Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Педагогика без страха.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
150.53 Кб
Скачать

Книга Екклесиаста или Проповедника

Театр начинается с вешалки, а образование – со школы. Там все заваривается, все складывается, все определяется. Школа – основа основ. Это только кажется, что в ней учат математике, языку, биологии. На самом деле в школе ученики получают свои первые уроки подчинения и протеста, презрения и понимания. Первые – и главные. Ребенок, этот маленький человек, вырастет и разучится брать интегралы, забудет химические формулы, но преподанный когда-то урок ненависти или любви будет помнить всегда. В школе формируются самые прочные стереотипы поведения и восприятия: как следует реагировать на агрессию (заплакать-обмануть-замкнуться) или, например, каким должен быть учитель. И каким же? Мне вот досадно смотреть рекламные ролики (а реклама, как известно, мощный создатель и выразитель стереотипов), в которых учительница представлена этакой злобной занудой, и только употребление рекламируемого продукта меняет ее до неузнаваемости. Авторы этих мини-шедевров тоже когда-то были учениками и, видимо, очень «любили» своих наставниц, которые, между прочим, тратили на неблагодарных немало душевных сил и нервов. Обидно, обидно. Но подождите обижаться, давайте поразмыслим. К сожалению, наше образование часто носит репрессивный характер; глаголы «ругать» и «учить» многими воспринимаются как синонимы. Одна моя коллега недавно сетовала: «Ну что за группа! Уж я их ругаю, ругаю, времени на учебу не остается, а они все ни с места!» И правда: ученик не понимает правило? Объясним погромче, добавим эпитетов, может, тогда дойдет. Хотя если бы лично мне довелось работать в школе, я бы через неделю сбежала. Попробуй, удержи внимание тридцати непосед, втолкуй сложные истины легкомысленным птенцам, которые ни о чем таком и помышлять не желают. Вроде бы они нас слушают, а что слышат? Какими они видят нас, стоящих у эшафота классной доски, за баррикадой учительского стола? Дадим им слово, тогда узнаем:

I. «Эта пожилая женщина – страшное испытание для наших нервов. Я не считаю, что наше поколение настолько ужасно, насколько она говорит. Еще одна черта, которая меня в ней раздражает – ее несдержанность. Я никогда не забуду тот момент, когда она назвала меня девушкой с панели»

«Я ужасно боюсь уроков математики, потому что наша учительница постоянно срывается на нас; я прихожу домой в истерике»

«Если я не поняла тему, она начинает орать и унижать, она не раз доводила меня до слез. Она думает, что воспитывает нас этим! Ничего подобного. Чем больше она орет, тем сильнее я ее ненавижу»

«Ее кабинет – это лестница в преисподнюю. У меня слов не хватает, чтобы выразить свою ненависть к ней! Сидишь на уроке и трясешься»

«Даже на уроке, когда мы чего-то не понимаем, мы боимся поднять руку, так как она сразу начинает орать, унижать. Когда она в прошлом году заболела, мы все с удовольствием ходили в школу»

Прелесть, не правда ли? Дети писали это анонимно, а потому чувств не скрывали. Их травмирует немотивированная агрессия учителя, ранит бестактность (взрослая женщина назвала проституткой девочку-подростка), их угнетает страх. Если кто-то из милых дам, упомянутых в опросе, преподавал математику, то ее подопечные вряд ли подружатся с «царицей наук», если биологию или историю, то нескольких биологов или историков мир явно недосчитается. Ненавидя учителя, ученики возненавидят и сам предмет и никогда не свяжут с ним свою жизнь. Слово – мощное оружие, и при неумелом обращении может сеять настоящие разрушения.

Однако справедливости ради следует сказать, что были и другие отзывы:

II. «Очень классный учитель по литературе. Общается с нами на равных. Можно пошутить, поговорить, выразить свое мнение. Когда идешь на урок, коленки не трясутся. Самое удивительное, что мы все выполняем домашнюю работу, и при этом никто на нас не орет»

«Она очень понимающая, добрая, выносливая, справедливая и вообще она супер»