Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pugacheva.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
93.52 Кб
Скачать

2.3 Проблемы правового положения ребенка, рожденного с использованием вспомогательных репродуктивных технологий

Ребенок, рожденный с помощью вспомогательных репродуктивных технологий обладает таким же правовым положением, что и ребенок рожденный без применения таковых. Правовой статус детей, рожденных с помощью применения ВРТ, при решении производства, определяется судом, согласно международного принципа верховенства прав человека, согласно данному принципу правоопределяется сфера вспомогательных репродуктивных технологий в целом и субъекты правоотношений, возникающих в результате заключения договора на лечение бесплодия с использованием ВРТ. «Принцип верховенства прав человека используется судами как норма общего характера, а также может получить конкретизацию в отдельном решении Европейского суда. Ввиду анализа судебной практики данной области, естественное право человека было интерпретировано судами в качестве правомочия женщины свободно принимать решение о ликвидации последствий нежелательной беременности. Подобная свобода не должна ограничиваться нормами позитивного права. Следует заметить, что новейшая практика европейских судов свидетельствует о необходимости давать новейшее понимание прав человека с целью разрешения противоречия между естественным правом и достижениями научного прогресса: в судах рассматриваются дела об эвтаназии, операциях по изменению пола и о клонировании человеческих существ. В отсутствие позитивного права все эти споры рассматриваются на основе принципа верховенства прав человека. В дополнение к этим подходам необходимо отметить, что существуют предписания судов о том, что государства-члены Европейского Союза и Совета Европы (Россия участвует), также связаны принципом верховенства фундаментальных (основных) прав человека. Подразумевается, что национальный суд должен решать вопрос совместимости законодательства и принципа верховенства прав человека, т.е. национальный суд должен отменить или не применить закон, если он противоречит принципу верховенства прав человека» - уточнение Нешатаевой Т. Н. в работе «Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт» [32, c. 76].

Специфика проблемы правового положения ребенка, рожденного с помощью методов ВРТ состоит в неточности урегулирования российским законодательством права знать своих родителей.

Основополагаясь на статью 7 Конвекции ООН «О правах ребенка» заметим, рожденный ребенок имеет право на имя, гражданство, право, на сколько это возможно, знать родителей и их заботу, если это не противоречит его интересам [24].

В силу данного положения, встает вопрос о понятии выражения «на сколько это возможно». Ни один документ в законодательстве как ООН, так и РФ не регламентирует значение и рамки рассматриваемого термина, что приводит к неясностям данной системы, влекущими правовые проблемы ребенка, рожденного с помощью ВРТ.

Для решения поставленного вопроса, необходимо внести дополнения в законодательство Организации и РФ, регламентирующее понимание «на сколько это возможно» и уставливающее четкие границы действия данного термина.

Согласно рассматриваемому выше документу, ребенок имеет право знать своих родителей. В случае если ребенок рожден в результате применения системы вспомогательной репродукции, он имеет право знать своих биологических, юридических и генетических родителей. Данное положение несовместимо с некоторыми нормативными актами Российской Федерации, так как законодательство РФ регламентирует положение о врачебной тайне, в состав которой, также входит информация о вспомогательном репродуктивном процессе рождения, участниках данного процесса и непосредственно методе данного процесса. Врачебной тайне «подвергаются» все участники процесса, кроме юридических родителей. При возникновении спора с последующим судебным разбирательством, решение суда выносится в первую очередь с учетом интересов ребенка, но несмотря на это, конфиденциальность донора остается активной. Информация о доноре гамет, сохраняется в тайне согласно договора «о донорстве гамет» кроме случаев, угрожающих состоянию здоровья ребенка.

Данные положения разработаны и приняты в законодательном процессе, исключительно для психического и физического состояния, рожденного с помощью ВРТ ребенка.

В законодательстве Российской Федерации, как и в ряде законодательств других стран, не существует четкого механизма регулирования вопроса происхождения детей и установления личности родителей детей, рожденных в результате применения ВРТ.

В мировой судебной практике множество примеров возникновения исполнительных производств по делам о выяснении личности родителей ребенка, соблюдению врачебной тайны о личности и частной жизни лиц, принимавших участие в процессе рождения ребенка, то есть генетические, юридические и в особенности биологические родители ребенка, рожденного с использованием методов вспомогательной репродукции, а также о соблюдении права ребенка знать свое происхождение.

В современном мире, законодательные структуры ведут разработку положений, направленных на урегулирование споров, с учетом интересов противоположных сторон, для максимальной возможной защиты прав и интересов различных категорий участников данного процесса.

При анализе мирового опыта по такого рода спорам, выяснилось, что в законодательстве Франции, отлично от ряда других стран, максимально, по сравнению с законодательствами иных государств, урегулирован вопрос о постоянной невозможности установления личности биологической матери, если она пожелала остаться анонимной для рожденного ею ребенка, по достижении им совершеннолетия.

В ряде стран установлено положение о возможности непредоставления биологическими родителями документов, удостоверяющих личность, что также делает невозможным разглашение врачебной тайны, даже по запросу совершеннолетнего ребенка, рожденного ими с использованием вспомогательных репродуктивных технологий [39, c.11].

Таким образом, при неурегулированности такого рода вопросов, в российской правоприменительной практике, наблюдается ряд случаев, когда суд выносит решение о разглашении врачебной тайны о происхождении и личности родителей ребенка, рожденного с помощью вмешательства в репродуктивные процессы человека, либо решение суда остается отрицательным. Данный факт, можно расценивать как разнородность применения законодательных положений в отношении граждан РФ, что нарушает главный принцип судебной системы РФ – равенство перед законом.

Для урегулирования сложившейся ситуации, необходимо срочное принятие мер в отношении выносимых судом решений по возникающим спорам между родителями и детьми, использующих систему вспомогательных репродуктивных технологий.

По мнению Бастрыкиной О. А. решение данной проблемы возможно двумя способами [3, c. 8]:

  1. Запрет на установление информации о происхождении детей и личности их родителей, пожелавших остаться в тайне от рожденного ребенка;

  2. Рассматривать данный вопрос, как важнейшее из прав ребенка знать своих родителей, и право на их заботу.

Для правомерного решения данной ситуации с учетом интересов противоположных сторон договора о ВРТ, а также с учетом защиты их прав, предлагается внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты, включив в них положение, о возможности предоставления информации совершеннолетнему ребенку, рожденному с использованием ВРТ, о его неизвестных родителях, по его запросу, по истечении трех лет с момента обращения в суд, и правом в любой момент отказаться от предоставления этой информации. Срок ожидания в три года дается для взвешивания всех за и против, лицом, обратившимся в судебный орган, и принятия им объективного обдуманного решения о владении данной информацией, возможности общения со специализированными юристами и психологами. При принятии положительного решения со стороны совершеннолетнего ребенка о предоставлении ему информации о его родителях, судебная инстанция постанавливает решение о предоставлении такой информации, с учетом психического здоровья и состояния ребенка.

Предоставление информации совершеннолетним детям, рожденным в результате процедуры какого-либо из методов искусственного оплодотворения, о их происхождении - запретить, во избежание психологических и психических расстройств здоровья ребенка.

Следует отметить, что информация о доноре репродуктивных гамет не подлежит разглашению, в связи с основополагающим положением договора о «донорстве гамет», гарантирующем данному субъекту этого этапа отношений полную конфиденциальность, за исключением случаев, касающихся здоровья рожденного с использованием материалов данного донора ребенка.

Также немаловажный аспект, который подлежит уточнению рассматриваемой проблемы, это предоставление информации, составляющей врачебную тайну, медицинской организацией, осуществляющей проведение операции по внедрению методов вспомогательных репродуктивных технологий. Следует отметить, что в любом случае, медицинская организация, не в праве сообщать какому-либо лицу информацию о донорах, методах репродукции, которые применялись к какому-либо заказу, а также сведения о лицах заключающих договор с данной медицинской организацией.

Предоставление или не предоставление любой информации заключающей так или иначе врачебную тайну в сфере вспомогательных репродуктивных технологий и их применения, происходит только по решению суда, основополагаясь на равенство перед законом и положения соответствующих нормативно-правовых актов.

Внесение предложенных положений в соответствующие нормативные законодательные акты Российской Федерации, позволят частично решить правовую проблему детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, а также внесут ясность во многие вопросы, касающиеся данной проблемы, например, такие как: установление отцовства и материнства, установление генетического родства, реализация права знать своих родителей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]