Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 2008-11.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

§2. Основные государственные законы 1906 г.

Определенным итогом изменений в государственном строе России в годы первой русской революции стали утвержденные императором 23 апреля 1906 года в новой редакции Основные государственные законы.

Заметим, что термин «основные государственные законы» появился в 1832 г. при принятии Свода законов Российской империи. Им была посвящена ч. I. Т. 1, имевшая такое название. Термин «Основные государственные законы» был равнозначен европейскому – «конституционные законы». Основные государственные законы, входившие в состав Свода, касались основ государственного строя в России.

Необходимость в новой редакции Основных государственных законов появилась в связи с образованием Государственной Думы и реорганизацией Госсовета. В том же году был подготовлен и новый Свод законов Российской империи. если Основные законы представляли акт правотворчества самого императора, то Свод законов Российской империи являлся результатом систематизации действующего законодательства уполномоченными на то государственными органами.

Учебная программа курса требует подробного анализа Основных государственных законов, фрагменты которого содержатся в хрестоматиях по истории отечественного государства и права.

В Основных государственных законах юридически закреплялась унитарная форма государственного устройства России. Статья 1 гласила: «Государство российское едино и нераздельно». Но особый правовой статус сохранялся за Финляндией. В 1905 г. царь утвердил ее Конституцию, согласно которой в Финляндии создавался однопалатный сейм с правом издания законов, учитывавших ее специфику.

По Основным государственным законам русский язык объявлялся общегосударственным и обязательным для применения в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков регулировалось особыми законами.

Далее в нормативном акте излагалась структура высших органов власти и управления, определялась их компетенция. Подтверждалось создание Государственной Думы, реорганизация Государственного Совета, образование Совета Министров.

Принципиальное значение имела глава первая «О существе верховной самодержавной власти». В соответствии со ст. 4 верховная самодержавная власть принадлежала «императору Всероссийскому». Император являлся не только главой государства, но и возглавлял исполнительную власть. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, в его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявление войны и заключение мира, руководство вооруженными силами. От его имени действовали суды, он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

Вместе с тем в Основных государственных законах 1906 г. в отличие от Свода законов Российской империи 1832 г. было устранено определение царской власти как неограниченной. В ст. 7 говорилось о том, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». По образцу европейских конституций указы и повеления императора впредь должны были скрепляться подписями премьер-министра или соответствующих министров и главноуправляющих.

Эти положения Основных государственных законов дали основание ряду авторов (В. Старцев, С. Чибиряев, Ю. Титов, В. Рогов, В. Шевелев) утверждать, что прежняя форма правления (абсолютная монархия) себя изжила. В. Старцев в статье «Свержение монархии и судьбы России», опубликованной в журнале «Свободная мысль» (1992 г. № 7), пишет: «пора признать, что Россия с 24 апреля 1906 г. стала уже конституционной монархией». С. Чибиряев характеризует сложившуюся форму правления как дуалистическую монархию, В. Рогов – как думскую монархию, авторы учебного пособия «История отечества» // Отв. ред. В. Шевелев. Ростов н/Д., 2007. – как «самодержавно-конституционную монархию»

На наш взгляд, предпочтительной является позиция С. Чибиряева, поскольку, с одной стороны, в России сохранялись обширные властные полномочия монарха, перед которым было ответственно правительство, а, с другой – существовал парламент, наделенный законодательной властью, хотя и ограниченной.

В историко-правовой литературе длительное время шли дискуссии о том, можно ли Основные государственные законы 1906 г. рассматривать как Конституцию. Высказывалось мнение, что это вообще не Конституция или, если Конституция, то фиктивная. В. Старцев, С. Чибиряев полагают, что основные государственные законы без сомнения можно назвать первой российской Конституцией. Данный подход разделяет и журнал «Государство и право» (см. 1997 г. № 6). В качестве одного из аргументов его сторонники используют следующий: прототипом Свода законов 1906 г. стала Конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами его составители.

В Основных государственных законах, как и в Конституциях других стран, имелась отдельная глава о правах и свободах подданных Российской империи. Говорилось о неприкосновенности личности, провозглашалось право подданных свободно выбирать свое местожительство, выезжать за границу, заявлялось о свободах слова, печати, собраний, союзов, совести и т. д. Вместе с тем реализация декларированных прав и свобод, как мы уже отмечали, носила ограниченный характер.

С принятием Основных государственных законов изменилось понятие закона. Если прежде законом считалось любое повеление императора, оформленное в надлежащем порядке Сенатом, то в соответствии со ст.86 законом теперь признавался акт, принятый Государственной Думой, одобренный Государственным Советом и подписанный императором. Акты, принятые императором без участия Думы или в порядке управления, именовались «указами» (ст. 24).

Давая характеристику изменений, произошедших в праве в начале ХХ века, мы должны также отметить, что велась разработка проекта Гражданского уложения, однако подготовка его текста не была завершена. В 1903 г. было подготовлено и утверждено императором новое Уголовное уложение. По своему качественному уровню оно превосходило Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. В нем более четко было определено понятие вины, умысла и обстоятельств, отягчающих или смягчающих вину, исключалось применение аналогии в уголовном праве. Был повышен до 10 лет возраст, с которого возникала уголовная ответственность, упрощалась система наказаний, в том числе были исключены телесные наказания, в частности, розги для бродяг, плети для ссыльных, розги для крестьян по приговору волостных судов.

Но в силу конъюнктурных обстоятельств в условиях революции они не были реализованы. Были введены в действие лишь отдельные его главы: о преступлениях против веры, «О бунтах против верховной власти», о преступлениях против священной особы императора и членов императорского дома, «О государственной измене».