Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 2008-11.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

§3. Формирование основ советского права

Приступая к рассмотрению параграфа, необходимо обратить внимание на два существенных момента. Во-первых, большевики исходили из того, что государство и право, которое рассматривалось ими как порождение государства, при коммунизме должны были отмереть. Поэтому культивировался подход к государству и праву как временным институтам. В «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР», принятых Наркоматом юстиции в 1919 году, говорилось: «В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий пролетариат должен был выработать правила обуздания своих классовых врагов… Только окончательно сломив сопротивление повергнутых буржуазных и промежуточных классов и осуществив коммунистический строй, пролетариат уничтожит и государство как организацию насилия, и право как функцию государства». Во-вторых, формирующееся советское право представляло своеобразный феномен в мире правовых систем, особый вариант заидеологизированной правовой системы. С самого начала оно было продуктом и юридизированным обеспечением практической реализации большевистской идеи коммунистического строя. Декреты и иные нормативные документы рассматриваемого периода (октябрь 1917 – середина 1918 гг.) по сути дела представляли собой революционное право, которое опиралось не столько на законы, сколько на революционное правосознание. Революционное право – феномен (неправовой в юридическом смысле), который был обусловлен интересами революции и фактически обосновывал, оправдывал практические шаги пришедшей к власти большевистской партии, нередко сопровождавшиеся насильственными действиями.

Гражданское право периода становления советской государственности носило характер ведомственной регламентации: его основными источниками были постановления и инструкции наркоматов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

Одним из стержневых институтов гражданского права, как известно, является институт права собственности. Советское государство, ориентируясь на социалистические идеалы, взяло курс на вытеснение и в конечном счете уничтожение частной собственности на средства производства путем их национализации. К середине 1918 г. государство, исполняя директивы и постановления ВЦИК и СНК, стало собственником земли, банков, железных дорог, всех крупных предприятий угольной, машиностроительной, текстильной, лесообрабатывающей и других отраслей промышленности. Параллельно проводилась национализация торгового флота и была установлена монополия государства в области внешней торговли.

В результате национализации сфера применения частной собственности граждан резко сократилась. В перспективе предполагалось сформировать новый тип собственности – социалистическую собственность. Но по сути дела ничего социалистического в национализации не было. Фактически шло огосударствление собственности, передача средств производства в руки государства. Причем поскольку объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота, постольку сокращались договорные отношения. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном не на гражданском, а административном праве. Управление национализированными предприятиями осуществлял ВСНХ, а на местах – в губерниях и уездах – создавались совнархозы. Таким образом, экономическая политика большевиков разрушала рыночные механизмы и закладывала основы командной экономики.

Советское государство предприняло попытку принципиально изменить институт наследования. Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» ликвидировал наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, становилось государственным достоянием РСФСР. Данная мера, которая явилась серьезным отступлением от норм международного права, имела политический смысл: воспрепятствовать возрождению частнокапиталистической собственности. Вместе с тем декретом предусматривалось два существенных отступления от установленного принципа. Во-первых, закреплялось право нетрудоспособных родственников умершего получать содержание из имущества, оставшегося после смерти владельца, впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении (ст. 2). Во-вторых, в случаях, когда стоимость имущества не превышала 10 тыс. рублей и, в частности, состояла из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства в городе или деревне, имущество поступало непосредственно в управление и распоряжение бывшего супруга и родственников.

Названные исключения дали основание исследователям сделать вывод о том, что декрет отменил лишь наследование буржуазной собственности, но не трудовой.

Декретом ВЦИК от 20 мая 1918 года были запрещены дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка имущества на сумму свыше 10 тыс. рублей. В сфере интеллектуальной собственности государству было дано право на национализацию авторских произведений и изобретений. Авторское право нельзя было передавать по наследству.

Трудовое право в советском государстве формируется как самостоятельная отрасль права. В прежних системах права трудовые отношения обычно регулировались гражданским правом. Особенностью создания советского трудового права являлось то, что вопросы организации труда были обстоятельно разработаны в программе РКП(б). Программные положения большевиков на трудовые отношения были изложены в декретах 1917–1918 гг. На четвертый день после Октябрьской революции советское государство впервые в мире установило 8-часовой рабочий день. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Постановлением СНК от 14 июня 1918 г. «Об отпусках» были введены ежегодные оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработавшим на предприятии, в учреждении или у частного лица не менее шести месяцев без перерыва.

Весьма демократично решался вопрос о заработанной плате рабочих и служащих. Минимальный размер устанавливался на уровне необходимого прожиточного минимума. Более высокие размеры зависели от квалификации работника, сложности выполняемых им работ и положения отрасли в общей системе производства. Заработная плата высококвалифицированных работников государственных органов ненамного превышала средний заработок квалифицированного рабочего. Так, народные комиссары получали 700 рублей, тогда как рабочий – 450–500 руб.

Вводилось социальное страхование на случай безработицы и болезни. Для обеспечения безработных страховыми пособиями владельцы фабрик, заводов, учреждений должны были регулярно выплачивать взносы в единый всероссийский фонд безработных. Чтобы оказывать действенную помощь в трудоустройстве безработных, декретом СНК от 13 февраля 1918 г. при местных объединениях профессиональных союзов в городах и иных поселениях с численностью жителей более 20 тыс. создавались биржи труда. Одновременно биржи обязывались осуществлять и другие виды социальной помощи безработным:

  1. устраивать столовые и общежития;

  2. издавать бюллетени о состоянии труда;

  3. открывать библиотеки, читальни.

Позитивная значимость данных законодательных актов не вызывает сомнений. Вместе с тем многие положения правовых актов в области трудовых отношений, принятых советской властью, в условиях революционной ломки остались лишь декларацией, не были реализованы.

Как самостоятельная отрасль права стало формироваться и семейное право. 18 и 19 декабря 1917 г. были изданы два декрета: «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака». Декреты содержали важные новые нормы о браке и семье. Во-первых, брак, который раньше целиком и полностью являлся прерогативой церкви, становился гражданским (светским). Церковный брак терял юридическую силу и объявлялся частным делом брачующихся. Во-вторых, устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия супругов. Отменялись все ранее существовавшие ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, на заключение брака не влияла принадлежность к сословию, религии, национальности. В-третьих, ликвидировался старый бракоразводный процесс, содержавший многочисленные препятствия для расторжения брака. Объявлялось о свободе развода. Как гласила ст. 1 декрета о расторжении брака, основанием для развода могла послужить просьба как обоих супругов, так и одного из них. При обоюдном согласии супругов развод мог быть осуществлен и без суда, отделами ЗАГСа.

Таким образом, советское государство осуществило подлинную революцию в области семейного права, разрушив в корне дореволюционное законодательство о браке и семье.

Сфера уголовного права в рассматриваемый период была недостаточно развитой. Какого-либо обобщающего нормативно-правового акта не было. В первых декретах советского государства, которые имели преимущественно форму обращений, деклараций, предписаний, вопросы уголовного права, чаще всего формулировались расплывчато и неконкретно. Давались лишь общие директивы, которые должны были конкретизироваться революционной практикой. Отменив царские уголовные законы, советская власть предоставила судебным органам возможность по своему усмотрению трактовать составы преступлений и определять за них меру наказания. Например, в декрете «О земле» говорилось о том, что всякая порча имущества наказывается революционным судом, а как наказывается, не говорилось.

В декретах отсутствовало понятие преступления, поэтому уголовная ответственность устанавливалась не только за преступления, но и за проступки. Достаточно неопределенно трактовалась и форма вины. Умысел нередко характеризовался терминами «злонамеренный», «злостный». Покушение на совершение преступления по ряду составов приравнивалось к конкретному деянию, что противоречило основополагающим принципам уголовного права.

Все преступления подразделялись на две основные группы: контрреволюционные и простые. К числу контрреволюционных преступлений относились: саботаж, принадлежность к контрреволюционным организациям, контрреволюционная агитация и пропаганда, организация восстаний, заговоров, мятежей, сокрытие в контрреволюционных целях оружия, государственная измена, шпионаж, диверсии.

В инструкциях Наркомата юстиции революционным трибуналам чаще всего среди мер наказания рекомендовались: штрафы, конфискация имущества, лишение свободы, принудительные работы, расстрел (за контрреволюционные преступления). Затем уголовные наказания были дополнены такими санкциями, как: объявление врагом народа, опубликование в списках врагов народа, объявление вне закона, лишение политических прав, выдворение из столицы и других местностей РСФСР, лишение продовольственных карточек и др.

С помощью уголовных репрессий советское государство пыталось запугать население, заставить его неукоснительно исполнять законы в пользу советской власти. Однако это приводило скорее к обратным результатам, вызывало недовольство граждан и порождало стремление защитить свои права с оружием в руках.

В первых декретах советской власти были сформулированы основные принципы советского судоустройства и судопроизводства. Они вошли в историю как декреты о суде №1, №2 и №3.

Декрет о суде №1,принятый СНК 22 ноября (5 декабря) 1917 г., полностью упразднил дореволюционные органы правосудия: мировые суды, окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Ликвидировались прокурорский надзор, адвокатура, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система, состоявшая из двух видов судов: местных и революционного трибунала. Местные суды учреждались в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением. Однако временно, до назначения выборов, они должны были избираться уездными, городскими и губернскими советами. Местным судам были подсудны гражданские дела с ценою иска до 3 тыс. рублей и уголовные дела, по которым могло быть назначено наказание не свыше двух лет лишения свободы. Кассационной инстанцией для рассмотрения жалоб на приговоры и решения местных судов являлись уездные съезды местных судей. Предварительное следствие временно возлагалось на местных судей единолично. Обвинителем или защитником по уголовным делам (поверенным – по гражданским делам) могли выступать «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

Революционные трибуналы учреждались для рассмотрения так называемых контрреволюционных дел, а также дел по фактам мародёрства, саботажа и прочих злоупотреблений торговцев, промышленников, чиновников. Однако компетенция ревтрибуналов в декрете о суде №1 устанавливалась расплывчато и неопределенно, что позволяло им рассматривать любые дела, которые возбуждались правоохранительными органами в отношении бывших имущих классов и нередко превращало суды в орган политической расправы.

Дальнейшее развитие общая судебная система получила в декрете ВЦИК и СНК от 15 февраля 1918 г. «О суде» №2. Для рассмотрения дел, превышавших подсудность местных судов, учреждались окружные народные суды, которые избирались городскими и уездными Советами. Рассмотрение гражданских дел осуществлялось в составе 3 постоянных судей и 4 народных заседателей, уголовные дела разрешались в составе 12 народных заседателей под председательством одного из постоянных судей. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных судов образовывались областные народные суды. Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на специальные следственные комиссии в составе 3 человек, избиравшиеся Советами. При Советах также создавались коллегии правозаступников, члены которых могли выступать в суде в качестве общественных обвинителей и общественных защитников. Для достижения единообразной кассационной практики декрет предусматривал учреждение в столице Верховного судебного контроля из представителей областных народных судов.

Но областные народные суды и Верховный судебный контроль так и не появились, а декрет о суде №3, принятый 13 июля 1918 г., признал нецелесообразным их создания. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов как по гражданским, так и по уголовным делам учреждался Кассационный суд в г. Москве. Состав суда утверждался ВЦИК. Декрет о суде №3 расширил подсудность местных судов. К их компетенции было отнесено рассмотрение уголовных дел, по которым допускалось максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет и гражданских дел по искам до 10 тыс. руб.

Позднее, 30 ноября 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил новое «Положение о народном суде РСФСР», которое устранило общую судебную систему, введенную по декретам о суде №1, №2 и №3, и учредило повсеместно единый народный суд, действовавший в составе одного постоянного народного судьи либо в составе судьи и 2–6 народных заседателей. Народный суд стал рассматривать все уголовные и гражданские дела за исключением дел, подсудных ревтрибуналам.

Таким образом, Декреты о суде №1, 2, 3 предусматривали слом всей старой судебной системы. Вновь введенные судебные органы оказались в полной зависимости от местных Советов, которые, пользуясь правом выбора судей, нередко вмешивались в их деятельность, диктовали им, какие нужно принимать решения по конкретным делам, а в отдельных регионах пытались создать суды, не предусмотренные декретами. Кассационная инстанция, рассматривавшая жалобы на приговоры и решения местных судов, состояла из тех же самых лиц, на чьи действия и решения приносились жалобы. Апелляционное обжалование принятых решений не предусматривалось. Декреты не решили вопроса о высших судебных органах, способных направлять и координировать деятельность судебных органов в общегосударственном масштабе, способствовать единому пониманию и применению действующих законов. Правосудие в местных судах и революционных трибуналах вершили преданные большевикам рабочие, что нередко превращало судебные процессы в фарсы, игру в пролетарское правосудие и пролетарскую справедливость.

Резюме

Октябрьская революция 1917 г. положила начало новому этапу в развитии государства и права России. Марксистско-ленинская концепция государственности исходила из необходимости уничтожения старого государственного аппарата и замены его новой государственной системой, основанной на социалистических принципах. Начало созданию механизма Советского государства положил II Всероссийский съезд Советов, а в сформировавшемся виде он был юридически закреплен в Конституции РСФСР 1918 г.

Вместо отмененных старых законов важным источником права стало «революционное правосознание». При формировании института собственности акцент делается на вытеснение частной собственности и создании нового типа собственности – социалистической. Сократилась сфера применения договорных отношений. Отменяется наследование по закону и завещанию. Трудовое и семейное право выделяются из гражданского права и превращаются в самостоятельные отрасли права. В декретах о суде №1, №2 и №3 были сформулированы советские принципы судоустройства и судопроизводства, во многом отличавшиеся от судебной практики, сложившейся в России до революционных событий 1917 г.