Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры что надо).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
149.54 Кб
Скачать

50. Государственное устройство, по Гегелю: монархия, правительственная власть, законодательное собрание и их взаимосвязь.

Прежде чем разобрать данный вопрос следует отметить, что основные вопросы социально-политической теории Гегеля изложены в его основной работе «Философия права». Развивая идею права (идея – смысловая тотальность (общее) отдельных явлений и событий), Гегель выделяет 3 формы:

  1. абстрактное право (исходит из субъективной воли человека);

  2. моральность (субъективные критерии добра и зла…, всегда умысел и вина);

  3. Нравственность (высшая форма) (складывается из нравов, обычаев)

Рассмотрим подробнее нравственность, под кот. Гегель понимает обязанности, воплощённые в нравах и др. общественных установлениях, институтах и законов. Гегель анализирует общественные институты (семья, ГО, гос-во), их структуру, взаимодействие как сферу объективизации нравственной свободы.

Рассмотрим и Государство Назначение человека — не только в достижении им своих личных целей, а назначение общества — не только защита собственности и личной свобо­ды людей; «назначение индивидов состоит в том, чтобы вести общую жизнь», а в обществе должна существовать «объек­тивная свобода, то есть всеобщая субстанциональная воля в единстве с субъективной свободой». Последняя цель — это идея государства, смысл его существования. (Отсутствие идеи государства делает последнее бессмысленным и неполноцен­ным.) «Государство, — говорит Гегель, — должно быть рас­смотрено как великое архитектоническое строение, как иерог­лиф разума, выражающий себя в действительности.

«Государство — од­но индивидуальное целое». Власти в государстве должны быть различены, но каждая в самой себе должна об­разовывать целое. Гегель утверждает триединство законодательной власти, правительст­ва и власти государя (вершина и начало целого — конституционной монархии).

Суверенитет государства наилучшим образом может быть осуществлен конституционной монархией, опирающейся на династический принцип; это не противоречит принципу политической свободы (Англии).

Суверенитет, по Гегелю, — это самоопределение воли, от которого зависит окончательное решение; это право оконча­тельного решения и принадлежит монарху, а не индивидуаль­ности вообще; личная воля монарха является «абсолютно ре­шающим моментом целого».

Конституционно-монархическая форма государственного суверенитета предпо­лагает наличие действенных и строгих гарантий (монарх не правит, он царствует к. Виктория):

Если конституционному монарху надлежит заботиться о благе граждан, то вроде бы естественно считать его выбор­ным, а народу следует избирать того, кому он поручает заботу о государстве, и только из этого права народа возникает право на управление государством. В результате утверждения династического принципа историче­ские судьбы нации и монархии слились воедино; монархия — олицетворение политической судьбы национального государства и народа; народ как исторически и политически полноценная сущность немыслим без связи с династией.

Правительственная власть. Ей принадлежат функции вы­полнения и применения решений государя, применения су­ществующих законов, сохранения учреждений, осуществления мер, направленных на общую пользу, организации судебной и полицейской власти. Авторитет правительственной власти ос­нован на доверии членов сословий и граждан; само доверие, в свою очередь, зависит от эффективности выполнения прави­тельством функций, которые касаются интересов частной соб­ственности и особых интересов. С другой стороны, эти сферы должны быть подчинены высшим государственным интере­сам. Такое сочетание интересов возможно только при усло­вии, когда «корпоративный дух, зародившийся в правомочии отдельных сфер, переходит... в государственный дух, обретая в государстве средство сохранения собственных целей». Поэто­му в общинах заключена настоящая сила государства; «право­мерная власть налична только при условии органичного со­стояния особенных сфер». Вот почему совет министров, премьер, канцлер не просто назначаются, а выбираются с последующим утверждением высшими инстан­циями. Это же предохраняет государство от чрезмерной цен­трализации и бюрократизации.

Гарантией от злоупотреблений является контроль сверху и контроль снизу. Главное —внутренняя ответственность. Это связано с нравственной и умственной культурой (наличия университетского образования, прохождения экзамена на занимаемую должность, а также высокая оплата труда и контроль).

Члены правительства и гос. чиновники - среднее сословие. Государство, в котором нет еще среднего сословия, находится на невысокой ступени развития (крепостная Россия) Создание среднего сословия является главным интересом госу­дарства.

Законодательная власть. Определяет и регулирует зако­нодательство

В законодательной власти представлены три момента:

1) монархический, обладающий правом вынесения оконча­тельного решения;

2) правительственная власть, обладающая конкретным профессиональным знанием в конкретных облас­тях управления (министры, как и в Англии, должны быть членами парламента);

3) сословный элемент, сословное собра­ние, которое и является законодательным органом.

Сословное собрание — орган, выра­батывающий общественное сознание (политическое самосоз­нание нации) как конкретное единство «воззрений и мыслей многих. Высшие чиновники обладают более глубоким пониманием потребностей государства

Сословное собрание - орган, формирующий общественное самосознание (общественное мнение).

В деспотических государствах существует только прави­тельство и народ. Который действует сам по себе, как разрушительная масса. «Выступая же органически, толпа проводит осуществление своих интересов в соответствии с правом и порядком». Народ не всегда знает, что идёт ему на пользу

Сословно-корпоративная структура общества предполагает двухпалатную организацию законодательного органа:

1. палата представителей «частного» со­словия, свободно распоряжающегося своей собственностью

2. представителей сословия землевладельцев, имущество которых становится неотчуждаемым наследственным имением, майоратом. Депутаты представляют крупные интересы общества; (административные и государственные долж­ности).

Публичность служит уяснению и пониманию всеобщего интереса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]