
- •Раздел I. История науки
- •Тема 1. Природа науки и ее значение в жизни общества
- •Сциентизм и антисциентизм как основные мировоззренческие подходы к анализу науки
- •2. Наука как особый вид знания. Критерии научности
- •Наука как особая сфера культуры. Вклад науки в духовную и материальную культуру общества
- •Тема 2. Предмет истории науки, ее методы и основные проблемы Общие проблемы истории науки
- •Методологические проблемы истории науки.
- •Проблема «европоцентризма»
- •Тема 3. Зарождение науки. Специфика традиционной восточной науки.
- •Магия и наука
- •Средневековая европейская наука.
- •2. Средневековая наука
- •Образование
- •Своеобразие европейской науки 19-го века. Развитие эволюционных представлений. Основные научные открытия 19-го века. Возникновение дисциплинарной организации науки.
- •Постнеклассическая наука.
- •Основные теоретико-методологические направления постнеклассики: Принцип глобального эволюционизма
- •Раздел 2
- •3. Классификация научного знания
Наука как особая сфера культуры. Вклад науки в духовную и материальную культуру общества
В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она:
зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе,
определяет свои приоритеты в социальном контексте
сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.
То есть, с одной стороны, как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на потребность общества в знании, с другой стороны, сама оказывает на общество весьма заметное воздействие. Эта двусторонняя связь выражена в следующем:
1. В широком смысле включена в культуру. Это значит, что наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. И вся познавательная деятельность вплетена в бытие культуры.
2. Далее, наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она сама воздействует на потребности общества, и становится необходимым условием рационального управления. Практически любые решения в обществе требуют аргументированного научного обоснования. Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сотен тысяч научных журналов.
3. Наука соединяет многие сферы: экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные, является непосредственной производительной силой. Практически каждое новое открытие становится основой для изобретения. Но наука, в отличие от других свободных профессий, не приносит сиюминутного экономического дохода и не связана напрямую с непосредственной выгодой, поэтому проблема добывания средств к жизни всегда была очень актуальна для ученого. В развитие современной науки необходимо вкладывать значительные средства, не надеясь их быстро окупить.
4. Нередко наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Сегодня – проблема коррумпированности ученых (экспертизы)
5. Наука, точнее применение ее открытий, напрямую связана с тенденциями развития общества в целом. Поэтому и сам ученый всегда несет огромную моральную ответственность за последствия применения технологических разработок.
Исследователи указывают на "внешнюю" и "внутреннюю" социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют "внешнюю" социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и их самовыражение, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о "внутренней" социальности.
Истина как главная цель и ценность научной деятельности
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения.
По отношению к самому ученому это выливается в требования конструктивно-критического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.
Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски - существенная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности. Научная истина, по словам В. И. Вернадского, более важная часть науки, чем гипотезы и теории (которые преходящи), поскольку научная истина "переживает века и тысячелетия".
Существуют разные определения истины. В науке превалирует так называемая корреспондентская концепция истины - как соответствие знания объекту. Ценность научного знания определяется мерой его истинности.
В определенном смысле абсолютно истинными можно считать только доказанные факты, и то с оговорками, даты событий, рождения, смерти и т д. Поэтому встает вопрос о том, каковы критерии истинности? Над этим бились философы. Декарт, Спиноза, Лейбниц – крит. истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность – субъект. состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Выдвигался и такой крит. истины, как общезначимость: истинно то, что соотв. мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет. Сущ. и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл. о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.
Первая проблема связана с отношением знания (и, соответственно, сознания) и «внешнего мира». С одной стороны, наивный реализм можно считать преодоленным; исследования последнего столетия убедительно продемонстрировали обусловленность нашего знания, его множественную детерминацию различными факторами. Невозможно отрицать, что оно в той или иной мере – «конструкция», создаваемая нашими познавательными структурами.
Но, с другой стороны, радикальным конструктивистам никак не удается обоснованно «вынести за скобки» внешний мир и игнорировать факт очевидной детерминации нашего сознания со стороны «объективной реальности». «На чем терпят крушение теории?.. Потому что они являются ложными, потому что мир не таков, как предполагала теория. Чтобы быть другим, мир должен не только существовать, он должен иметь специфическую структуру, которой можно соответствовать или не соответствовать»4.
Третий вариант «гипотетико-реалистический» подход к пониманию природы знания, который представлен эволюционной эпистемологией. Сохраняется представление о том, что мы познаем именно мир – пусть даже это знание детерминировано многими факторами и весьма опосредованно. Здесь отчасти сохраняется и классическая корреспондентская концепция истины. Но, вместе с этим, все старые вопросы так и остаются нерешенными – о самом понятии реальности, о критериях соответствия ей нашего знания и о его сущности, о природе сознания и, в целом, ментального, – ведь в реализме, точно так же, как и в конструктивизме, сознание отделено от мира, точнее, связано с ним весьма опосредованно.
Четвертый вариант классическая теория истины, но в ее не аристотелевской, а именно платоновской версии, как соответствия наших, неизбежно ограниченных, знаний не материальному (физическому) миру, а миру эйдетическому. Показательно, что множество математиков эту веру стихийно разделяют, веря, что их математические конструкции, которым зачастую ничего в материальном мире не соответствует, специфически отражают=конструируют какую-то высшую онтологическую реальность.
В науке истинность обеспечивается требованием доказательности. – экспериментальной и теоретической.