
- •Глава 12 Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте
- •Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 523
- •Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 525
- •Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 527
- •Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 529
- •Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 493
- •Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 497
- •Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 499
- •Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 501
- •Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 503
- •Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 505
- •Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 507
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 527
этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути.
Подростки, находящиеся в статусе предрешенности, приняли на себя обязательства, не пройдя через процесс принятия решения. Они выбрали профессию, религиозные взгляды, идеологию и другие аспекты своей идентичности. Однако этот выбор был сделан ими ранее и определен скорее их родителями либо учителями, чем ими самими. Их переход к взрослости проходит ровно и сталкивается лишь с незначительными конфликтами, но в нем нет активного экспериментирования.
Молодежь, у которой отсутствует чувство направления, а возможно, и нет выраженного желания обрести его, находится в диффузном статусе. Такие подростки не прошли через кризис и не выбрали себе профессиональную роль или моральный кодекс. Они просто избегают столкновения с этой проблемой. Некоторые из них сосредоточены на сиюминутном удовлетворении своих потребностей и желаний; другие экспериментируют, не имея конкретных планов и целей, с различными установками и видами поведения (Cote, Levine, 1988).
Подростки или молодые взрослые в статусе моратория находятся в середине продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Эти решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политической философии. Молодежь в этом статусе поглощена «поиском самих себя».
И наконец, достижение идентичности является статусом, достигаемым теми, кто прошел через кризис идентичности и принял свои обязательства. В итоге они сами выбрали себе работу и пытаются жить по самостоятельно сформулированному моральному кодексу. Достижение идентичности обычно рассматривается как наиболее желаемый и зрелый статус (Marcia, 1980).
Следствия статуса идентичности. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, образ Я и реакции на стресс у подростков. Кроме того, кросс-культурные исследования в Соединенных Штатах, Дании, Израиле и других странах позволяют предположить, что четыре статуса Марсиа являются частью сравнительно универсального процесса развития, по меньшей мере для культур, характеризуемых длительным подростковым периодом и индивидуалистической ориентацией. Давайте рассмотрим то, как четыре статуса идентичности взаимодействуют с некоторыми проблемами подросткового возраста в таких культурах.
Тревога является господствующей эмоцией у молодых людей, находящихся в статусе моратория, вследствие того, что ими не были приняты решения. Они часто ведут борьбу с конфликтующими ценностями и предпочтениями, постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Для них характерны амбивалентные отношения со своими родителями; борясь за свободу, они при этом страшатся родительского неодобрения либо обижаются, когда те не удовлетворены их действиями. В статусе моратория находятся многие студенты колледжей.
Напротив, подростки в статусе предрешенности ощущают минимальную тревогу. Их ценности более авторитарные, чем у подростков в других статусах, они обладают сильными и позитивными привязанностями к значимым другим. Молодые мужчины, находящиеся в статусе предрешенности, склонны оценивать
528 Часть III. Подростковый возраст
себя ниже, чем мужчины в статусе моратория, и другим людям легче их в чем-либо переубедить.
По всей вероятности, диффузный статус чаще всего встречается у тинэйдже-ров, сталкивающихся с отвержением или пренебрежением со стороны отстраненных или незаботливых родителей. Они могут бросить школу, начать принимать алкоголь или наркотики. Злоупотребление алкоголем наиболее распространено среди детей «равнодушных» родителей (глава 8).
У подростков, достигших идентичности, чувства к своим родителям и семье наиболее уравновешенны. Их поиск независимости менее перегружен эмоциями в сравнении с подростками, находящимися в статусе моратория, и не сопровождается изоляцией и чувством заброшенности, характерными для индивидов с диффузным статусом (Marcia, 1980).
Разумеется, число людей в статусе достижения идентичности с возрастом увеличивается. В старшей школе намного больше индивидуумов в диффузном статусе и статусе предрешенности, чем моратория и достижения идентичности. Статус идентичности может также различаться в зависимости от того, какой именно его аспект рассматривается: старшеклассник может находиться в состоянии предрешенности относительно полоролевых предпочтений, моратория в отношении выбора профессии или религиозных убеждений и диффузном относительно политической философии.
Тендерные различия. Марсиа и другие исследователи обратили внимание на существенное различие между мужчинами и женщинами в поведении и установках, связанных с различными статусами идентичности. Например, мужчины в статусах достижения идентичности и моратория обладают, как правило, высокой самооценкой. У женщин эти периоды характеризуются наличием большого числа нерешенных конфликтов, особенно относящихся к семье и выбору карьеры.
Дальнейшие исследования отчасти подтвердили первоначальные данные, но позволили получить более глубокое представление о проблеме. Например, Салли Арчер (Saly Archer, 1985) обнаружила, что по отношению к семье и выбору карьеры девочки-старшеклассницы чаще находятся в статусе предрешенности, а мальчики — в состоянии диффузии. Более того, девочки в статусах предрешенности и моратория проявляли большую неопределенность при улаживании конфликтов, связанных с карьерными и семейными предпочтениями. Однако как мальчики, так и девочки говорят, что они планируют вступить в брак, растить детей и делать карьеру. Девочки обычно чаще выражали свое беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. При вопросе о степени беспокойства, испытываемого респондентами, 75% мужчин и 16% женщин полностью отрицали его наличие, 25% мужчин и 42% женщин признали, что в некоторой степени ощущают его, в то время как 0% мужчин и 42% женщин заявили, что чувствуют сильное беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. Было также обнаружено, что хотя у мужчин развивается прежде всего внутриличностная идентичность, у женщин формируется сочетание как внутри-личностной, так и межличностной идентичности (Lytel, Bakken & Roming, 1997).
В других сферах интересов — религии и политических убеждениях — результаты оказались разнородными. По отношению к религии исследователи не нашли значимых тендерных различий. В отношении политических убеждений, по всей вероятности, существует значительное различие в статусе идентичности между