Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ANATOMIYa.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
410.37 Кб
Скачать

77. Вегетативная иннервация органов головы и шеи

Симпатические волокна, иннервирующие лицо, голову и шею, начинаются от клеток, расположенных в боковых рогах спинного мозга (СVIII – ThIII). Большинство волокон прерывается в верхнем шейном симпатическом узле, а меньшая часть направляется к наружной и внутренней сонным артериям и образует на них периартериальные симпатические сплетения.

К ним присоединяются постганглионарные волокна, идущие от среднего и нижнего шейных симпатических узлов. В мелких узелках (клеточных скоплениях), расположенных в периартериальных сплетениях ветвей наружной сонной артерии, оканчиваются волокна, не прервавшиеся в узлах симпатического ствола.

Остальные волокна прерываются в лицевых ганглиях: ресничном, крылонебном, подъязычном, подчелюстном и ушном. Постганглионарные волокна от этих узлов, а также волокна от клеток верхнего и других шейных симпатических узлов идут либо в составе черепных нервов, либо непосредственно к тканевым образованиям лица и головы.

Кроме эфферентной, существует афферентная симпатическая иннервация Афферентные симпатические волокна от головы и шеи направляются к периартериальным сплетениям разветвлений общей сонной артерии, проходят через шейные узлы симпатического ствола, частично контактируя с их клетками, и через соединительные ветви подходят к спинномозговым узлам.

Парасимпатические волокна образуются аксонами стволовых парасимпатических ядер, направляются в основном к пяти вегетативным ганглиям лица, в которых прерываются Меньшая часть направляется к парасимпатическим скоплениям клеток периартериальных сплетений, где также прерывается, и постганглионарные волокна идут в составе черепных нервов или периартериальных сплетений.

Передний и средний отделы гипоталамической области через симпатические и парасимпатические проводники оказывают влияние на функцию слюнных желез преимущественно одноименной стороны. В парасимпатической части имеются также афферентные волокна, которые идут в системе блуждающего нерва и направляются к чувствительным ядрам ствола мозга.

78. Анализаторы в свете и.П.Павлова

Учение И. П. Павлова об анализаторах. Внешний мир, окружающий человека, познается посредством органов чувств. Органы чувств воспринимают не только раздражения, идущие от внутренней среды организма. В результате раздражения органов чувств в больших полушариях головного мозга возникают ощущения, восприятия, представления. Только через ощущения человек ориентируется в окружающей среде. Сложные нервные аппараты, воспринимающие и анализирующие раздражения, поступающие из внешней и внутренней среды организма, И.П. Павлов назвал анализаторами. Анализатор, по И.П. Павлову, состоит из трех тесно связанных между собой отделов: периферического, проводникового и центрального. Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциям. Некоторые рецепторы имеют вид сравнительно просто устроенных нервных окончаний, либо они являются отдельными элементами сложно устроенных органов чувств, как, например, сетчатки глаза. Центростремительных нейроны, проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел анализатора. Участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторных образований, составляют центральную часть, или корковый отдел анализатора. Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы, двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах, сухожилиях, суставах, и вестибулярный анализатор, его рецепторы раздражаются при изменении положения тела.

Роль анализаторов в познании окружающего мира. Известно, что при действии самых разнообразных раздражителей на какой-либо анализатор всегда возникает ощущение, специфичное именно для этого анализатора. Так, механическое (удар в висок) и электрическое раздражение сетчатки глаза вызывает одно и то же ощущение вспышки света. Исходя из этого, немецкий физиолог И. Мюллер создал в XIX в. закон «специфических энергий органов чувств». Согласно его концепции «нервы органов чувств» обладают определенной энергией. Под определенной энергией каждого нерва Мюллер понимал свойственную этому нерву врожденную и неизменную деятельность, возникающую в ответ на любое раздражение данного органа чувств и проявляющуюся в возникновении всегда одинаковых специфических для него ощущений. Качества ощущений, по его мнению, зависят не от характера раздражений, а от заложенной в чувствительной системе специфической энергии. Учение Мюллера о специфической энергии органов чувств — это одно из проявлений физиологического идеализма. Оно неизбежно приводит к агностицизму — неверию в возможность познания истины.

В самом деле, если все, что мы ощущаем нашими органами чувств, не есть отражение конкретных свойств вещей, а только качества наших ощущений, то мы и не сможем никогда познать действительные свойства этих вещей.

Согласно взглядам агностиков наши понятия — это декорация для прикрытия своего невежества, в них нет ничего объективного, они лишь удобное средство для общения. Вся наука, с их точки зрения,— это картография, описывающая лишь то, что расположено на поверхности.

Некоторые ученые-естествоиспытатели, очень много сделавшие в области изучения живого организма, в своих философских обобщениях также высказывали мысль о невозможности познания окружающей нас действительности. Один из крупнейших ученых XIX в., врач, физиолог и физик — Г. Гельмгольц, говоря о зависимости ощущений от предметов и явлений внешнего мира, создал теорию символов. Он считал, что ощущения являются символами, услов­ными знаками, обозначениями предметов внешнего мира. Согласно его взглядам ощущение является знаком внешнего воздействия, но не изображением его, ибо от изображения требуется известное сходство с предметом, а от знака такого ехидства не требуется. За рубежом и в настоящее время существуют различные философские течения, стоящие на позициях физиологического идеализма. Так, сторонники одного из американских буржуазных философских направлений развивают «теорию символизма». Они утверждают, что между ощущениями и предметом нет никакой причинной связи, что вне субъекта ничего нет.