Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Filo_31-60.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
155.77 Кб
Скачать

43. «Информационная экономика» (Дж. Стиглиц)

Термин «Информационная экономика» был введен в науку одновременно в США и Японии Ф. Махлупом и Т. Умесао в 1966 г. Данные ученые предложили называть информационным такое общество, в котором есть изобилие качественной информации, а также средства для ее распределения. При этом становление информационного общества они связывали с разработкой и использованием информационных технологий, а информатизацию общества понимали как процесс их внедрения в производство с целью повышения производительности труда и его эффективности.

Однако формальное начало обсуждению проблемы цены информации было положено статьей Дж. Стиглера «Экономическая теория информации» 1961 г. Как только цена информации была введена в рассмотрение, выяснилось, что экономическому субъекту бывает выгодно обходиться неполной информацией, не тратясь на уменьшение неопределенности. Неполнота информации еще не подразумевает информационной асимметрии: информация может быть равно неполной для всех экономических субъектов. Хотя можно предположить, что один класс экономических субъектов обладает более полной информацией, чем другой, т.е. информация распределена асимметрично.

Появление понятия ассиметричной информации привело к волне исследований о том, как «с этим бороться». Лидерами данного направления стали Дж. Акерлоф, М. Спенс и Дж. Штиглиц. Именно они получили Нобелевскую премию за развитие информационной экономики в 2001 году.

Первый ученый в 1966 году опубликовал прорывную статью «Рынок лимонов», где под лимонами подразумевались товары, качество которых при покупке достаточно трудно оценить ; пример Акерлофа – это подержанные машины. Рынки «лимонов», на которых продавец и покупатель обладают разной информацией, т.е. рынки, на которых имеет место информационная асимметрия, отличаются от традиционных тем, что поскольку и хороший, и плохой товар продается по усредненной цене, то хороший товар начинает вымываться – уменьшается предложение. На рынке остаются те, кто может понизить себестоимость и качество товара. Этот процесс был назван негативным отбором. В итоге, когда остается только плохой товар, потребитель это понимает, перестает покупать, цена еще больше падает и т.д. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, нужно, чтобы экономический агент с репутацией, например, уважаемого дилера, засвидетельствовал качество товара.

Базируясь на идеях Дж. Акерлофа, М. Спенс создал так называемую сигнальную теорию. В 1973 г. он публикует статью «Сигналы на рынке труда» и книгу на ту же тему, где на примере рынка рабочей силы показывает, как можно послать сигнал о том, что продается товар хорошего качества. В применении к рынку труда – это, например, имя хорошей бизнес-школы в резюме . Впоследствии идею о том, что некоторые экономические действия могут интерпретироваться как сигналы, заимствовали практически все направления экономической науки, а не только экономика труда.

Практически в то же время Дж. Штиглиц совместно со С. Гроссманом в 1971 г. публикуют «Информация и структура рынка», в которой, базируясь на предпосылке о затратности получения информации, предположили, что рыночные цены могут в разной степени отражать реальную стоимость активов. Если бы все игроки были одинаково информированы, то рыночные цены отражали бы реальную стоимость активов (у Гроссмана и Штиглица – их доходность) . Но т.к. получение информации сопряжено с затратами, то каждый игрок может выбрать: стать информированным, но понести затраты, или оставаться неинформированным, но сэкономить. Чем дороже информация, тем большая часть игроков предпочтет вариант неинформированности. При этом предполагается, что информированные знают реальную доходность активов, а неинформированные наблюдают только его рыночную цену, которая, предположительно, эту доходность должна отражать, и высчитывают доходность косвенным образом. Когда на рынке одни неинформированные игроки, то рыночные цены тоже становятся неинформативными. Неизвестно, почему высока цена того или иного актива, – то ли она отражает высокую доходность, то ли предложение данного актива очень ограничено, то ли кривая спроса информированных более плоская, чем в противном случае. Рыночная цена несет в себе какую-то информацию о доходности актива, но становится шумным сигналом. Именно зашумленность сигнала позволяет информированным отыграться на неинформированных и окупить затраты на приобретение информации.

Стоит отметить, что Дж. Акерлоф, Дж. Стиглиц, М. Спенс и др. рассматривали информацию в связи с неопределенностью ситуации на рынке и ее неполнотой для субъектов рынка. Они не исследовали роль информационных технологий в экономике, производство информации, информационный сектор и т.п. Хотя информационное общество связано не только с информацией, но и с целым рядом технологий ее производства, использования, передачи и хранения (см. прил.).