Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 2008-11.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

§5. Советское государство и право в период перестройки (апрель 1985 – декабрь 1991 гг.)

При раскрытии данного вопроса необходимо показать: что такое перестройка, каков был ее замысел и каким было ее действительное содержание.

Инициатором перестройки был новый лидер Советского государства М. С. Горбачев. Ее стратегический замысел был изложен в решениях апрельского (1985 г.), январского (1987 г.) пленумов ЦК КПСС и многочисленных выступлениях М. С. Горбачева перед населением во время его поездок по стране: обновить социализм, «придать ему второе дыхание». В речи на всесоюзном студенческом слете в 1989 г., Горбачев М. С. употребил образное сравнение: здание социализма за прошедшие 70 лет несколько обветшало, кое-где начала протекать крыша, местами осел фундамент, появились трещины, прохудились окна, поэтому нужно его обновить.

Но первоначальный замысел в процессе перестройки претерпевал определенные изменения. На первом этапе перестройки (1985–1988 гг.) ее идеологическим стержнем, как отмечает В. В. Согрин, автор ряда работ по политической истории России 1980–1990-х гг., являлась своего рода «презумпция невиновности» социализма в обозначившемся экономическом и социальном застое СССР. Проблема, доказывал Горбачев, заключалась не в недостатках социализма, а в том, что была деформирована ленинская модель социализма и что потенциальные возможности социализма использовались недостаточно. Ключевым понятием первого этапа перестройки было «ускорение» социально-экономического развития страны. Главная цель ускорения заключалась в том, чтобы вывести советскую экономику на мировой уровень, то есть догнать передовые индустриальные страны Запада. Причём достичь экономического уровня Запада предполагалось при помощи традиционных командно-административных методов, которые уже использовались Н. С. Хрущёвым и Ю. В. Андроповым. Упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины, улучшение работы с кадрами, а также на жёсткий контроль за организацией производственного процесса. Среди командно-административных мер политики «ускорения» наибольшую известность приобрели постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985 г.), Закон о госприёмке, на основе которого создавались службы инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции; школьная реформа, объявившая одной из главных задач проведение всеобщего компьютерного обучения школьников.

Практически все реформы первого этапа принесли результаты, прямо противоположные ожидаемым, и только усугубили экономические проблемы советского общества. Антиалкогольный закон, не способствуя уменьшению пьянства, нанёс сокрушительный удар по госбюджету. Поступления в казну от продажи спиртных напитков в течение трёх лет сократились на 37 млрд. рублей. Капиталовложения в машиностроение, импортные закупки для него, не дав реальной отдачи, привели к чрезмерному увеличению расходов, создав бюджетный дефицит. Школьная реформа показала свою несостоятельность сразу после её провозглашения, ибо обеспечить всеобщее компьютерное обучение школьников без компьютеров было невозможно.

На рубеже 1987–88 гг. М. С. Горбачёв должен был признать неудачу избранной стратегии реформ. Новая идеология и стратегия реформ в концентрированном виде была изложена в решениях XIX партконференции (июнь 1988 г.). Политический выбор Горбачёва вылился в попытку замены советской командно-административной модели социализма западной моделью «демократического социализма». Если раньше предполагалось, что советский социализм в основе своей здоров и нужно только «ускорить» его развитие, то теперь «презумпция невиновности» с советской («командно-админи­стративной») модели была снята и в ней были обнаружены серьёзные пороки. Главным реформаторским лозунгом стал лозунг «Больше демократии». Он трактовался всё более широко и глубоко, означая демократизацию отношений собственности, экономического управления, государственной власти и политической системы. Если ретроспективно рассмотреть кампанию широкой демократизации 1987–88 гг., то нетрудно увидеть, что она означала вестернизацию всего процесса отечественной модернизации, то есть внедрение в него буржуазных моделей и механизмов, действовавших в западных странах.

Правда, сам Горбачёв и его окружение длительное время отвергали в новом реформаторском курсе наличие каких-либо буржуазных ценностей, они называли эти ценности «общечеловеческими» «универсальными», имея в виду, что они должны быть восприняты любым обществом, рассчитывающим на прогрессивное развитие. Но в действительности новая идеология и стратегия Горбачева означала либерально-демократическую ревизию марксизма-ленинизма путем включения в советскую идеологию таких принципов, как гражданское общество, правовое государство, парламентаризм, разделение властей, естественные и неотъемлемые права человека, рыночная экономика, которые характеризовались Марксом и Лениным как буржуазные.

Однако и модель «демократического социализма» оказалась несостоятельной. Попытка введения рыночных механизмов в советскую экономику на практике не могла иметь успеха, ибо в стране совершенно отсутствовала инфраструктура, которая позволяла бы промышленным предприятиям пускаться в так называемое «свободное рыночное плавание»: не было посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, банков, которые бы позволили наладить механизм закупок сырья, и сбыта продукции, кредитов и инвестиций. Неожиданные результаты дала и попытка демократизации политической системы. Она нанесла удар не только по консерваторам у власти, но и партаппарату КПСС. Демократизация повернулась и против самого Горбачева, являвшегося Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Таким образом, концепция «перестройки», квинтэссенцией которой была ставка на обновление социализма, потерпела крах.

Постепенно в СССР стал оформляться курс, альтернативный концепции Горбачёва. Он получил название «движение российского радикализма» и был связан с именами Ельцина, Попова, Собчака, Травкина. Сначала, радикалы, входившие в «демократическую платформу» в КПСС, следовали концепции «демократического социализма», но она постепенно наполнялась либеральным содержанием. Летом 1990 г. произошёл полный разрыв радикалов с социалистическими идеалами. Они вышли из рядов КПСС и перешли на антисоциалистические и антикоммунистические позиции. Радикалы продолжали рассматривать западную модель как образец для России, но теперь эта модель трактовалась как капиталистическая. Подавляющее большинство политических партий, созданных радикалами (Демократическая, Республиканская, Социал-демократиче­ская, Христианско-демократическая и ряд других), как и объединившее их движение «Демократическая Россия» стали ориентироваться на построение «народного капитализма». Следствием этого курса стал не только крах КПСС, но и смена политического строя.

В ходе перестройки были внесены заметные изменения в государственный механизм и Конституцию СССР 1977 г. Высшим органом государственной власти становится Съезд народных депутатов СССР. Начинает действовать на постоянной основе Верховный Совет. Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. изымает из Конституции СССР ст. 6 о руководящей и направляющей роли КПСС. Ликвидация монополии КПСС в идеологии и государственной политике создали предпосылки для формирования многопартийности, а также создания демократических государственных структур не только на союзном, но и республиканском уровне. Был учрежден пост Президента СССР. Его занял М. С. Горбачев. Президент избирается и в РСФСР. Это стало началом превращения республиканской формы правления из юридической фикции, которой она была до сих пор, в реальность.

Перестройка характеризовалась демократизацией политического режима. Государство отказывается от уголовного преследования за инакомыслие. В соответствии с Законом СССР, а затем РСФСР «О средствах массовой информации» ликвидируется цензура на периодическую печать. Разрешаются митинги и демонстрации. Вместе с тем «демократизация» и «гласность» носили во многом декларативный, дозированный характер. «Гласность» во время перестройки, по мнению многих обществоведов, представляла собой горбачевский вариант свободы слова, когда разрешалась критика дозволенного в определенных пределах. Вывод: тоталитарный политический режим пошатнулся. По его устоям были нанесены значительные удары. Но в рамках перестройки устои тоталитаризма не были еще полностью разрушены.

В вопросах государственного устройства политика М. С. Горбачева мало отличалась от своих предшественников: провозглашался федерализм, а на практике осуществлялся унитаризм. Попытки сбить остроту межнациональных отношений прежними методами, лишь внешне модернизировав национальную политику, не меняя ее принципиальной сути, как это было сделано на сентябрьском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС, не только не удовлетворили союзные республики, но и резко усилили центробежные тенденции, что в конечном счете привело к распаду СССР.

Выделим основные тенденции в развитии права в период перестройки. Первая тенденция – возрастание роли и усиление самостоятельности республиканского законодательства, отход от принципа соответствия законодательства союзных и автономных республик федеральному. Так, 24 октября 1990 г. в РСФСР принимается закон «О действии актов органов Союза СССР на территории РСФСР», в котором подчеркивалось, что в РСФСР действуют только те акты органов власти СССР, которые были приняты в пределах полномочий, определенных Декларацией о государственном суверенитете РСФСР. Вторая тенденция – обновление законодательства, связанное на первом этапе, до 1988 г., с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации общества, государства и экономики, а впоследствии – с созданием правовой базы перехода к многоукладной экономике, рынку на основе частной собственности, свободы предпринимательства и приватизации.

В сфере государственного права вносятся многочисленные изменения в Конституцию СССР и конституции союзных республик, принимаются законы об учреждении поста Президента СССР, о выборах народных депутатов СССР, о средствах массовой информации, об общественных объединениях, о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР и др.

Гражданское право на первом этапе перестройки характеризовалось изменениями, не нарушавшими социалистические принципы. Принимаются законы, обеспечивавшие расширение хозяйственной инициативы предприятий и граждан. Важнейшими законодательными актами данного периода были: закон «О государственном предприятии» (июнь 1987 г.), который предоставил предприятиям возможность самостоятельно планировать свою деятельность; закон об аренде (1988 г.), санкционировавший заключение арендных договоров на землю на срок до 50 лет; закон об индивидуально-трудовой деятельности, легализовавший частную предпринимательскую деятельность.

На втором этапе перестройки, под воздействием начавшегося перехода от государственного монополизма к многоукладности, в гражданское право вносятся изменения принципиального характера. В соответствии с законом «О собственности в СССР» (1990 г.) осуществляется отказ от приоритета государственной собственности, допускаются собственность советских граждан, под которой понималась частная собственность, коллективная собственность (представленная арендными, коллективными предприятиями, акционерными обществами и т. д.). По закону СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях СССР» разрешается предпринимательство в различных формах – от индивидуального до акционерных обществ и товариществ. Появляется блок законодательства, регулировавший деятельность коммерческих банков. Расширяется свобода сделок с иностранной валютой.

Резюме

Чем дальше отодвигалась война, тем отчетливее зрело понимание, что действовавшая политическая система не давала прогнозируемого партийными органами эффекта. В развитии социализма стали все больше обозначаться кризисные явления. В период хрущевской «оттепели» был взят курс на некоторую либерализацию общественных отношений, реформирование государственного механизма. Однако принятые меры были непоследовательными и противоречивыми.

В обстановке нарастания кризиса социализма в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. консервативные застойные явления нашли отражение и в государственно-правовой сфере. происходит бюрократизация и централизация государственного аппарата. Нарастала коррупция. Конституция СССР 1977 г. не изменила общего характера политики.

С конца 1950-х годов развертывается новая кодификация советского законодательства, адаптированная к задачам, изложенным в программе КПСС, рассчитанной на построение в СССР коммунистического общества в предстоящее двадцатилетие.

В середине 1980-х годов предпринимается попытка радикальной перестройки советского общества, которая преследовала цель обновить действовавшую модель социализма. Ее лозунгами стали «ускорение», «демократизация», «гласность». Перестраивается система государственных представительных органов, возвращенная к первоначальной двухэлементной системе (съезд, Верховный Совет). Вводится институт президентства. Направлением государственно-правового развития провозглашается «правовое» государство. Но модель «демократического социализма» в стране с отсутствующей рыночной инфраструктурой оказалась несостоятельной. Концепция перестройки потерпела крах.