
- •1. Спор славянофилов и западников и его отражение в русской литературе и критике.
- •2. Эстетика «натуральной школы». Роль «натуральной школы» в развитии русского критического реализма.
- •3. А.И. Герцен и «натуральная школа». Социально-психологический роман «кто виноват?». Своеобразие образа бельтова и женского образа произведения.
- •4. Традиции жанра философской повести в «докторе крупове» а.И. Герцена.
- •5. Проблематика и художественные особенности повести «сорока-воровка».
- •19. Отражение общественного движения 1870-х годов в романе и.С. Тургенева «новь».
- •20. Философские мотивы в лирике ф.И. Тютчева.
- •22. Любовно-психологическая лирика ф.И. Тютчева. «денисьевский» цикл.
- •23. Особенности лирики а.А. Фета, ее основные мотивы.
- •24. Проблематика романа и.А. Гончарова «обыкновенная история». Идейная роль образов александра и петра адуевых.
- •25. Проблематика романа и.А. Гончарова «обломов». Обломов и обломовщина.
- •26. Особенности композиции романа и.А. Гончарова «обломов». Принципы типизации.
- •27. Женские образы романа «обломов».
- •28. Особенности композиции, проблематика, система образов романа и.А. Гончарова «обрыв».
- •29. Черты поэтики антинигилистического романа в «обрыве» и.А. Гончарова. Место образа тушина в системе персонажей романа.
- •30. «Свадьба кречинского», «дело», «смерть тарелкина» а.В. Сухово-кобылина как трилогия. Жанровая разнородность трилогии.
- •31. Проблематика пьесы а.В. Сухово-кобылина «свадьба кречинского». Образы комедии.
- •32. Проблематика драмы а.В. Сухово-кобылина «дело». Тема обличения государственной системы.
- •33. «Смерть тарелкина» а.В. Сухово-кобылина. Гротеск и фантастика как основные художественные приемы.
- •34. Патриархальный купеческий мир и современность в комедии а.Н. Островского «свои люди – сочтемся!».
- •35. Конфликт, система персонажей, проблематика, жанр пьесы а.Н. Островского «гроза».
- •36. Образ катерины в драме а.Н. Островского «гроза».
- •37. Особенности конфликта и система персонажей в комедии а.Н. Островского «на всякого мудреца довольно простоты».
- •38. Конфликт, проблематика, система персонажей в комедии а.Н. Островского «лес».
- •39. Усиление критического начала в драматургии а.Н. Островского. «доходное место».
- •40. Конфликт, проблематика, система персонажей в пьесе а.Н. Островского «бешеные деньги».
- •41. Формирование жанра психологической драмы в творчестве а.Н. Островского. «бесприданница».
- •42. Основные мотивы лирики н.А. Некрасова.
- •43. Принципы изображения народа в поэмах «коробейники», «мороз, красный нос».
- •44. Проблема счастья в поэме н.А. Некрасова «кому на руси жить хорошо».
- •45. Народные заступники в поэме н.А. Некрасова «кому на руси жить хорошо».
- •46. Тема судьбы русской женщины в поэме н.А. Некрасова «кому на руси жить хорошо».
- •48. Проблематика и композиция романа н.Г. Чернышевского «что делать?».
- •49. Теория «разумного эгоизма». Образы новых людей в романе н.Г. Чернышевского «что делать?». Проблема положительного героя и образа вождя в романе.
- •50. Идейное и композиционное значение образа Веры Павловны в романе н.Г. Чернышевского «Что делать?». Роль снов в структуре романа.
23. Особенности лирики а.А. Фета, ее основные мотивы.
Как и у большинства поэтов чистого искусства в его творчестве прослеживаются две ведущие темы: любовь и красота природы. По сравнению с Тютчевым Фета нельзя назвать поэтом-философом. Он всегда старался реально описать мир, представить его таким, какой он есть на самом деле. Его стихотворения представляют собой лирические зарисовки, в которых значительно преобладают красота и изящество. Никогда предметом поэзии Фета не становилось зло или социальные проблемы. Лирический герой поэта не знает страданий и скорби, не думает о смерти, не видит зла. Он живет в прекрасном, беззаботном и светлом мире, созданным разнообразными бесконечно прекрасными картинами природы.
Лирический герой Фета понимает, что природа - это храм, и человеку у природы надо многому учиться. В стихотворении "Ласточки" поэт сопоставляет жизнь человека и его стремления с вольной жизнью птиц, которым открыты любые стихии. Природа, по его мнению, является одной неразрывной целой частью, где стерты всякие границы для обитателей неба и земли. В отличие от птиц человеку не может быть все дозволено. Хоть людям отведено природой свое место в жизни, человек все равно всегда находится рядом с природным миром. Ему необходимо беречь и уважать его красоты и божественное начало.
На протяжении всего творчества А. А. Фета в стихотворениях поэта прослеживаются часто повторяющиеся мотивы природных стихий (огня, воды), движения и полета, двоемирия, гадания, времен года и некоторые другие.
В последние годы Фет, будучи уже пожилым человеком, преимущественно писал о любви. Его герой - это горячий и пылкий юноша. Особенно популярными становятся такие стихотворения как "Нет, я не изменил", "Еще люблю, еще томлюсь" и некоторые другие. Сквозным мотивом любовной лирики поэта является воплощения огня. В своих стихотворениях Фет обращается к возлюбленной как к живому человеку. Его воспоминания настолько ярки и эмоциональны, что читателю, который ближе знакомится с биографией поэта, порой трудно понять, почему А. А. Фет перестал общаться с Марией, отказавшись жениться на ней. Мотив любви и горения тесно переплетаются в последних стихотворениях поэта, в одном из которых его лирический герой назовет себя "палачом". Образ живого героя, чья душа давно умерла, переплетается с образом погибшей героини, которая продолжает жить в его воспоминаниях.
Любовная лирика А. А. Фета многим отличается от стихотворений, посвященных красоте природы. Поэт безбоязненно описывает свои чувства и переживания. Прибегая к различным методам, он открывает свою душу читателям, ничуть не опасаясь общественного мнения. Трагедия неразделенной любви прослеживается во многих стихотворениях Фета, в которых раскрываются нам многие факты из его биографии.
Говоря о собственной позиции в искусстве и поэзии, Фет намеренно и сознательно, в соответствии со своими убеждениями, противопоставляет себя толпе, черни и пишет о вдохновительнице всего своего творчества Музе.
24. Проблематика романа и.А. Гончарова «обыкновенная история». Идейная роль образов александра и петра адуевых.
Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847) замысел всей трилогии получил оригинальное воплощение. Конфликт между дядей и племянником призван был отразить весьма характерные явления русской общественной жизни 1840-х годов, нравы и быт той эпохи. Сам Гончаров следующим образом разъяснял свой замысел в критической статье «Лучше поздно, чем никогда»(1879): «В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя, только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзия праздности, семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств <…>, пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство» и т. д. конфликта вполне понятна, если воспринимать ее в общеисторическом плане. По замыслу Гончарова, помещичий уклад, взрастивший Александра Адуева, праздная, без напряженного труда души и тела обстановка помещичьей усадьбы – это и есть социальные причины, обусловившие полную неподготовленность «романтика» Адуева к пониманию действительных потребностей современной общественной жизни.
Однако писатель, разумеется, отнюдь не склонен идеализировать нравственный облик представителя новой, победившей «философии дела». Жертвой этой «философии» предстает в эпилоге романа и дядюшка, который потерял любовь и доверие жены и сам очутился на пороге полной душевной опустошенности.
Здесь мы подходим к пониманию существа конфликта в первом романе Гончарова. Выходит, что «романтическая биография» Александра Адуева – настолько же биография русского провинциального романтика 1840-х годов, насколько и биография «интернациональная», «едва заметное кольцо в бесконечной цепи человечества». К такому выводу подталкивает героя сам Гончаров в эпизоде, где описывается состояние Александра после поразившей его воображение вдохновенной игры заезжего скрипача. Не мудрено, что порой и свой спор с дядюшкой Александр воспринимает сквозь призму сюжета известного пушкинского стихотворения «Демон», и тогда Петр Иванович ему представляется в образе «злобного гения», искушающего неопытную душу…
Смысл «демонической» позиции Петра Ивановича заключается в том, что человеческая личность для него – всего лишь механический слепок своего «Века». Любовь он объявляет «сумасшествием»; «болезнью» на том основании, что она-де только мешает карьере. А потому он не признает власти сердечных увлечений, считая человеческие страсти «ошибками, уродливыми отступлениями от действительности». Так же он относится к «дружбе», «долгу», «верности». Все это дозволяется современному человеку, но в границах «приличий», принятых в обществе. Само существо «Века» он, следовательно, неправомерно сводит только к чиновничье-бюрократической карьере, сужая масштабы «дела».
Превращение Александра – «романтика» в «реалиста» тем и отличается от аналогичного дядюшкиного превращения, что «трезвый взгляд» на жизнь он принимает, предварительно пройдя все ступеньки романтической школы жизни, «с полным сознанием ее истинных наслаждений и горечи». А потому выстраданное «реалистическое» мировосприятие для Александра вовсе не есть «необходимое зло» «Века», в угоду которому нужно непременно задавить в себе все поэтическое. Нет, Александр совсем по-пушкински начинает, как замечает автор, «постигать поэзию серенького неба, сломанного забора, калитки, грязного пруда и трепака», т. е. поэзию «прозы жизни». Потому-то герой опять рвется из Грачей в «деловой», «неромантический» Петербург, что он постепенно проникается и своеобразной «романтикой дела». Недаром в письме к тетушке он «могучей союзницей» своей романтической влюбленности в жизнь полагает теперь «деятельность».
В эпилоге мы видим несколько смягченную копию Адуева-старшего вместо «героя дела» – «героя-дельца». Ни на поприще «мечты», ни на поприще «дела» духовно преобразить и победить тяжелую поступь «промышленного века» Александру не удалось.
Лювовь у А.А.-первая любовь в деревне, вторая Наденька (но бросает его), третья вдова тафаева, к которой он охладевает. Женится с расчетом. Повторяет путь дяди.