Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зарубежка ответы.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
193.3 Кб
Скачать

24. «Поток сознания» как категория поэтики (метод, прием, техника и т.Д.). Принципы «потока сознания» и «точки зрения» в романе у. Фолкнера «Шум и ярость».

Поток сознания (англ. Stream of consciousness) -- приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.

Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу

Поток сознания создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» его опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли. Включает в себя также представление в письменном тексте того, что не является ни чисто вербальным, ни чисто текстуальным.

Автор же заинтересован в том, чтобы опубликовать воображаемую внутреннюю жизнь его вымышленных героев для ознакомления читателя, обычно невозможное в реальной жизни.

Достигается это в основном двумя путями повествования и цитирования, внутренним монологом. При этом часто ощущения, переживания, ассоциации друг друга перебивают и переплетаются, подобно тому, как это происходит в сновидении, чем часто по мысли автора и является на самом деле наша жизнь -- после пробуждения от сна мы всё-таки все ещё спим.

По-настоящему возможности этого приема раскрылись в романах М. Пруста, В. Вулф и Дж. Джойса.

Название «Шум и ярость» – отрывок цитаты из «Макбета»: Жизнь – это повесть, рассказанная идиотом, и на самом деле есть лишь Шум и Ярость мира.

Роман начинается с рассказа идиота. Композиция виртуозна – состоит из 4 частей.

Три первые части написаны в форме внутреннего диалога. Реконструируются 3 типа потока сознания. Четвёртая часть – от лица стороннего наблюдателя = авторская позиция – «путеводитель по всему роману».

Жанровая идея – основы семейного романа. Важнейшая тема – крушение одной типичной южной американской семьи, разрушение патриархальных семейных ценностей. Через историю семьи Компсонов – крушение института семьи и брака всего Юга.

Каждый из 3 повествователей – мужчина (продолжатель рода!).

1. Бенджамин 2. Квентин 3. Джейсон

В первой части главный герой слабоумный, немой. У него день рождения 7-го апреля, ему «уже тридцать лет, как три года» (Ластер). Эта повествовательная призма чрезвычайно сложна. Сартр: «Память идиота становится окном, через которое открывается воображаемый мир Фолкнера». Бенджи не способен к логическому анализу, но он наделён интуицией. Хаотический поток сознания идиота становится богатейшим источником для анализа.

Вторая часть повествователь Квентин. 2-ое июня – день накануне самоубийства. Старший сын. Он и святой, он и грешник, очень ранимая натура. Центр его монолога – Кэдди. Она – воплощение чести и достоинства, а её падение – катастрофа. Сюжетный мотив падшей женщины – сквозной («Свет в августе»). Мотив потерянной чести перекрещивается мотивом грязных штанишек из первой части.

Третья часть – повествователь Джейсон. Квентин – слабовольный дурак, Бенджи – идиот, Кэдди – шлюха. Начало монолога резко подчёркивает различие между ним и Квентином («Я рад, что у меня нет совести…»). Он прагматик. Крах в потере места от Герберта, в том, что он не учился, в том, что он жил на деньги Кэдди. Квентин – единственное будущее семьи, новое поколение – сбегает с деньгами с актёром бродячего цирка.

Четвёртая часть. Повествователь – посторонний, он видит то, чего не видят члены семьи. Эта часть – путеводитель, важно: очень полно выстраивается образ дома. Впервые появляются портретные характеристики.

Такая последовательность – субъективно-личностное повествование, жизнь во всей её многоплановости с разных точек зрения повышается уровень объективности. Поиск истины на пересечении разных точек зрения очень важен для литературы 20-го века вообще.