Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 2008-11.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

§4. Новая кодификация советского законодательства (конец 1950-х – середина 1980-х гг.)

В конце 1950-х годов началась новая кодификация советского законодательства. Ее необходимость определялась, во-первых, тем, что почти за 40 лет, истекших после первой кодификации, ранее принятые кодексы в значительной мере устарели и не соответствовали новым реалиям. К тому же в условиях тоталитарного режима законодательство в значительной мере было деформировано, приспособлено к интересам диктаторского государства. Во-вторых, в 1959 г. на внеочередном XXI съезде КПСС было объявлено о том, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу, а на следующем, XXII съезде КПСС, в 1961 г. была принята программа строительства в СССР коммунистического общества, которую намечалось в основном осуществить уже к 1980 г. Поскольку в СССР действовала партийно-государственная система и КПСС являлась ее ядром, сформулированные на партийных съездах политические выводы были положены в основу последующей правотворческой деятельности. Было предложено привести все законодательство в соответствие с программными установками КПСС.

В период хрущевской «оттепели» были кодифицированы три отрасли права: гражданское, уголовное и процессуальное. Кодификация проводилась одновременно на двух уровнях – союзном и республиканском. На союзном – принимались Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, а на республиканском – соответствующие кодексы.

8 декабря 1961 г. Верховный Совет ССР принял Основы гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик, закрепившие единые для всех союзных республик принципы, исходные нормы правового регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. В соответствии с Основами был подготовлен Гражданский кодекс РСФСР, который был утвержден Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г. Поскольку в «Хрестоматии по истории отечественного государства и права» / под ред. О. И. Чистякова опубликованы лишь Основы, их и необходимо изучить по источнику.

В Основах и ГК РСФСР были юридически закреплены государственная, колхозно-кооперативная собственность, собственность общественных организаций, личная собственность, общая собственность, собственность колхозного двора. Государственной собственности, как и раньше, отводилось приоритетное место. В статье 21 Основ подчеркивалось, что государство являлось единым собственником всего государственного имущества и что земля, ее недра, вода, леса, являясь исключительной собственностью государства, могли предоставляться только в пользование.

Вместе с тем в тот период в правовой науке в трудах академика А. В. Венедиктова, а затем и в Основах (ст. 21) впервые было обозначено право оперативного управления – право государственных организаций на владение, пользование и распоряжение закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

К объектам собственности колхозов и кооперативных организаций относились их предприятия, культурно-бытовые учреждения, здания, сооружения, тракторы, комбайны, другие машины, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, произведенная этими организациями продукция (ст.23). С учетом сложившихся в обществе реалий Основы и ГК РСФСР дополнили действующее законодательство новеллой о собственности профсоюзных и иных общественных организаций. Собственностью профсоюзных и иных общественных организаций становились их предприятия, здания, сооружения, санатории, дома отдыха, дворцы культуры, клубы, стадионы, пионерские лагеря, культурно-просветительные фонды и иное соответствующее целям этих организаций имущество (Ст. 24).

Личная собственность рассматривалась как производная от социалистической собственности. В ней могло находиться лишь имущество, предназначенное для удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан: их трудовые доходы и сбережения, жилой дом (или часть его), подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода, личного потребления и удобства. Причем размеры личной собственности жестко регламентировались. Законодательству союзных республик предписывалось устанавливать предельные размеры жилой площади, подсобного хозяйства, скота, которые могли находиться в личной собственности гражданина (Ст. 25).

К общей собственности относились совместные государственно-колхозные, межколхозные предприятия и объединения (Ст. 26), к собственности колхозного двора – имущество членов колхозного двора на праве совместного владения, пользования и распоряжения (Ст. 27).

В разделе, посвященном обязательственному праву, ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Эти нормы имели целью использовать договорную форму как инструмент выполнения народнохозяйственных планов. Вместе с тем по сравнению с ГК РСФСР 1922 г. в Основах и ГК РСФСР 1964 г. отсутствовала глава о товариществах (простом, полном, на вере, с ограниченной ответственностью, акционерном), что объяснялось полным вытеснением рыночных механизмов и утверждением административно-командной системы управления.

Вопреки предложениям, которые высказывались в прессе и научной литературе о необходимости отмены наследования, ГК РСФСР 1964 г. не только сохранил это право, но и значительно расширил свободу завещания гражданина, который мог оставить все свое имущество или часть его любому лицу или нескольким лицам, не входившими в круг наследников по закону (См. раздел VII).

Впервые в союзный и республиканский кодекс были включены разделы об авторском и изобретательском праве, осуществлявшие нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с результатами духовного творчества (См. разделы V и VI).

В 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР утвердил Уголовный кодекс РСФСР, заменивший УК 1926 г.

На принятии Основ уголовного законодательства Союза ССР 1958 г., а затем УК РСФСР 1960 г. не могли не сказаться идеологические постулаты КПСС о полной и окончательной победе социализма в СССР и миф о скором построении коммунистического общества в нашей стране. КПСС исходила из того, что «рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности трудящихся создает все условия для того, чтобы искоренить преступность и в конечном счете заменить меры уголовного наказания мерами общественного воздействия и воспитания. В условиях социализма каждый выбившийся из трудовой колеи человек может вернуться к полезной деятельности» (КПСС в резолюциях… Изд. 8-ое. Т. 8 С. 277). То есть предполагалось в недалеком будущем искоренить преступность вообще и в связи с этим отказаться от мер уголовного воздействия на человека путем замены его мерами общественного воздействия и воспитания.

Поэтому особенностью Основ уголовного законодательства Союза ССР 1958 г. и Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. являлось юридическое закрепление тенденции к сужению и смягчению уголовной ответственности за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства. Более гуманным стало уголовное наказание. Была расширена сфера применения исправительно-воспитательных мер, в том числе условного осуждения лиц, совершивших преступление впервые. Предусматривалось условно-досрочное освобождение от наказания или замена наказания более мягким, если осужденный своим примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление и отбыл не менее половины назначенного срока наказания.

Из перечня наказаний были изъяты такие ранее применявшиеся их виды, как объявление врагом народа с лишением гражданства СССР, изгнание из его пределов, «лишение политических и отдельных гражданских прав». Перестал действовать принцип объективного вменения (наказание без вины). Намного был снижен максимальный срок лишения свободы. В соответствии со ст. 23 Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик вместо предусмотренного прежним законодательством максимального срока лишения свободы в 25 лет он был ограничен 10 годами. И лишь за особо тяжкие преступления и для опасных рецидивистов максимальный срок лишения свободы устанавливался – 15 лет.

Основы повысили минимальный возраст, по достижении которого могла наступать уголовная ответственность. Вместо недемократической нормы, введенной в 1930-е годы, устанавливавшей возможность привлечения к уголовной ответственности с 12 лет, впредь к такой ответственности могли привлекаться лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. И лишь за совершение некоторых тяжких преступлений (убийство, изнасилование, разбойное нападение, кража, злостное хулиганства) уголовная ответственность наступала с 14 лет. Основы исключали возможность применения аналогий в уголовном праве, то есть осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе. Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом, действовавшим в момент совершения преступления.

Вместе с тем Основы, УК РСФСР, а также принятые в начале 1960-х годов другие законодательные акты не давали никаких послаблений за совершение государственных и воинских преступлений, предусматривали усиленное наказание для рецидивистов и других опасных антиобщественных элементов. За наиболее тяжкие государственные и воинские преступления (измена Родине, шпионаж, террористический акт против представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, неповиновение военнослужащих, совершенное в военное время или в боевой обстановке), а также за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, могла применяться максимальная мера наказания – смертная казнь.

По указу Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями» от 5 мая 1961 г. допускалось применение смертной казни за хищение государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, изготовление с целью сбыта поддельных денег и ценных бумаг, а также в отношении особо опасных рецидивистов.

На рубеже 1950–1960-х гг. кодифицирунтся и процессуальное право. Кодификация затронула как уголовное, так и гражданское судопроизводство. В 1958 г. были приняты «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», в 1961 г. – «Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик». В 1960 г. в соответствии с Основами был подготовлен новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, а в 1964 г. – Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.

Особенности союзных и республиканских кодексов процессуального права состояли в следующем:

1. Кодексы решительно отказались от устаревших, а также реакционных процессуальных норм, сформировавшихся и действовавших в период сталинизма, и устанавливали гарантии неприкосновенности личности, призванные ограждать ее от произвола должностных лиц. Ст. 7 Основ уголовного судопроизводства закрепляла принцип осуществления правосудия только судом. Никто не мог быть признан виновным и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда. Ст. 6 Основ гласила: «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора». На органы суда, прокуратуры, следствия и органов дознания возлагалась обязанность производить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, предоставлять обвиняемым фактическую возможность реализовать свое право на защиту. Запрещалось перелагать обязанность доказывания невиновности на обвиняемого.

2. В целях демократизации порядка судопроизводства расширялась возможность участия общественности в судебном разбирательстве. Был восстановлен ранее существовавший институт общественных обвинителей и общественных защитников. В судебном разбирательстве могли участвовать представители общественных организаций и трудовых коллективов. Они могли излагать суду мнение уполномочивших их организаций или коллективов по рассматриваемому судом делу, в том числе ходатайствовать перед судом о применении к виновному лицу условного осуждения либо о передаче осужденного трудовым коллективам для перевоспитания и исправления.

3. Основы предусматривали участие в деле защитника с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, а не на стадии судебного разбирательства, как это было раньше.

4. Были отменены нормы 1930-х годов, устанавливавшие упрощенный порядок судопроизводства по государственным преступлениям.

В целом процессуальное законодательство сыграло важную роль в укреплении законности и правопорядка в стране и преодолении негативных последствий культа личности Сталина.

Работа по кодификации советского законодательства была продолжена во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

В основе кодификации лежали, во-первых, социально-экономические и политические причины: кодификация должна была привести законодательство в соответствии с задачами Советского государства и общества, поставленными правящей Коммунистической партией по «совершенствованию развитого социализма». Во-вторых, надо было привести законодательство в соответствие с принятой в 1977 г. новой советской Конституцией. В-третьих, кодификация была обусловлена и технико-юридическими причинами: накопившийся значительный законодательный материал необходимо было привести в определенную систему для удобства пользования.

Жизнь выдвигала настоятельную необходимость кодификации трудового права, поскольку в СССР вообще не было единого союзного кодифицированного закона о труде. В 1970 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, а через год был принят Кодекс законов о труде РСФСР. Трудовое законодательство было одной из немногих отраслей права, которое не только закрепляло трудовые права рабочих, но и содержало гарантии их реализации в конкретных условиях. В отдельную главу в кодексе были выделены нормы, закреплявшие льготы для работников, совмещавших работу и обучение. Важная роль в охране трудовых прав отводилась профсоюзам.

В условиях научно-технической революции, развернувшейся во второй половине XX века, большое значение приобрело природоресурсное законодательство. Оно регулировало охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод и других объектов природы. Так, в декабре 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 г. – республиканские земельные кодексы. В декабре 1970 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1972 году впервые был принят водный Кодекс РСФСР, который действовал до 1995 г. Тогда же было кодифицировано законодательство о недрах, лесах. В 1980 г. появились законы об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. Принятые нормативные акты свидетельствовали о том, что природоохранное право сформировалось в самостоятельную отрасль права.

В 1984 г. произошло важное событие в истории советского законодательства об административной ответственности. 20 июня Верховный Совет РСФСР утвердил Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Тем самым была кодифицирована важнейшая отрасль государственного принуждения – административная ответственность. В Кодексе была предпринята попытка дать определение понятия административного правонарушения. Это имело большое практическое значение, так как помогало правоохранительным органам не смешивать административные проступки с преступными деяниями, что иногда имело место. Административным правонарушением (проступком) признавалась противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусматривалась административная ответственность.

В 1969 г. вступил в силу новый Кодекс о браке и семье РСФСР. С одной стороны, он воспринял значительную часть ранее действовавших норм брачного и семейного права, а с другой, – освободил их от устаревших положений, обусловленных спецификой военного и послевоенного времени. 1) Ликвидировался прочерк об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. 2) Вводился упрощенный внесудебный порядок развода через органы ЗАГСА для супругов, не имевших совершеннолетних детей. 3) Кодекс разрешил вступление в брак с иностранцами, запрет на который был введен в 1948 г.

Значительным событием в области гражданского права явилось принятие Верховным советом РСФСР 24 июня 1983 г. Жилищного кодекса РСФСР. Благодаря данному нормативному акту в РСФСР впервые получили детальное правовое регулирование жилищные отношения.

Одним из наиболее крупных событий периода явилась подготовка и издание 11-томного Свода Законов СССР (издавался в 1981–1986 гг.) и 9-томного Свода Законов РСФСР (издавался в 1983–1987 гг.). Они охватывали действовавшие в то время законодательные акты.

Таким образом, к середине 1980-х годов завершились работы по кодификации основных отраслей советского права, продолжавшиеся более 30 лет.