
22. Сослагат. Накл.
В древнерусском языке сослагательное наклонение образовалось сочетанием форм аориста от глагола быти и причастия прошедшего времени на –л, изменявшегося по родам и числам (ажь бы миръ твьрдъ былъ (Смол. Гр. 1229 г.)). Очень рано форма сослагательного наклонения претерпела изменения: вспомогательный глагол начинает терять согласование с подлежащим (происходит колебание в употреблении форм аориста от быти), и центром наклонения становится причастие на –л. Постепенно все это приводит к тому, что из всех аористных форм в сослагательномнаклонении остается лишьформа бы, которая по происхождению является формой 2 – 3-го лица ед. ч. аориста (тъ не бы азъ томъ дошелъ (Кир. Тур. XII в.) – бы вместо быхъ). Бывшая аористная форма бы превращается в формообразующуюся частицу сослагательного наклонения.
23.Инфинитив, супин
Именные (неспрягаемые) формы, образуемые от глагольных основ, характеризуются сочетанием глагольных категорий (вида, залога, в ряде случаев – времени) с морфологическими и синтаксическими особенностями имен.
Супин - неизменяемая глагольная форма, образовывавшая от основы инфинитива при помощисуффикса -тъ; служил в древнерусском языке для указания цели движения, выраженного другим глаголом. Употреблялся только при глаголах движения несовершеннного вида.
Исторически супин являлся формой винительного падежа единственного числа существительных на *-u- — мужского рода с окончанием –ъ. Супин как особая форма глагола существовал уже в праславянском языке и был унаследован всеми славянскими языками, в том числе и древнерусским. Однако уже в самых ранних памятниках древнерусского языка он начинает употребляться нерегулярно, его часто заменяли формами инфинитива. В литературном древнерусском языке супин полностью исчезает к XIV веку. Некоторые исследователи считают, что он до сих пор сохраняется в некоторых севернорусских народных говорах (например,иду пахат), но другие учёные видят здесь формы инфинитива с отвердевшим -ть
Исчезновение супина связывают с тем, что по своей функции он был близок к инфинитиву, но употреблялся значительно реже последнего.
Инфинитив — это неспрягаемая форма глагола. По своему происхождению инфинитив в древнерусском языке представляет собой застывшую форму дательного — местного падежей единственного числа древних основ на -i: вода пипи — вода питью, для питья. Инфинитив в древнерусском языке состоит из основы инфинитива и присоединяемого к ней унаследованного из общеславянского языка суффикса -ти, независимо от того, падает ли на него ударение или нет: выкоупати, привести (Р. Пр.), платити, вести (Дог. Смол, с Ригою, 1229). В украинском языке всегда выступает суффикс -ти: нести, читати, в русском языке -ти и -ть: нести, читать, а в белорусском, как и в русском, но из т мягкого возникает ц: нясци, чытаць. В глаголах с основой инфинитива на заднеязычный звук из соединения звуков г или к с последующим суффиксальным т мягким в старославянском языке получается шт, а в древнерусском ч: мог-ти — мошти— моги, пек-ти — пешти — печи. В глаголах с основой на -д и -т в связи с последующим суффиксальным т происходит диссимиляция: вести из ведти, плести из плетти. Иногда при образовании инфинитива наблюдается упрощение групп согласных: дви(г)нути — двинута, трес(к)нути — тресну-ти, уто(п)нути — утонути. Современная орфографическая форма идти передавалась в древнерусском языке как ити: по юзыкоу ити до конца (Р. Пр.).