
Сценическое отношение и Оценка факта
Не знаю почему, но пишет об это только Захава.
Мы определили, что внимание актера – есть концентрирование на объекте и его преобразование путем творческой фантазии в нечто новое, не только для актера, но и для зрителя. Все это выражается в смене сценического отношения актера к объекту. Практически ко всем объектам, людям, событиям, фактам актер не имеет права относиться так, как этого не требует объект. Если на заднике нарисовано море, то и актер должен относиться к заднику как к морю, а не к полотну с образом. Если на первое сентября, мы держали в руках лист ДВП данный как фара, то и относится ми должны как к фаре, а не к фанере ДВП. Т.е. актер на сцене, всякий объект который он видит на сцене, должен уметь превращать в нечто новое и менять свое отношение к нему. На празднике «ЧГАКИ-мобиль», мы видим одну из ведущих, молодая девушка, но относиться к ней нужно было как к ароматизированной ёлочке. Даже если потом появится грим и костюм, легче от этого не станет. Нужно каждый раз, на каждой репетиции, на каждом выступлении относится к ней как к Ёлочке с новой силой, и возможно с новым отношением. Как говорила М.Г. «Один и тот же спектакль смотреть всегда интересно, потому что играют его всегда по-разному».
Таким образом, одна из важнейших способностей, которыми должен обладать актер, заключается в умении устанавливать и менять в соответствии с заданием свои сценические отношения.
Менять по заказу свое сценическое отношение к объекту – есть профессиональная пригодность актера. Захава отмечает что этот навык можно развить и воспитать в школах, но если человеку природой не дано хотя бы в начальной форме, человек актером быть не может.
В творческом преобразовании объекта очень часто можно обнаружить два момента: первый — создание новой художественной реальности, второй — нахождение субъективного отношения к этой реальности данного персонажа пьесы. Т.е. в руках актера шариковая ручка представлена как нож. Во-первых, актер должен изменить отношение к ручке как к ножу для себя, а значит и для зрителя. Во-вторых, актер должен относится к этому ножу, как бы отнесся образ. Если я домохозяйка и готовлю ужин, то я держу нож определенном положении. Если я маньяк убийца, то отношение к ножу будет как к орудию убийства и положение руки будет другим. Каким увидет актер этот объект, таким его увидит и зритель. Усваивая отношение образа к объекту, актер сам погружается в этот образ. Он в роли. Отсюда следует что работа актера над ролью – это постоянный поиск отношений. Если актер сделал отношения образа своими отношениями — это означает, что он овладел внутренней стороной роли. Если актер в роли, то меняется его поведение, появляется сценическое действие. Отношение – основа действия, а действие – основа актерского искусства, основа театра.
Методически нам кажется полезным различать два вида сценических отношений: 1) отношения, сложившиеся в процессе жизни образа до начала-пьесы, и 2) отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа (оценка фактов). В течении всей жизни, человек под воздействием окружающий среды и каждое воздействие оставляет след, отпечаток. Поэтому мы можем предугадать поведение родного человека. Так на сцене, работая над ролью сначала формируются типичные отношения первой группы, а в процессе жизни на сцене, игры спектакля, действования на базе первой группы рождаются отношения второй группы. Они новые, необычные, они органичны и непроизвольны.
Эти отношения второй группы называются оценка факта. Каждый новый факт на сцене требует определенной оценки от актеров. Оценить факт нужно всегда, будь то незначительная реплика для персонажа или же наоборот важное событие. Факт нужно оценить убедительно и правдиво.
Как это сделать? Каждый новый факт всегда неожиданность. И актер должен уметь принять известный ему факт как неожиданность. У актера должна быть предварительная заготовка устойчивых и прочных отношений, накопленных данным действующим лицом на протяжении всей его жизни. Без такой заготовки невозможны эти мощные взрывы сценической веры актера, необходимые для органической эмоциональной оценки сценических неожиданностей. Например, спектакль «5-25 или в поисках Шамбалы» герой просыпается в темной комнате лежа на кушетке. Пытается понять где он. Оценка факта, герой жил нормальной жизнью и раз, неожиданно он просыпается в темной комнате, не понимая где он находится. Каждый раз ему нужно сыграть это так, буд-то он оказывается там первый раз. Вторая оценка, он попадает на шоу и ему дьявол говорит, что он умер. Опять же нужно оценить так, буд-то он слышит это в первый раз. Действительно, актер эти отношения принимает как свои собственные, пережив их в своем воображении, сможет верно и органично принять неожиданность. Но оценка факта важна для актера еще и потому что является моментов зарождения к действию, точнее внутренним позывом к началу действия. И в этом не должно быть фальша, ибо потом вся работа будет не убедительной и пустой.