Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 2008-11.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

§5. Контрреформы 80-х–90-х гг. Хiх в.

После трагической гибели Александра II от рук народовольцев в 1881 г. на престол вступил Александр III (1881–1894 гг.). В высочайшем манифесте о вступлении на престол было заявлено, что новый царь восходит на трон «с верой в силу и истину самодержавной власти». Это означало поворот к реакционному курсу во внутренней политике, наступление на демократические принципы и стало началом проведения контрреформ.

Манифест 29 апреля 1881 г., возвестивший о незыблемости самодержавия, послужил сигналом к смене правительства и перегруппировке сил в верхних эшелонах власти. Уже на следующий день подал в отставку либерально настроенный министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов, разработавший при прежнем императоре проект российской конституции. Вслед за ним ушли министр финансов А. А. Абаза, военный министр Д. А. Милютин. Был удален со двора великий князь Константин Николаевич, под покровительством которого находились либерально настроенные государственные чиновники.

14 августа было принято «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», позволявшее объявлять в любой местности чрезвычайное положение, которое предоставляло местным властям закрывать учебные заведения, промышленные и торговые предприятия, органы печати, приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум.

12 июля 1889 г. было введено в действие «Положение о земских участковых начальниках», которые сосредоточили в своих руках административную и судебную власть на местах. Институт мировых судей фактически был упразднен. Земские начальники получили также право осуществлять контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, приостанавливать приговоры волостных судов. Административное вмешательство в судопроизводство стало отходом от одного из важнейших принципов судебной реформы 1864 г. – отделение суда от администрации.

В 1890 г. пересматривается «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в 1892 г. принимается новое «Городовое положение». Изменяется порядок выборов в органы местного самоуправления. Для усиления в них роли дворянства по землевладельческой курии снижался имущественный ценз, в то же время по городской курии он значительно увеличивался. Усиливался контроль земских начальников и губернаторов по отношению к крестьянской курии. Губернатор по своему усмотрению мог назначать гласных в уездное земское собрание. Городские головы и члены городских управ объявлялись состоящими на государственной службе.

Все это свидетельствовало о том, что контрреформы сделали существенный сдвиг «вправо» в государственной политике по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.

§6. Развитие права в пореформенный период

В пореформенный период развитие права России шло по пути приспособления его к нуждам и условиям трансформации феодального государства в буржуазное.

Европе были известны два пути буржуазного развития права. Первый был основан на составлении кодексов, отражавших новые буржуазные принципы. Так было во Франции, Италии и Швеции. Причем образцом для большинства европейских стран послужили кодексы Наполеона (гражданский 1804 г. и уголовный 1810 г.). Данная система буржуазного развития права получила название континентальной. Для второго пути, получившего название англосаксонской системы, было характерно вкладывание нового буржуазного содержания в старые феодальные правовые нормы. Основным источником права в англосаксонской системе были судебные прецеденты.

Для России были характерны оба пути буржуазного развития права. С одной стороны, после реформы 1861 г. была подготовлена новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, датированная 1885 г., велись работы по подготовке гражданского кодекса (к концу ХIХ века был составлен его проект, но он не был введен в действие), в 90-е годы был опубликован 16-й том Свода законов Российской империи, вобравший судебные уставы. И другие тома Свода пополнялись разрабатываемыми с учетом капитализма уставами, построенными по типу кодексов (о них речь пойдет ниже). Но, с другой стороны, при недостатке законов Сенат часто выносил решения по конкретным вопросам, и государственные органы считали их обязательными для руководства. Некоторые постановления Сената после их утверждения императором становились законами. То есть своеобразными «буферными» решениями Сенат приспосабливал старое феодальное законодательство к новым буржуазным отношениям.

С отменой крепостного права постепенно утверждаются буржуазные принципы в гражданском праве. Все подданные Российской империи стали носителями гражданских прав и субъектами правоотношений независимо от пола, национальности и вероисповедания. Хотя сохранились и определенные отступления от данного принципа, что находило выражение в неодинаковом избирательном праве, ограничениях в праве собственности для крестьян, лиц еврейской национальности и т. д. Для характеристики гражданских прав стали использоваться понятия «правоспособность» и «дееспособность». Каждое лицо считалось правоспособным с момента рождения. Полная дееспособность наступала с 21 года.

Полное признание получило понятие «юридического лица». Оно применялось к государству и его органам, монастырям, учебным заведениям, к купеческим, промышленным объединениям, товариществам, акционерным обществам. Появились различные промышленные и торговые уставы, регулировавшие правовое положение промышленных и торговых предприятий. Так, принимаются «Устав о промышленности заводской и фабричной», «Ремесленный устав», «Торговый устав», «Биржевой устав», «Вексельный устав», «Устав о торговой несостоятельности», положение об акционерных компаниях.

Для обязательственного права стало характерным утверждение принципа договорной свободы. В соответствии с данным принципом заключение договора должно было базироваться на свободе воли как важнейшем условии законности сделки. Развивались такие свойственные капитализму виды договоров как договор страхования, комиссии, издательства. Возникли понятия фирмы и товарного знака. Фирма – это тип производственных объединений, предприятий. Товарный знак – обозначение, помещаемое на товаре производственными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя.

Вместе с тем в гражданском праве сохраняются еще многочисленные феодально-крепостнические пережитки. Так, сохранялось сформировавшееся еще при феодализме деление недвижимого имущества на благоприобретенное (купленное, подаренное и т. д.) и родовое, полученное по родовой принадлежности по наследству. Если свобода распоряжения благоприобретенным имуществом была почти неограниченной, то свобода распоряжения родовыми и майоратными имениями, а также заповедной собственностью была серьезно ограничена. Так, родовые имения могли быть отчуждены только в пользу кого-либо из узкого круга наследников по закону. Майоратные имения могли передаваться по наследству только старшему сыну. С заповедной собственностью запрещались любые виды сделок. Заповедное имущество запрещалось дробить, поэтому по наследству оно могло передаваться лишь целиком, а не по частям – долям. Меры эти были направлены против дробления землевладения и разорения знатнейших дворянских дворов.

Пережитки феодализма в пореформенной России обусловили многочисленные ограничения прав и свобод индивидов, их своеобразное закрепощение традициями, моралью, корпоративными нормами. В частности, сохранялась власть организаций, обществ, сословий над своими сотрудниками и членами (сословие могло учредить над ними опеку, хозяин мог взыскать с наемного работника за грубость, прекословие и т. д.).

Основным нормативным документом уголовного права стала новая редакция «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1885 г. Как видно из общей части Уложения в нем были четко сформулированы буржуазные принципы понимания преступного деяния: нет преступления, не предусмотренного законом; нет наказания, не предусмотренного законом; привлечение ответственности могло иметь место лишь в случае виновности; обвиняемый становился преступником лишь на основании приговора суда. Признание этих принципов – одно из важнейших достижений мировой правовой мысли – явилось серьезным шагом на пути формирования буржуазного права в России.

Утверждение указанных принципов потребовало подробной регламентации оснований для привлечения к уголовной ответственности, поэтому в юридическую практику входит понятие «состава преступления» как совокупности необходимых элементов для доказательства обвинения.

В чем состояли особенности состава преступления по Уложению 1885 г.? Субъектами преступления могло быть вменяемое лицо, достигшее 21 года. Причем субъектами преступления могли быть не только физические, но и юридические лица, например, крестьянская община. В связи с ростом оппозиционного и революционного движения особый акцент делается на коллективные виды соучастия в преступлении: скоп-объединение соучастников в момент совершения преступного действия без предварительного согласия; сговор – объединение соучастников по предварительному согласию; шайка – сформировавшееся преступное сообщество.

Система преступных деяний по Уложению 1885 г. содержала множество ранее известных составов преступлений, связанных с посягательством на церковь, верховную власть, порядок управления, против собственности, личности и т.д. Вместе с тем появились новые составы преступлений, что было обусловлено необходимостью вести борьбу с активизацией революционного движения в стране. Так, была установлена уголовная ответственность за распространение сочинений, призывавших к противоправным действиям против верховной власти, за организацию и участие в стачке. К наиболее опасным политическим преступлениям относился бунт. Бунт – возмущение, открытое сопротивление законной власти.

Если говорить о системе наказаний, то в России уже со средины ХIХ века наметилась тенденция к гуманизации наказаний. Не стали применяться такие мучительные виды наказаний как колесование, четвертование, не практиковалась публичная смертная казнь. Известный русский криминалист Н. Сергиевский отрицательно относился к применению смертной казни вообще. Как отмечает В. А. Рогов, русскому праву в данный период было свойственно стремление максимально ограничить смертную казнь, применение ее сузилось, но все же она применялась за государственные преступления, сопротивление властям (бунт, государственную измену, нападение на войска, полицию и т. д.)1.

Сужение применения смертной казни компенсировалось другими видами наказаний: шире стали использоваться тюремное заключение, каторга, ссылка в Сибирь и другие отдаленные места.

Таким образом, можно говорить о том, что влияние буржуазных принципов позитивно отразилось на уголовном праве России. К концу ХIХ века оно представляло сложную и емкую отрасль, теоретический уровень которой соответствовал достижениям мировой юридической науки. Однако царские уголовные законы сохраняли многие черты феодального права (допускались телесные наказания для крестьян по приговору волостного суда, для заключенных, посаженных в карцер, для бродяг; по-прежнему на степень тяжести наказаний могла оказать влияние сословность).

Резюме

60–70-е годы XIX века ознаменовались проведением цикла реформ, которые получили название Великих. Они были обусловлены экономическими, социальными и нравственными предпосылками. В ходе крестьянской реформы крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, но остались сословием с существенными ограничениями личных и имущественных прав. Из разряда крепостных они были переведены в разряд податных.

Крестьянская реформа превентировала череду других реформ, которые способствовали утверждению буржуазных принципов в формировании органов местного самоуправления в губерниях, уездах и городах. Наиболее прогрессивной была судебная реформа, в ходе которой была упрощена и демократизирована судебная система, учрежден суд присяжных, реорганизована прокуратура, создан институт присяжных поверенных, суд был отделен от администрации, в судопроизводство были внедрены принципы состязательности, гласности, презумпции невиновности.

В механизме российского государства неизбежно происходили изменения, связанные с трансформацией феодального государства в буржуазное. Однако изменения не затронули в одинаковой мере все звенья государственного механизма. В его высших звеньях нововведения были незначительными. Более заметными они были на местном уровне.

России, как и Европе, были известны два пути буржуазного развития права: континентальная система, базировавшаяся на составлении кодексов, наиболее ярко отражавших новые буржуазные принципы и англо-саксонская система, для которой было характерно вкладывание нового буржуазного содержания в старые феодальные правовые нормы.