотеки", которая возникла в секторе этно-гендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН после ухода И. С. Кона.

Игорь Семенович не хотел, чтобы после его смерти устраивались "процессии и панихиды", о чем специально распорядился в завещании, пожелав, чтобы его прах был развеян по ветру. "Люди живы, пока о них помнят", - всегда говорил он. Своими очерками, статьями и монографиями, своей преданностью науке, идее личностной свободы и независимому творчеству он остается с нами, продолжая являть собой образец ученого и гражданина.

стр. 189

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]