Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зарубежка ответы.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
193.3 Кб
Скачать

25. Проблематика и поэтика романа р. Олдингтона «Смерть героя».

Свидетелями обесчеловечивания человека становимся мы, обращаясь к романам писателей-модернистов. Процесс утраты общественного и индивидуального начал в человеческой личности протекает по-разному в творчестве Джеймса Джойса и Вирджинии Вульф, Девида Герберта Лоуренса и Олдоса Хаксли. Но всех их сближает стремление изолировать человека от окружающей его социальной среды, объяснить присущие ему недостатки «исконным» несовершенством и порочностью человеческой природы.

Философской основой эстетики модернизма становятся реакционные теории австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда и французского философа-идеалиста Анри Бергсона. Их взгляды по самой своей сущности близки взглядам модернистов на человека Подобно разрастающейся раковой опухоли фрейдизм и бергсонианство поражали своим влиянием сознание многих писателей, накладывая неизгладимую печать на их творчество.

В литературе английского критического реализма одним из лучших романов на аналогичную тему был роман Ричарда Олдингтона «Смерть героя». Олдингтон последовательно обосновывает психологию своего героя и причины его жизненной трагедии, опираясь на реальные факты действительности.

Смерть героя» - это роман о «потерянном поколении». Олдингтон рассказал о трагедии молодого поколения, слом­ленного и раздавленного войной. Писатель так говорил о своем романе: «...Эта книга, в сущности, - надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало». «Смерть героя» — это художественное исследование причин войны, причин гибели главного героя. О гибели Джорджа Уинтерборна сообщается уже в начале произведения; автор представляет судьбу этого человека как символ загубленной юности Европы. Роман становится как бы «вторичным раз­вертыванием» человеческой судьбы в форме лирического мо­нолога рассказчика, близко знавшего Джорджа, и в форме драматических сцен.

Монолог рассказчика в «Смерти героя» - это лавина чувств. Здесь слышатся и голос совести, и крик души. Клоко­чущий гнев следует за тонким лиризмом эмоций, торжествен­ный реквием соседствует с сардонической усмешкой, ирония переходит в пылкое возмущение. И во всем этом слышится страстный, гневный голос писателя, обличающего буржуазное общество и войну.

Роман отличается высоким этическим пафосом. Личное, оценочное, субъективное является здесь яркой формой прав­доискательства, социального анализа и гуманизма. «Смерть героя» - это страстный монолог человека, возмущенного со­циальной несправедливостью. Роман стал трагической, сати­рической, лирической книгой о войне, обществе и человеке.

26. Творческая эволюция э.-м. Ремарка. Феномен «потерянного поколения» и его отражение в проблематике и поэтике романа «На Западном фронте без перемен».

“Мы хотели было воевать против всего, всего, что определило наше прошлое, - против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. 

Этими словами одного из своих героев Э. М. Ремарк высказал сущность мировосприятия своих ровесников - людей “потерянного поколения”, - тех, кто прямо со школьной скамьи уходил в окопы первой мировой войны. Тогда они по-ребячески ясно и безоговорочно верили всему, чему их учили, что слышали, что прочли о прогрессе, цивилизации, гуманизме; верили звонким словосочетаниям консервативных или либеральных, националистических или социал-демократических лозунгов и программ, всему, что им втолковывали в родительском доме, с кафедр, со страниц газет...

Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности. Их испепеляли огненные будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет. Тогда, после нескольких коротких вспышек и долгого угасания немецкой революции, на рабочих окраинах трещали залпы карателей, расстреливавших защитников последних баррикад, а в кварталах “шиберов” - новых богачей, нажившихся на войне, - не прекращались оргии. Тогда в общественной жизни и во всем быту немецких городов и городков, еще так недавно гордившихся безупречной опрятностью, строгим порядком и бюргерской добропорядочностью, воцарились нищета, распутство, нарастали разруха и неурядицы, опустошались семейные копилки и человеческие души...

Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и нравственные принципы.

Потерянное поколение – своеобразная гордость, романтизация героя-одиночки, он выживет сам, ему не нужна мама. У Хема противопоставляет себя хаосу и смерти, но у Ремарка важна тема фронтового товарищества. Вместе не страшно. «Дневник взвода» - живут как одна семья. По одиночке страшно (когда Пауля отправляют домой – вместо «мы» - «я»), а вместе – целым классом они противостоят всему, и им не страшно, война для них естественна. Бесполезно возвращаться с войны – они погибают на войне все.

Жизнь и смерть: скрываются под гробами, их защищают покойники. Второй момент – они идут в наступление и видят перед этим лакированные гробы.

«Мир» на войне описан Ремарком без эмоций, с медицинской беспристрастностью (герои видят голых окровавленных мертвецов, висящих на дереве – интересуются лишь тем, что это за бомба такая новая, что выталкивает людей из одежды).

Крики раненых лошадей – стон многострадального мира, даже люди так не кричат, вопль отчаяния. Детеринг: «Самая величайшая подлость – это гнать на войну животных, вот что я вам скажу!».

Главное – не думать, а покориться. Мы ничего не забываем, но нельзя размышлять – воспоминания задавят нас. Товарищи отстрадали, но что ждет нас? Жизнь коротка.

Герои (Пауль, Кропп, Кат, Тьяден, Мюллер) – живут «сиюминутно», здесь и сейчас - сегодня они в бою, завтра могут отдыхать и жарить лепешки. Когда они возвращаются с фронта, радуются тому, что их осталось почти в два раза меньше => им достанется в два раза больше еды и табака. Это не значит, что им не жаль погибших товарищей, они приучены выживать любой ценой. Еда важна так же, как боеприпасы. Большинство их слов связано с едой. Естественные потребности.

Выжить, насладиться жизнью, если получается, здесь и сейчас. Тьяден – очень жадный до еды, забрасывает ложки супа, старается наесться – может, «я уже больше не вернусь». Мюллер мечтает о сапогах умирающего Кеммериха, но не от того, что он циник, а потому что сапоги ему больше не пригодятся.

27. Эстетические принципы раннего Хемингуэя и цикл рассказов «В наше время» (проблема целостности, роль текстов-преамбул). Интерпретация темы «потерянного поколения» в рассказе Э. Хемингуэя «Кошка под дождем».

Еще в начале своего творческого пути, в 1920-е годы, молодой писатель нашел свой стиль, свою писательскую дорогу, которая воплотилась в сборнике рассказов «В наше время». Поиски своего места в литературе происходили у Хемингуэя параллельно с журналистской работой в газете «Toronto star». Таким образом, изначально в сборнике «В наше время» было заложено своеобразие, заложенное в сплетении двух, несомненно, родственных искусствах слова - литературе и журналистике. В нем каждая глава включает краткий эпизод, который, в некотором роде, относится к следующему рассказу. Сборник был опубликован в 1925 году и ознаменовал американский дебют Хемингуэя.

Рассказ «Кошка под дождем» был напечатан в 1925 году в сборнике «В наше время».

На первый взгляд - незамысловатый сюжет - молодая, по-видимому, супружеская пара в итальянском отеле, залитом дождем. Мокрая бездомная и безымянная кошка, прячущаяся от ненавистной ей влаги под ярко-зеленым столом. Хозяин отеля, уверенно и солидно стоящий за своей всегдашней конторкой. И....

И мечты, и сумасшедшая, яркая, непрожитая, непрочувствованная жизнь, и уходящая молодость, и одиночество, и бездомность, и немыслимая жажда любви...

Кошка у девушек "потерянного поколения" становится едва ли не символом бездомности, бесприютности и в то же время знаком дома, очага, стабильности, защищенности. Ведь если есть дом, значит должен быть там кто-то, кто ждет тебя, любит, готов напоить горячим чаем и согреть нежностью. Оттого так отчаянно молодая безымянная хемингуэевская героиня жаждет иметь эту кошку во что бы то ни стало, оттого и совершает, как мог подумать бы Джордж, капризный и взбалмошный поступок - она спускается вниз и идет за кошкой. Потому в тексте так часто повторяется слово «сat».

Но вот тут-то и появляется второй главный персонаж, хозяин отеля, немолодой padrone, с которым героиня едва ли перемолвилась несколькими словами, но который заполняет ее мысли, заставляет чувствовать себя так, как никогда ранее, пробуждает целый, на первый взгляд, никак не связанный друг с другом полет желаний:"...хочу есть за своим столом, и чтоб были свои ножи и вилки, и хочу, чтоб горели свечи. И хочу, чтоб была весна, и хочу расчесывать волосы перед зеркалом, и хочу кошку, и хочу новое платье..." Как же все это не похоже на ее жизнь