Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SShA_FR_i_Ev_bezopasnost_referat.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
48.67 Кб
Скачать

Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Исторический факультет

Кафедра новой и новейшей истории стран Европы и Америки

Основные взгляды В.С.Михеева в монографии «США, Франция и Европейская безопасность»

Реферат

Студентки 4 курса в/о

Карповой А. В.

Руководитель семинара:

К.и.н. Борисенко А.И.

Москва — 2014 г.

Содержание

Эволюция подхода США к СССР. 3

Взаимоотношения СССР и Франции. 11

Франция в НАТО и роль ее ядерной стратегии в отношениях с США. 16

Заключение. 19

Эволюция подхода сша к ссср.

Свою монографию «США, Франция и европейская безопасность» В.С. Михеев начинает с главы, которая посвящена эволюции подхода США к СССР, где учтены также позиции европейских стран, касательно этой самой позиции.

Исследование начинается с 50-х годов, когда после длительного перерыва Ш. де Голль возвращается к власти, а в Белом доме находится Д. Эйзенхауэр. Администрация последнего придерживается «установок бескомпромиссного военно-силового давления на Советский союз в целях сдерживания коммунизма», которые были сформулированы еще при Г.Трумэне с началом «холодной войны». Источником напряженности советско-американских отношений Михеев выделяет «мессианский характер советской идеологии и политики», который провозглашал отказ от частной собственности, рыночной экономики и «тотальное огосударствление всех структур общества», но кроме того, неизбежно должен был победить в мире в целом, включая США.

В связи с возникавшими противоречиями выделяются следующие моменты, характеризовавшие подход США к отношениям с СССР в 50-х годах: «сильная идеологизация внешней политики», стремление занять наступательную позицию по отношению к коммунизму, «ставка на разностороннее военно-силовое давление на СССР», поддержка конфронтационного курса ФРГ и непризнание территориально-политических итогов Второй Мировой войны. Однако незначительное сближение после смерти Сталина тоже было можно выделить как особенность в этих сложных отношениях в 50-х годах. Кроме политических особенностей, был ряд экономических ограничений – запрет на экспорт «стратегических товаров», высокие таможенные барьеры, жесткие ограничения на выдачу кредитов.

Михеев подчеркивает тот факт, что де Голль уже в 1958 г. «был убежден в необходимости разрядки напряженности в отношениях с СССР», в то время как США займут такую позицию лишь через 10 лет, в 60-70-х годах.

В 1961 г. на пост президента вступает Дж. Кеннеди. И именно при нем, «отчетливо выявилась стратегия на экономическое изматывание СССР гонкой вооружений». Расчет здесь был в том, что советская экономика при погоне за паритетом не выдержит перенапряжения, конечно, учитывалось, что США обходили СССР по многим экономическим показателям.

В таких условиях, у СССР было два пути. Первый – «создавать менее многочисленные, чем американские, ядерные силы, способные тем не менее причинить «неприемлемый ущерб в ответном ударе», при том развивать свой ядерный потенциал, не вредя экономическому развитию. Второй – «стремиться к паритету любой ценой». Что выбрали? Второй путь.

В 1961г. США предприняли неудачное вторжение контрреволюционных формирований на Кубу, «что явилось дестабилизирующим ударом по отношениям Восток-Запад». Затем были Берлинский и Кубинский кризисы. Дж.Кеннеди понимал опасность тенденций в отношениях Восток-Запад и снижение идеологической непримиримости с первых дней его срока на посту президента США лишь помогла ему в выступление с «разрядочными идеями» в 1963г.

В.С. Михеев приводит цитаты из мемуаров А.Шлессинджера, который, в свою очередь, излагает суть взглядов Дж.Кеннеди на СССР: «Глядя на мир скорее как историк, чем как моралист, он не мог произносить без смущения самодовольные банальности об абсолютных достоинствах одной стороны и абсолютном зле другой». Со своим историческим подходом он рассматривал этот конфликт «скорее под национальным, чем под идеологическим углом зрения… Он меньше заботился о столкновении абстрактных построений, чем о практической проблеме сожительства на одной планете с великим и могущественным деспотизмом…». Также делается акцент на том, что после двух пережитых кризисов 60-х годов, когда мир дважды оказался на пороге ядерной войны, Кеннеди осознал, что «дальнейшее развитие опасных тенденций в отношениях Восток-Запад» в конечном итоге действительно могут закончиться ядерной войной.

В выступления 10 июня 1963г. в Американском университете и 20 сентября 1963г. в ООН Дж.Кеннеди выступил со своей концепцией «широкого сотрудничества» с СССР, где говорил, что и США «должны пересмотреть свои собственные взгляды, как индивиды, так и нация, поскольку наши взгляды также важны, как и их».

Как итог деятельности Дж.Кеннеди, В.С. Михеев выделяет то, что именно в этот период «в политических кругах США зарождается идея разрядки как более благоприятной среды для «сдерживания» коммунизма и его «размягчения»». Уже после смерти Кеннеди 22 ноября 1963г. СССР, США и Англия подписали договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, кроме того в ООН «СССР и США проголосовали в ООН за резолюцию о запрете на вывод ядерного оружия в космос и размещение его на небесных телах».

Когда на смену Кеннеди пришел Л.Джонсон, акцент делался скорее на замедление гонки вооружений. Новый президент не раз высказывался в пользу «ослабления напряженности, сокращения вооружений и развитие советско-американского сотрудничества «во всех возможных областях»».

Здесь стоит отметить, что в этот период отношения Восток-Запад несколько раз были под угрозой. В 1965г. США вводит войска в Доминиканскую Республику «с целью не допустить прихода к власти левых сил». А далее был арабо-израильская война 1967 года, и снова мелькнула опасность втягивания США и СССР в региональный конфликт с труднопредсказуемыми последствиями. Тем временем США сталкивается с проблемой «постепенного приближения СССР к американскому уровню стратегических ядерных вооружений». И еще один удар  по отношениям Восток-Запад наносит уже СССР, осуществляя ввод войск наряду с войсками других стран – членов ОВД в Чехословакию в августе 1968г.

Тем временем, учитывая неудачи во Вьетнамской войне и прочие сложности в Международных вопросах, Л. Джонсон «счел невозможным для себя баллотироваться на пост президента на второй срок».

В 70-х годах, когда становится понятно, что СССР приблизился к военному паритету с США, а Америка пыталась уйти из Вьетнама и этим была занята новая администрация («доктрина Никсона»). У США появляется важное преимущество для решения задачи «сдерживания» коммунизма – раскол «советско-китайского коммунистического монолога». После стычки на Даманском острове последовало «гигантское наращивание вооружений на советско-китайской границе». Таким образом, США занимают интересную позицию, решая перейти к политике «разрядки напряженности, но сохраняя вместе с тем и рычаги силового давления». Получалось, что СССР должен был бояться усиления американо-китайских отношений и ухудшения советско-американских, и в то же время дорожить разрядкой в Европе. А Вашингтон тем временем опасается самостоятельности Европейских стран, а именно того, что они самостоятельно будут проводить политику разрядки с СССР, «самостоятельно вести переговоры и заключать соглашения». По этому поводу В.С. Михеев приводит высказывание Р.Никсона Ж. Помпиду, где тот отмечает, что если Запад не сплотится на основе атлантизма, то «эти проницательные и целеустремленные люди в Кремле съедят нас одного за другим».

Михеев приводит разговор Ж.Помпиду и Г.Киссинджера, где на вопрос первого о том, «существуют ли пределы американского терпения», второй ответил: «Мы бы поддерживали мировой баланс сил любой ценой». Но в мае 1972 года, накануне советско-американской встречи «США бомбили Ханой и минировали пути доставки советских грузов по морю в Хайфон».

В 1973 г. в Вене проходят переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, целью США здесь было сбить настроения в Конгрессе в пользу односторонних сокращений американских вооруженных сил в Европе. Кроме того, в США существовала внутренняя оппозиция курсу на разрядку, «при чем, что характерно, как либералов так и консерваторов». Либералы следовали идеям Никсона и Киссинджера, которые «критиковали администрацию за недостаточное, с их точки зрения, внимание к правам человека в СССР», а так же за то, что внутренние порядки в Советском Союзе «не являются объектом американской политики». В этот период рычагами давления Вашингтона были двустороннее сотрудничество с СССР на глобальном направлении и разыгрывание «китайской карты». И снова.

В 1974 году в результате распада португальской колониальной империи к власти в Анголе пришли левые силы. Киссенджер публично предостерегает СССР, что «помощь португальскому процессу ставит под угрозу разрядку напряженности». И если бы вопрос заключался только в поставках оружия в Анголу как с одной, так и с другой стороны, то все наверное было бы не так критично. Но «прямое участие кубинских войск в боевых действиях в Анголе», именно тогда, когда Вашингтон, под влиянием «вьетнамского синдрома», перестал оказывать финансовую поддержку режиму А. Нето, стало причиной ухудшения советско-американских отношений. Не говоря уже о том, что Дж.Форд в 1976 г. «вообще заявил, что отказывается от термина «разрядка» и стал все чаще делать упор на выражение «мир через силу»». Да и расходы на военные нужды в президентский срок значительно увеличились, сенатор Р.Беллмон констатировал факт, что военный бюджет 1977 финансового года «есть признание окончания политики разрядки».

Политика администрации Картера в отношении СССР названа В. С. Михеевым нестабильной, причиной тому называются «неблагоприятные для США тенденции в глобальном направлении», сама концепция политики разрядки была довольно противоречивой, личность и ценности Картера, а так же тот факт, что «внутренние порядки СССР стали объектом американской политики». Тем не менее, в 1978году значительно (1,5%) сократился военный бюджет США, а в июне 1979 года был подписан советско-американский договор ОСВ-2, хотя он и не был ратифицирован, это в какой-то степени отражало желание Вашингтона стабилизировать отношения с Москвой. Л.И. Брежнев и другие советские руководители в свою очередь «рассматривали курс США исключительно как прямой вызов Советскому Союзу, его социальной системе и стремление нажить на этом политический капитал». Страны Западной Европы осуждали Картера за его внимание к внутренней ситуации в СССР, породившую ответную негативную реакцию со стороны Москвы.

Помимо этого желание США «развернуть в Западной Европе новый вид ядерного оружия – нейтронное, предназначенное для поражения главным образом живой силы противника» стало одной из главных причин резкого ухудшения отношений между Вашингтоном и Москвой в 70-х годах.

Еще до вступления Р.Рейгана на пост президента, взаимоотношения между СССР и США практически свелись к нулю. Причиной послужи ввод войск Советского Союза в Афганистан и последовавшие за этим в январе 1980 года американские санкции, заключавшиеся в приостановке процесса ратификации договора ОСВ-2, запрете на экспорт зерна в СССР сверх минимальной квоты, ужесточении экспортного контроля на передачу технологий, резком ограничении прав СССР на рыболовство в американской экономической зоне. Помимо этого, США бойкотирует олимпиаду в Москве. А в конце января Картер выступит со своей доктриной, суть которой будет заключаться в том, что «любая попытка любой внешней силы получить контроль над регионом Персидского залива будет рассматриваться как удар по жизненно важным интересам Соединенных Штатов Америки, и на такой удар последует отпор всеми необходимыми средствами, включая военную силу». Военные расходы США в 1981г. возросли на 12,7% по сравнению с 1980г.

В Белый дом в 1981 г. приходи Р.Рейган – республиканец и для него «идеологический упор советской стороны на «неминуемую гибель капитализма» имел особое значение». Ситуация во всех горячих точках мира, таких как Ангола, Эфиопия, Афганистан, Сальвадор, Никарагуа и т.д. расценивался Вашингтоном как результат «советского экспансионизма». И если «доктрина Картера» была направлена на сдерживание СССР на Ближнем востоке, то «доктрина Рейгана» уже заключалась в «глобальном сдерживании», в 70-е годы центр тяжести советско-американских противоречий был перенесен из Европы в страны «третьего мира», а в 80-х годах США «стремились создать антисоветское силовое поле повсюду в мире. В январе 1981 г. были объявлены американские санкции против СССР и Польши, после введения в последней военного положения, снова эмбарго на поставки зерна, запрет на экспорт в СССР оборудования, в том числе и для газопровода Сибирь – Западная Европа, Аэрофлот прекращал полеты в США.

К середине 80-х годов основные экономические проблемы США (Например: инфляция – 12%.) были решены, однако государственный долг увеличился «как снежный ком» именно при Рейгане. В 1985 г. Горбачев начнет перестройку, а уже в 1986 г. Рейган перед Конгрессом США будет говорить о том, что «Америка способна выиграть состязание с будущим и выиграет его». И уже в 1988 г. в ООН Рейган, отмечая положительную направленность реформ, заявлял, что если так пойдет и дальше, то «появится перспектива не только новой эры в советско-американских отношениях, но и нового века мира». Рост военного бюджета США прекращается и Рейган отказывается от образа Советского Союза как «империи зла», однако «Рейган оставил открытыми наиболее выигрышные направления военно-технического соперничества с СССР» и «экономический занавес» не снял.

После августа 1991 г., когда с политической арены исчезла партия КПСС, исчезли и идеологические противоречия. 12 декабря 1991 г. госсекретарь США Дж.Бейкер сказал: «В той же мере, в которой мы выигрываем, если эта революция увенчается успехом, мы будем расплачиваться, если она потерпит провал, точно так же, как мы расплачивались в результате провала так много обещавшей демократической революции в Петрограде в феврале 1917 года».

В ноябре 1992 года на пост президента США вступает демократ Билл Клинтон, но «значительных перемен в российско-американских отношениях смена администрации не предвещает». В.С. Михеев называет главной причиной этого – «нестабильность демократической системы в России», что проявляется в отсутствии четкого законодательного разграничения полномочий различных ветвей власти, и, следующих из этого, атмосфере неопределенности, неразберихи в стране на фоне глубокого экономического кризиса. Кроме того неразбериха в партиях и отсутствие демократических традиций. Вашингтон боится того, что вместо старой коммунистической системы прихода к власти «в условиях прогрессирующего кризиса авторитарного, антидемократического режима, приверженного сугубо силовым методам».

Теперь главное, что было нужно Вашингтону так это ограничение в стратегическом наступательном вооружении, и в 1992 году в июне во время визита Ельцина в США оговаривали сокращение ядерного вооружения до 3000 - 3500 единиц.

Одним из важных моментов в отношениях Россия – Запад была экономическая помощь, ведь именно на «многомиллиардные кредиты Запада» и рассчитывала российское руководство в августе 1991г. В ходе предвыборной компании Б.Клинтон подчеркивал, «что России требуется не благотворительность, а инвестиции». А вот чтобы инвестиции эти получить, России выдвигался ряд условий: строгое дозирование ассигнований, чтобы иметь контроль над российским руководством и контролировать эффективность использования средств; ассигнования по системе Международного валютного фонда (в зависимости от уровня инфляции); отказ от торговли оружием с Ираном и вывод войск из Прибалтики. В октябре 1992 года в США вступил в силу закон о поддержке свободы, согласно которому в помощь России выделили 410 миллионов долларов и были увеличены взносы в Международный валютный фонд.

Главные факторы, определявшие отношения США к России к 1993 году: демократия в России, рыночная экономика, стабильное развитие событий, уменьшение влияния её в Восточной и Центральной Европе, Прибалтике, демократия и рыночная экономика в Восточной Европе, укрепление авторитета США в мире за счёт экономической зависимости России, получение НАТО мандата СБСЕ на миротворческие действия в «горячих точках» Европы.

Критерии, по которым США строят отношения с государствами СНГ теперь: поддержка демократии и правопорядка, уважение прав человека и национальных меньшинств, признание существующих границ и их изменение только мирным путём, соблюдение норм международного права (Хельсинский Заключительный акт и Парижская хартия).

Администрация Клинтона в отношениях с Россией за основу взяла принцип укрепления в последней демократии. Как кандидат от демократической партии он уделяет большое внимание (в отличии от республиканцев с их геополитикой) развитию демократических институтов в России.

После распада СССР в интервью газете Нью-Йорк таймс Билл Клинтон, отвечая на вопрос о трех наиболее серьезных угрозах миру после окончания «холодной войны», на первое место поставил «возможность вооруженного конфликта между бывшими советскими республиками или же появление крайнего националистического и агрессивного режима в России».

Таким образом, подытоживая анализ сложных взаимоотношений США и Советского Союза, а позднее России, начиная с 50-х годов и заканчивая 90-ми, В.С. Михеев отмечает, что сложный клубок проблем с распадом СССР остался, но большинство причин, портивших отношения с США - исчезли. Не следует также идеализировать политику Вашингтона. Сильная Россия ему не нужна, как, впрочем, и нестабильная.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]