Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Etno_nosov.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
201.32 Кб
Скачать

2.3. Наименования яств и атрибутов

Помимо обрядовых персонажей, в произведениях Е.И. Носова нами отмечены примеры некоторых ритуальных яств, связанных с той или иной народной традицией. В рассказе «Кулики-сороки» подробно описывается процесс выпечки обрядового печения кулики, которое обычно готовилось из пресного или кислого ржаного теста в форме птичек.

- Кулик – это тебе не то да се да энто самое… Ево из хлебного остатка, из одоньев не вот–то скварнакаешь. Сиволапый получится. Кулик – он ба-а-а-а-рин. Штоб лепился-то ладно да послаже был…Вот берегла запасец на случай хвори, избавь, Матерь Божья, ну да ладно, коли слово дала. (Аз-буки, II,146).

Это один из обязательных атрибутов обряда «закликания весны», изготавливались такие печения чаще на праздник Сороки, иногда в Средокрестие, а на Русском Севере в день Алексея Теплого или на Благовещение.

Названия обрядовой весенней выпечки могло быть различным, чаще всего печенье именовали жаворонки (жаворёнки, жуварёнки, жаворяточки), в южнорусских губерниях употребляли также название кулики, а иногда чувильки (от подражания птичьему напеву – «чувиль-виль-виль» (калужск.). В некоторых местах «птичек» («птюшки», «птушки»), испекаемых на 9 марта, связывали с другими видами птиц. В Каргопольском уезде Архангельской губернии их называли тетерки, в Орловской губернии – ластовки (ласточки) или снегирьки, а в Нижегородской губернии – воробушки; при этом, на территории указанных губерний широко бытовало также название жаворонок. Иногда по имени праздника Сороки, дня памяти сорока мучеников Савостийских, это печенье называли сороки, сорки, сорокашки. [Афанасьев: 203]

Такие обрядовые птички из теста, по народной традиции, не только ели, но с ними совершали различные действия куликов закликали, т. е. выносили на улицу и исполняли песни-заклички:

Кулики куликали. На кугиклах пикали.

Пикали, пикали

Красну весну кликали

Куличок-веснячок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу! (Аз-буки, II,146).

На пасху традиционно выпекался обрядовый хлеб, получивший название кулич – сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб, приготовленный к Пасхе [Ожегов, Шведова:313]:

а утром оставить куличи и кое-чего для разгволения. (Алюминиевое солнце, III, 107)

Кулич – традиционная пасхальная выпечка. Пасхальный кулич символизирует память о том, как Иисус Христос после Воскресения принимал пищу вместе с апостолами. Обычно секрет того, как приготовить кулич, хранят наши бабушки, и благодаря им рецепт пасхального кулича передаётся из поколения в поколение. Празднично украшенные куличи — настоящее произведение искусства. [Похлебкин :343]

Хлеб в народной традиции всегда занимал одно из главных мест среди обрядовых яств. Его использовали не только как кушанье, но и как ритуальное печеное изделие в любом народном обряде – на свадьбе, родинах, проводах и т.д. Процесс его изготовления описывается курским писателем:

Крюком кочерги бабушка подцепила крайнюю ковригу, вытащив ее на загнетку, поворочала туда–сюда, похлопывала и вдруг припала к ней лицом- оказывается, затем, чтобы определить, удалась ли выпечка. Если нос терпит, стало быть, хлеб не клеклый и уже не содержит избытка обжигающего пара. (Аз-буки, II,147).

Немаловажную роль в обрядовом сценарии играет атрибутика – предметы, выполняющие функцию сакральных вещей. Часто они используются в качестве оберегов, защищая человека от зглаза, болезни, смерти. В произведениях  Е.И.Носова мы отметили такие обрядовые атрибуты, как рубаха и пуповина.

Рубашка, сорочка – народное название околоплодного пузыря, оболочки, в которой рождаются некоторые дети, что в народных поверьях расценивается как явление необычное, указывающее на сверхъестественные свойства новорожденного. В большинстве славянских народных традиций родившийся в «рубашке» ребенок считается счастливым: умным, красивым, богатым, удачливым в делах. В Полесье такому ребенку доверяют начинать сев, нести на освящение в церковь кресты, венки, сплетенные из последних колосьев во время жатвы, обходить в случае опасности село или охваченный пожаром дом. У балканских славян рожденный в «рубашке» ребенок считается наделенным особой силой; это герой, способный бороться и побеждать врага, как реального, так и мифологического. В этом случае родители ребенка тщательно оберегают «рубашечку» от противника, который стремится завладеть ею. Там же известны поверья о смерти ребенка в случае уничтожения его «двойника» – «рубашечки».[Плотникова :158-167]

Чистая (белая) рубашка ассоциировалась с чистой душой: человек, принимавший крещение, надевал особую «крестильную» рубашку. Отсюда же, вероятно, пошёл обычай надевать чистую рубашку перед боем. [Куфтин: 24]

Так бывало еще в детстве, когда матери, обрядив на праздник в новую рубаху, наказывали не мараться, блюсти себя в чистоте, и хотя на душе делалось радостно и приятно от этой обновы, но в то же время, бегая на народе, надо было все время помнить родительский наказ и часом не выпачкать рубаху. (Усвятские шлемоносцы, IV, 68);

А дня через три всплывут и сами бедолаги, замелькают на воде их белые рубахи и подштанники…(Костер на ветру, IV, 308);

Это она около твоей рубашки. Они белое любят.(Шумит луговая овсяница, III, 59);

Придерживая щепотью долгую ночную рубаху(Аз-буки, II, 146); вздохнув, она сняла платье, ночную рубаху, подстелила под себя белье(Шумит луговая овсяница, III, 48);

В полевом лазарете вытащили из меня сосновый обломок, похожий на пику, и сказали, что я родился в рубашке: пика не задела ни легких, ни сердца, ни позвоночника…(Костер на ветру, IV, 312)

 «Родился в рубашке» – так говорят об удачливых людях. «Рубашкой» или «сорочкой» называли раньше не разорвавшиеся во время родов плодные оболочки.

В родильно-крестильной традиции важную сакральную роль отводили пуповине – плотный тяж, соединяющий тело плода с плацентой и служащей каналом для его питания [Ожегов, Шведова: 632]. Пуповину, согласно древней русской акушерской традиции, нужно отрезать на определенном расстоянии от живота, например, в некоторых районах было принято расстояние в три пальца. Существовало поверье, что если пуповину у новорожденной девочки отрезать ближе, то, став взрослой, она будет ветреной... Отрезали пуповину на каком-нибудь твердом предмете: мальчику на дубовой плахе, чтобы был крепок, или на топорище, чтобы лучше владел топором, или на книге, чтобы грамотным был. Девочке пуповину отрезали на ольховой плахе, чтобы трудолюбивой была. Пуповину перевязывали льном, прядевом, материнскими волосами. Затем мать прятала пуповину где-нибудь во дворе. Когда ребенку исполнялось 5-6 лет, он должен был развязать пуповину сам, что говорило об его умственных способностях. Если же ребенок не смог развязать пуповины до 6 лет, то считался глупым, «безнадежным».[Русская семерка]

Об охранительной силе пуповины говорит Е.И. Носов в повести «Усвятские шлемоносцы», ее долго искала мать Касьяна, чтобы дать сыну, который шел воевать:

Дак нашла, нашла я!- радостно шептала она, торопливо вкладывая в его ладонь тряпичный комок. – Тут пуповинка твоя. Пуповинка. От рождения твово. На случай берегла. Дак вот и случай. Бери, бери, милай. Так надо, так надо…(Усвятские шлемоносцы, IV, 235)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]