Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 2008-11.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите предпосылки буржуазных реформ 60–70-х годов XIX века.

  2. Какую роль сыграл Александр II в проведении буржуазных реформ?

  3. Проанализируйте содержание введения, I и II разделов «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (19 февраля 1861 г.), и сделайте вывод, какие конкретно личные (гражданские) и имущественные права получили крестьяне после отмены крепостного права.

  4. Чем правовой статус временнообязанного крестьянина отличался от правового статуса крестьянина-собственника?

  5. Какие органы самоуправления могли создавать крестьяне после отмены крепостного права?

  6. Каков был механизм выкупа крестьянами земельных наделов?

  7. На каком уровне создавались земские учреждения и какими полномочиями они наделялись?

  8. Выделите позитивные и негативные стороны земской реформы 1864 г.

  9. Проанализируйте основное содержание «Городового положения» 1870 г.

  10. Какие существенные изменения произошли в судебной системе России по судебной реформе 1864 г.?

  11. Выделите новые стороны в организации судебного процесса, обозначенные судебной реформой 1864 г.

  12. Какие элементы судебной реформы 1864 г. используются в современном судопроизводстве?

  13. К чему сводились контрреформы Александра III и какова была их целевая направленность?

  14. Какие пути трансформации феодального права в буржуазное были характерны для России?

  15. Какое отражение буржуазные принципы нашли в гражданском и уголовном праве России в пореформенный период?

Глава 2. Государство и право России в нАчале хх века (1900 г. – февраль 1917 г.) §1. Изменения в государственном строе в годы первой русской революции

На рубеже Х1Х и ХХ веков перед Россией вновь встала проблема обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя. Либеральные реформы 60-70-х годов, а также реформы С. Ю. Витте не могли радикально изменить экономическую и социально-политическую обстановку в стране. Тем более, что модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Углубление конфликта между новыми экономическими формами и старыми производственными отношениями, нарастание социальной напряженности в обществе привели к складыванию революционной ситуации, которая переросла в революцию.

Революция 1905–1907 гг. явилась прозрачным предупреждением власть предержащим о необходимости изменения курса на сохранение традиционной модели государства и общества.

Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения в государственном строе. Так, уже в феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию «в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Разработка проекта была поручена министру внутренних дел Булыгину. 6 августа 1905 г. булыгинский проект был одобрен царским манифестом. Однако выборы в булыгинскую думу, которой предоставлялись лишь права законосовещательного органа, не состоялись. Ее бойкотировало большинство населения. Она не устраивала даже либеральную буржуазию.

Всеобщая забастовка в октябре 1905 г. заставила Николая II изменить свою позицию. 17 октября 1905 г. издается «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Оценки «Манифеста» в историко-юридической литературе расходятся. Современники, отражавшие позицию большинства русского общества (П. Б. Струве, В. М. Нечаев, П. А. Гейдин, Б. Кистяковский), говорили о Манифесте как «эпохальном» для России акте, приближающемся по значимости к конституции. Во многих изданиях советского периода неизменно подчеркивалось, что он содержал лишь лживые обещания и мало что дал на практике. Разделяя мысль о том, что «Манифест» был буквально вырван народом у царизма и что он имел основное предназначение – борьбу с революционным движением, в то же время трудно согласиться с мнением о ничтожной его практической значимости для России. Все провозглашенные в «Манифесте» обещания в той или иной мере царизму пришлось выполнять, по крайней мере до отлива революционного движения.

«Манифест» состоял из трех пунктов. В первом из них говорилось о возложении на правительство обязанности «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

В соответствии с данным пунктом в ноябре 1905 г. были опубликованы временные правила о повременных изданиях, в марте 1906 г. – временные правила об обществах и союзах, о собраниях. Временные правила – это форма нормативного акта, представляющая собой постановления правительства, утвержденные императором. В соответствии с закрепленным в них нормами отменялась предварительная цензура на периодическую печать, впервые были разрешены легальная деятельность политических партий, образование профсоюзов, проведение собраний.

Провозглашение в «Манифесте» 17 октября 1905 г. свободы слова, собраний и союзов создало условия для бурного роста количества политических партий в России. По подсчетам доктора исторических наук Л. М. Спирина, в 1906 г. их действовало уже 50. По своим политическим и программным устремлениям политические партии подразделялись на три группы:

1) партии правительственного лагеря (наиболее известные – Союз русского народа, Русская монархическая партия, Русский народный союз имени Михаила Архангела, Всероссийский союз земельных собственников);

2) партии либерально-оппозиционного лагеря (конституционно-демократическая партия, Союз 17 октября, Партия демократических реформ, Демократический союз конституционалистов, Партия мирного обновления);

3) партии революционно-демократического лагеря (РСДРП, социалисты-революционеры).

Временные правила о печати, об обществах, союзах и собраниях в целом соответствовали тогдашнему уровню развития права в зарубежных государствах.

В то же время временные правила содержали и определенные ограничительные условия в применении декларированных свобод. Предусматривалось наложение ареста на номера повременных изданий в том случае, если на лицо были признаки уголовного деяния либо имело место восхваление преступного деяния. Запрещались забастовки на предприятиях, имеющих государственное значение, Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если «их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности». На собрания не могли допускаться вооруженные лица. Собрания под открытым небом разрешалось проводить с согласия полиции и губернатора. О месте, времени и теме собрания необходимо было предупредить полицию за трое суток. Нельзя было устраивать общественные собрания в местах общественного питания. Все создающиеся общества подлежали регистрации. Профсоюзы, отмечалось в указе «О временных правилах об обществах и союзах», должны иметь цель «выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда», запрещалось объединение профсоюзов.

Во втором пункте «Манифеста» говорилось о расширении избирательных прав населения: «привлечь к участию в выборах … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав».

11 декабря 1905 г. был принят новый избирательный закон (См. схему 20), согласно которому предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии. К ранее существовавшим землевладельческой, городской и крестьянской куриям добавилась и рабочая, поскольку избирательное право было предоставлено и рабочим фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. Но схема выборов была такова, что давалось преимущество мелким предприятиям и ограничивалось представительство от крупных заводов и фабрик: одного уполномоченного для участия в выборах избирали как предприятия, насчитывавшие 50, так и 1000 рабочих.

По городской курии в выборах могли участвовать все государственные плательщики городских налогов, государственные служащие, пенсионеры.

В избирательном законе 3 июня 1907 г. количество избирательных курий было увеличено до 5-ти: 1) землевладельческая; 2)

Схема 20

Избирательная система России по закону от 11 декабря 1905 г.

Государственная дума

Губернское избирательное собрание

Выборщики от съездов уездных землевладельцев

Выборщики от городских избирательных съездов

Выборщики от рабочих

Выборщики

от крестьян

Землевладельческая

курия

Городская

курия

Рабочая

курия

Крестьянская

курия

Избирательные съезды уездных землевладельцев

Городские избирательные съезды

Съезд уполномоченных от рабочих

Уездный съезд уполномоченных от волостей

Уездный съезд уполномоченных от станиц

Крупные землевла-дельцы

Уполномо-ченные от мелких землевла-дельцев

Население уездного города

Предприятие с числом рабочих не менее 50 человек

Уполномоченные волостного схода

Уполномоченные станичного схода

Предварительные съезды мелких землевладельцев

Сельский

сход

Хуторской

сход

первая городская; 3) вторая городская; 4) сельская; 5) казачья. В условиях отлива революции были предприняты попятные шаги, что выразилось в сокращении представительства в Государственной Думе от национальных окраин. «В тех же окраинах государства, где население не достигало достаточного развития гражданственности, – говорилось в Манифесте об изменении порядка выборов в III Государственную Думу – выборы должны быть временно приостановлены».

Таким образом, избирательная система претерпела определенные изменения, но они носили локальный характер и не сделали ее демократичной, ибо по-прежнему избирательных прав были лишены женщины, студенты, военнослужащие, бродячие инородцы, выборы были неравными (один голос уездного землевладельца равнялся 3 голосам городских избирателей, 15 голосам избирателей по крестьянской курии и 45 – по рабочей), многоступенчатыми (для двух привилегированных курий – двухступенчатые, для рабочих – трехступенчатые, для крестьян – четырехступенчатые).

Третий пункт «Манифеста» касался пересмотра законодательства о Государственной Думе путем превращения ее из законосовещательной в законодательный орган (См. схему 21). Данное положение было реализовано в нормативном акте «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 г. Его статья 32 гласила: «Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов…, за исключением Основных государственных законов». Как видно из данной статьи, Дума надеялась законодательными правами, она участвовала в изменении действующего законодательства, в подготовке и принятии новых законодательных актов, кроме Основных государственных законов, которые по-прежнему относились к прерогативе императора.

Схема 21

Органы государственной власти и управления России в 1906–1917 гг.

И МПЕРАТОР

Государственный

Совет

Совет министров

Сенат

Синод

Особые совещания

(1915–1917 гг.)

 

    

Государственная Дума

По обороне

По топливу

По продовольствию

По перевозкам

По устройству беженцев

МИНИСТЕРСТВА

Внутренних дел

Путей сообщения

Юстиции

Народного просвещения

Финансов

Иностранных дел

Земледелия и государственных имуществ

Императорского двора и уделов

Военное

Государственного контроля

Морское

Торговли и промышленности

Главное управление государственного коннозаводства

Кроме законодательных Государственная Дума также получила полномочия утверждать государственный бюджет и контролировать его исполнение, рассматривать дела об отчуждении государственного имущества, осуществлять контроль за строительством железных дорог, регистрировать вновь создававшиеся акционерные компании.

Государственная Дума избиралась населением Российской империи по куриям сроком на пять лет. Для предварительного рассмотрения вопросов в Думе формировались отделы и комиссии. В общей сложности насчитывалось 11 отделов и около 30 комиссий (бюджетная, финансовая, по исполнению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная и т. д.).

Одновременно с «Учреждением Государственной Думы» был издан именной указ «О переустройстве Государственного Совета», в соответствии с которым он был реорганизован, наделен законодательными полномочиями, превращен во вторую, верхнюю палату, то есть был поставлен над Государственной Думой. Смысл этой реорганизации состоял в том, чтобы Государственный Совет мог противостоять Думе и сдерживать, тормозить ее «либеральные порывы»: законопроекты, одобренные Думой, должны были направляться в Государственный Совет и лишь после его одобрения подписываться императором. Превращение Государственного Совета в верхнюю палату было отклонением от «Манифеста» 17 октября, в котором ничего не говорилось о необходимости наделения Госсовета законодательными полномочиями.

Госсовет формировался как английская палата лордов. Половина его членов (98 членов) назначалась императором из высших государственных чиновников, в том числе председатель и вице-председатель, вторая половина – избиралась, но не населением, а на представительной основе по специальному списку от «сословий и корпораций»: дворянских обществ, синода, Академии наук и университетов, губернских земских собраний, Совета торговли и промышленности. Если учесть, что члены Госсовета по назначению были потомственными дворянами, а в губернских земских собраниях также преобладали дворяне, то подавляющее число членов Госсовета представляли это сословие. Члены Госсовета (выборная половина) избирались на 9 лет с ротацией одной трети через каждые три года. Что касается назначаемых членов Госсовета, то император определял их состав ежегодно.

В годы первой русской революции происходит еще одно важное изменение в механизме российского государства. 19 октября 1905 г. был опубликован царский указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», согласно которому Совет Министров из совещательного органа при императоре превращался в постоянно действующее высшее правительственное учреждение во главе с председателем. На Совет Министров возлагалось объединение деятельности министерств и ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления. Председатель Совета Министров и министры назначались и увольнялись в отставку императором. Первым премьером российского правительства стал С. Ю. Витте.

Какую оценку можно дать проведенным изменениям в государственном строе России? Получила ли Россия в результате проведенных преобразований парламент? Часть авторов (см. например, учебник по истории отечественного государства и права под ред. О. И. Чистякова) дают на этот вопрос отрицательный ответ, мотивируя свою позицию тем, что возможности Государственной Думы были ограниченными, министры назначались и увольнялись царем, перед Думой не отчитывались, Государственная Дума могла распускаться императором до истечения срока полномочий, что Николай II делал неоднократно.

Вместе с тем существует и другая оценка произошедших изменений. Ее дают В. Старцев, Т. Баженова, О. Кудинов и др. Суть ее сводится к тому, что Государственная Дума и Государственный Совет представляли собой, хотя и в первоначальном варианте, двухпалатный парламент. Статья Т. Баженовой, опубликованная в «Российском юридическом журнале» (1995 г., № 2), так и называется «Первый российский парламент». Свою позицию они мотивируют тем, что: Государственная Дума формировалась на выборной основе; выбиралась и половина членов Госсовета (вторая половина назначалась императором); финансовые и бюджетные права законодательных органов России оказались даже шире тех, которыми располагал Верховный Совет СССР в советский период российской истории.

Студентам предлагается поразмышлять над вопросом: какая позиция является предпочтительной?