Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8137e9f332462bbbd216322367919b4b.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.04 Mб
Скачать

Пространственный критерий

Некоторые концепции информационного общества, хотя и опираются на экономику и социологию, основываются на географическом принципе. Главный акцент делается на информационные сети, которые связывают различные в пространственном отношении места, а потому могут оказать глубокое воздействие на организацию времени и пространства. В последние годы эта концепция приобрела особую популярность, так как информационные сети стали играть значительную роль в социальной организации.

Стало привычным выделять в качестве центрального момента информационных сетей их способность связать между собой разные точки внутри и вне офиса, города, региона, континента и даже всего мира. Однако, следуя той же логике, мы вполне можем вообразить «проводниковое общество», функционирующее на национальном, международном и глобальном уровнях, поскольку электричество доступно всем, кто имеет соответствующее оборудование,.

Никто не будет отрицать, что информационные сети — важная отличительная черта современных обществ: спутники дают возможность мгновенной связи со всем миром, базы данных одинаково доступны из любой точки планеты, факсовые аппараты и локальные компьютерные сети стали обыденностью в современном бизнесе. Но здесь мы снова сталкиваемся с неточностью дефиниций. Вопрос, что действительно является сетью, очень серьезен и касается не только того, каким образом проводить различия между разными уровнями сетей, но и как найти ту стартовую точку, после обнаружения которой можно сказать, что мы живем в сетевом (информационном) обществе.

Правомерно и такое возражение: информационные сети существуют уже очень давно – по крайней мере, с возникновения почтовой связи, телеграфа и телефона. Значительная часть экономической, общественной и политической деятельности просто непредставима без этих информационных сетей. Почему же только теперь исследователи заговорили об информационном обществе?

Критерий культуры

Концепцию информационного общества, использующую этот критерий, признать, пожалуй, легче всего, но зато она еще хуже прочих поддается измерениям, причем не только количественным, но и качественным.

Современная культура явно более информационно-насыщенной, чем любая предшествующая. Можно утверждать, что мы существуем в медиа-среде, что означает: жизнь существенно символизируется, она проходит в процессах обмена и получения — или попытках обмена и отказа от получения — сообщений о нас самих и о других. Причем любое сообщение многократно истолковывается, ему придаются разные смыслы, что требует новой информации для их восприятия или отторжения. Признание взрывного роста смыслов заставляет многих авторов говорить о том, что мы вошли в информационное общество. При этом, как ни парадоксально это звучит, многие исследователи приходят к заключению о коллапсе смысла. Жан Бодрийяр пишет: «Информации становится все больше, а смысла все меньше» (Baudrillard, 1983 a, p. 95). Они редко предпринимают попытки оценить это развитие в количественных характеристиках, а просто начинают с того, насколько «очевидно», что мы живем в океане знаков, которых гораздо больше, чем в предыдущие эпохи.

Исходя из опыта, такую идею информационного общества признать довольно легко, но как дефиниция нового общества она самая неопределяемая из всех, что мы рассматривали. Учитывая отсутствие критериев, с помощью которых мы могли бы измерить рост количества значений, трудно понять, каким образом такие сторонники постмодернизма, как Марк Постер (1990), описывают настоящее, характеризуя его как новый способ существования информации, в том, что касается четких дефиниций информационного общества, они совершенно беспомощны.