Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория и организация адаптивной физической куль...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
75.93 Mб
Скачать

Контрольные вопросы и задания

1. Какие положения теории поэтапного формирования действий и понятий используются в методике освоения действий с заданным ре­зультатом?

2. Что такое ориентировочная основа действия?

3. Перечислите этапы формирования действий и понятий.

4. Дайте определение двигательной ошибке.

5. В чем различия между двигательными действиями, используемы­ми в физической культуре (например, в каком-либо виде спорта), и производственными двигательными действиями?

3.2.2. Образ в системе психической регуляции деятельности и его формирование с помощью перцептивного обучения

В психологии проблема образа принадлежит к числу фундаменталь­ных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности имеет ис­ключительное значение для психологического обеспечения процессов обучения, в том числе и двигательным действиям, проектирования его деятельности, согласования технических устройств с возможностями человека.

Анализ этой проблемы позволил НД. Заваловой, Б.Ф. Ломову, В.А. Пономаренко (1986) сделать следующие обобщения.

С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ пред­ставляет собой отражение объективной реальности и является не толь­ко звеном в цепи познавательных процессов, но и регулятором пред­метных действий, обеспечивающим их адекватность предмету, средствам и условиям.

Образ предметен: он отнесен к существующим вне сознания пред­метам, которые составляют его содержание; вместе с тем он субъекти­вен по форме.

Формирование образа — активный процесс, в ходе которого осуще­ствляется все более полное и глубокое «вычерпывание» информации из окружающей человека действительности. Процесс формирования обра­за включает в себя целый ряд перцептивных действий, таких, как обна­ружение, выделение адекватных задачам информативных признаков, обследование выделенных признаков и собственно построение образа.

В ходе развития перцептивных действий формируются и развивают­ся сенсорные и перцептивные эталоны, оперативные единицы воспри-

ятия, сенсомоторные комплексы, перцептивные схемы. Содержание образа непрестанно обогащается, уточняется и корректируется. Он фор­мируется на основе связей между разными органами чувств, объедине­ния всех сенсорных модальностей, однако ведущая роль среди них обыч­но принадлежит визуальной.

Основными уровнями образного отражения являются сенсорно-перцептивный и «представленческий», в него включаются также вер-бально-логические процессы, играющие существенную роль в контро­ле и интеграции сенсорных данных.

Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятель­ность человека, в том числе и двигательные действия, включает, так или иначе, все три уровня психического отражения.

Успешность двигательных действий во многом зависит от полноты ориентировочной основы действия, ее соответствия объективно суще­ствующим условиям решения задачи. Поэтому очень важно правильно определить содержание образа системы условий, объективно необхо­димых каждому занимающемуся для успешного выполнения эталон­ной техники разучиваемого двигательного действия без выхода звеньев тела за границы дозволенного «коридора».

Однако задача эта очень сложная, так как наталкивается на следу­ющее противоречие. С одной стороны, для того чтобы правильно вы­полнить действие, необходимо иметь в сознании правильный образ этого действия и условий его осуществления. С другой стороны, правильный образ, необходимый учащемуся для выполнения действия, может быть сформирован именно в процессе его осуществления.

В процессе развития двигательной функции человека перцептив­ные процессы прочерчивают маршруты будущих исполнительных ак­тов и их формирование является неотъемлемой частью формирова­ния движений, действий, навыков. Это положение непосредственно вытекает и из исследований А.В. Запорожца (1960) о развитии произ­вольных движений и формировании двигательных навыков. Однако в подавляющем большинстве случаев эти процессы формируются од­новременно с осуществлением исполнительных компонентов дей­ствий, хотя механизмы перцептивной регуляции, по данным большо­го количества исследований отечественных и зарубежных психологов, не являются врожденными и требуют на освоение определенных зат­рат времени и труда.

В частности, при построении, например, зрительного образа дви­жения и среды преодолевается избыточность зрительного поля, подоб­но тому, как преодолевается избыточность в кинематических звеньях при построении движений.

Вообще формирование афферентного синтеза не является пассив­ным процессом, полностью определяемым воздействием раздражите­лей. Это — активная деятельность субъекта, в которой происходит пост­роение перцептивного образа в соответствии со стоящей перед ним за­дачей. Человек использует не всю афферентную информацию; он от­влекается от несущественных для данной задачи сведений и находит те признаки, которые явно не даны в чувственном восприятии. Таким образом, при афферентном синтезе занимающийся активно отбирает све­дения, необходимые для решения данной задачи.

Однако при обучении двигательным действиям в естественных усло­виях этот процесс осуществляется одновременно с выполнением упраж­нений, которые в свою очередь исполняются без опоры на правильный образ действия. Этот образ (особенно его сенсорно-перцептивная состав­ляющая) при первых попытках выполнения действия еще крайне непо­лон, а иногда просто неправилен, что и приводит к «слепым» пробам, ошибкам, а отсюда — к неверным ощущениям, восприятиям, вплоть до образования неверного, ложного психического образа действия. Так за­мыкается порочный круг, приводящий к неизбежности ошибок и пре­одолеваемый только в результате длительной и упорной тренировки.

Одним из возможных путей преодоления рассмотренного выше про­тиворечия является использование искусственных (тренажерных) ус­ловий формирования двигательных действий. Главнейшим преимуще­ством тренажеров является возможность выделить из всей информаци­онной модели содержания обучения только ту ее часть, которая наи­более существенна на данном этапе обучения, возможность отделить моторный компонент от сенсорного.

При подготовке операторов движущихся объектов, например, вна­чале, как правило, осваивается моторный компонент действия, кото­рый затем соединяется с сенсорным.

В этой связи большой интерес представляет исследование Н.Д. Гор-деевой и В.П. Зинченко (1982), в котором они впервые поставили воп­рос о целесообразности выделения специального этапа освоения дей­ствия — этапа «чистого» перцептивного обучения.

Как отмечают эти авторы, «в сложных ситуациях, когда субъект не имеет опыта в построении требуемых исполнительных действий, по-видимому, должно происходить выделение специальных этапов форми­рования образа таких ситуаций». Образ тогда строится посредством пер­цептивных действий (например, различных типов движений глаз). Мо­торный же компонент действия при этом отсутствует.

Перцептивное обучение состоит в формировании (или выборе) пер­цептивного действия, адекватного поставленной задаче. Построение перцептивного образа на первых порах требует развернутых действий и представляет для испытуемых специальную и трудную задачу по обна­ружению, выделению, обследованию и осмыслению информативных признаков.

Итак, во время перцептивного обучения занимающиеся должны освоить перцептивные действия, адекватные стоящей перед ними зада­че. На их основе затем формируется перцептивный образ, являющийся ядром сенсорного образа, необходимого для регуляции исполнитель­ного акта.

Проведенные Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко эксперименты по фор­мированию у испытуемых навыков, характерных для операторской де­ятельности, показали, что введение этапа «чистого» перцептивного обучения, отдельное формирование когнитивной сферы будущего сен-сомоторного действия привело при переходе к исполнительной деятель-

ности к увеличению скорости и точности движений, уменьшению времени их исполнения и суммарного времени остановок, уменьшению количества и величины ошибок.

Сказанное позволяет заключить, что проведенные фундаменталь­ные и прикладные исследования по проблеме образа в психической регуляции деятельности человека дали возможность Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко сделать очень важный как в теоретическом, так и в практическом плане вывод о возможности и целесообразности выделе­ния специального этапа в процессе формирования действий — этапа пер­цептивного обучения. Во время этого этапа, — когда моторный компо­нент действия отсутствует, сознание человека освобождается от не­обходимости контроля за исполнительной частью действия. Учащийся при этом имеет возможность полностью сосредоточиться на перцептивных действиях, анализе и осмыслении своих ощущений и восприя­тий, формировании образа ситуации и своих будущих действий. Очень важно, что в это время у занимающегося появляется реальная воз­можность связывать свои ощущения и восприятия со словом, осуще­ствлять операции абстрагирования и обобщения, фиксировать после­дние в различных знаковых системах.

Безусловно, идея целенаправленного формирования полноценной ориентировочной основы действия, адекватного образа упражнения, реальных кинестезических и других ощущений наиболее совершенной техники не является новой в физическом воспитании и спорте высших достижений. Она, в частности, находит выражение в методах собственно наглядной демонстрации и ориентации, направленного «прочувствова­ния» элементов действий; приемах принудительного ограничения дви­жений и т.п. (В.Д. Мазниченко, 1976).

Большое теоретическое и прикладное значение в решении пробле­мы выделения этапа перцептивного обучения имеет работа Ю.К. Гавер-довского (1984), в которой он обобщил сведения о двигательных пред­ставлениях гимнастов и современных средствах их формирования.

Введение понятия об экзогенных и эндогенных двигательных пред­ставлениях позволило автору вплотную подойти к проблеме выделения этапа перцептивного обучения и систематизировать средства и методы, необходимые для этого. В частности, для формирования эндогенных представлений он рекомендует использование разнообразных фоно­грамм, воспроизводящих темпо-ритмовой рисунок движения, средств имитации визуальной обстановки, воспроизводящих «зрительный ряд» двигательных действий.

В последнем случае, как считает Ю.К. Гавердовский, спортсмен, оставаясь неподвижным, может испытывать чрезвычайно сильную ил­люзию, например, «собственного» вращения.

Однако, понимая ограниченность возможности создания искусст­венных раздражителей слухового и зрительного анализаторов, адекват­ных реальному действию, и, главное, раздражителей, воздействующих на весь комплекс анализаторов, участвующих в регуляции движений, автор безоговорочно отдает предпочтение созданию технических средств, позволяющих императивно воспроизводить осваиваемое упражнение.

Выделение таких «шагов обучения», как «ознакомительная провод­ка», «проводка с постановкой управляющих действий» (Ю.К. Гавердов­ский, Ф.П. Мамедов, 1980), подтверждает, что описанная ранее идея о целесообразности перцептивного обучения находит отражение и при использовании тренажеров.

Идея выделения этапа перцептивного обучения является особенно важной и плодотворной для адаптивной физической культуры.