Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 2008-11.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

§3. Правовая основа сплошной коллективизации. Изменения в земельном законодательстве. Формирование колхозного права

Поворот в сторону сплошной коллективизации наблюдался с 1928 г., после поездки Сталина в Сибирь и получил закрепление в решениях ноябрьского (1929) пленума ЦК ВКП(б).

Нормативно-правовые акты, принятые в условиях подготовки и проведения сплошной коллективизации, в первую очередь касались земельного права. 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил постановление «Общие начала землепользования и землеустройства». В него были включены очень важные для колхозного строительства положения о том, что «преимущественное право на получение земли в трудовое использование имеют сельскохозяйственные коллективы» (ст. 8) и что «государство оказывает особое содействие и поощрение образованию и деятельности коллективных хозяйств» (ст. 29). Согласно ст. 30, для коллективных хозяйств устанавливались значительные льготы и преимущества: снижался единый сельскохозяйственный налог; колхозники получили преимущества по льготному кредитованию; предусматривалось внеочередное землеустройство за счет государства; в безвозмездное пользование и распоряжение колхозов передавались промышленные и подсобные предприятия, постройки, инвентарь и т. д.

26 марта 1928 г. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьей 87а, устанавливавшей уголовную ответственность за нарушение законодательства о национализации земли и аренде земельных участков. Нарушение правил о национализации земли, выразившиеся в прямой или скрытой форме купли-продажи, запродажи, мены земельных участков, и всякое неразрешенное законом отчуждение прав трудового пользования на землю наказывалось лишением свободы на срок до трёх лет, с отобранием от приобретателя земли, явившейся предметом сделки, и потерей прав на надел сроком до шести лет. Передача арендованной земли другому лицу (субаренда) наказывалась лишением свободы или штрафом до 500 рублей с лишением права на надел сроком до шести лет.

В связи с переходом к сплошной коллективизации формируется колхозное право как самостоятельная комплексная отрасль советского права, представлявшая собой совокупность правовых норм, закреплявших основные принципы, формы и порядок организации и деятельности колхозов, регулировавших отношения с членами колхоза, семьями колхозников и колхозными дворами, регламентировавших организацию и деятельность выборных колхозных органов, а также межколхозных предприятий, организаций и их объединений. Источниками колхозного права стали установленные или санкционированные советским государством нормативные акты.

Одним из основных нормативных актов колхозного права во время перехода к сплошной коллективизации стал «Примерный устав сельскохозяйственной артели», утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. В Примерном уставе был решен принципиально важный для колхозного строительства вопрос о форме колхоза. До 1930 г. использовались различные формы колхозных хозяйств: товарищества по совместной обработке земли (тозы), сельскохозяйственные артели, сельскохозяйственные коммуны. Конкретная форма колхоза определялась с учетом специфики местных условий партийными организациями. На основе изучения практики колхозного строительства ЦК ВКП(б) в постановлении «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (5 января 1930 г.) рекомендовал использовать в качестве основной формы колхоза сельскохозяйственную артель. Её преимущества перед другими формами колхоза состояли в том, что в сельскохозяйственной артели при обобществлении основных средств производства (земли, машин, крупного продуктивного скота) колхознику разрешалось иметь личное подсобное хозяйство (приусадебный участок, сад, огород, мелкий сельскохозяйственный инвентарь, необходимый для работы на приусадебной земле, определенное количество скота и птицы), что отвечало запросам середняка, ставшего основной фигурой в колхозном движении.

В Примерном уставе говорилось о принципе добровольности как непременном условии вступления в колхоз. Но именно этот принцип чаще всего не соблюдался в колхозном строительстве, что вынужден был признать ЦК ВКП(б) в постановлении 14 марта 1930 г. «О борьбе с искривлении партлинии в колхозном движении».

Сплошная коллективизация сопровождалась политикой ликвидации кулака как класса, которая в общем виде была сформулирована в постановлении ЦК ВКП(б) 5 января 1930 г. «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», а затем была изложена в ряде постановлений партийных и советских органов: в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации»; в постановлении ЦИК и СНК СССР 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и борьбе с кулачеством»; в постановлении ЦИК и СНК СССР 13 ноября 1930 г. «О недопущении кулаков и лишенцев в кооперацию» и др.

В районах сплошной коллективизации отменялась аренда земли, запрещалось применение наемного труда, у кулаков конфисковывались средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработки сельхозпродукции, семенные запасы.

Раскулачивание представляло собой огромную по масштабам внесудебную репрессию против крупной социальной группы крестьянства. Списки подлежащих раскулачиванию составлялись местными властями, принимались сельскими сходами и утверждались районными органами («тройками» в составе первого секретаря райкома партии, председателя райисполкома и начальника районного управления ОГПУ).

Попавшие под эту акцию крестьяне делились на три категории. К первой – был отнесён так называемый «контрреволюционный актив» деревни: крестьяне, оказывавшие активное сопротивление советской власти и сплошной коллективизации. Их предписывалось арестовывать и предавать суду как «политических преступников». Ко второй – были отнесены «крупные кулаки и бывшие полупомещики», не принимавшие активного участия в антисоветских акциях. После конфискации имущества они подлежали переселению в другие регионы страны. Третью категорию составляла остальная часть кулаков. Они должны были расселяться в специальных посёлках в пределах прежнего района своего проживания на так называемых запольных участках, находившихся за пределами колхозных полей. Создать необходимые условия для крестьян третьей группы оказалось делом сложным, и поэтому большинство из них проходило по второй категории.

Почти вся масса репрессированных была выселена в 1930–1931 годах. Главными районами расселения стали Казахстан, Урал и Западная Сибирь. Они были заняты в сельском хозяйстве, лесной, угольной, золотодобывающей и тяжелой промышленности. На спецпоселения прибыло 388 тыс. семей (1,8 млн. человек), что составляло около 1,5 % крестьянских семей или около половины тех, кого относили к категории кулаков (надо иметь в виду, что под репрессии попала и часть середняков). Около 200 тыс. семей кулаков успели «самораскулачиться» – продать или раздать родственникам имущество и уехать в город (См. Историю государства и права России / Под ред. Чибиряева. С. 436–437).