Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
filosofia_otvety (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
91.4 Кб
Скачать

31. Формационный и цивилизационный подходы.

Впервые Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности.

  1. Формационный, или монистический, подход. Две концепции – марксистская и теория постиндустриального общества. Марксистская концепция: наличие решающей детерминанты развития способа производства и выделение определенных стадий в развитии общества – формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Идея: Маркс – признание единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития; постиндустриального общества – отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.

Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. В основе формационной теории – линейное представление о развитии истории: история – единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему.

Недостаток формационного подхода к истории – выпадение из исторического познания элементов и связей общества как системы, которые не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения.

  1. Цивилизационный подход – противоположность формационного, отрицает материально-производственную детерминацию общества.

Идея: существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода – отсутствие решающей детерминации в развитии общества.

Формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материальное производство, а цивилизационный подход начинает постижение общества «сверху».

Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби.

Базируется на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества.

32. Человек и мир.

На первом этапе истории культуры философия была теоцентрической, в античности и эпоху Возрождения – натуроцентрической, 19 век – антропоцентрической.

Философская антропология: что есть человек? По Канту – фундаментальная философская наука. Человек есть онтологическая идея, равная таким онтологическим идеям, как Бытие, Благо, Бог, Природа, Развитие, История. Обсуждать проблему человека нужно не абстрактно, а в рамках конкретных проектов развития человека с использованием гуманитарных технологий и практик. Разные идеи и проекты человека не заданы, не даются в качестве готовых. Человеческое не дано как природа, а делается как проект. Итак, антропология не имеет своей территории, своего особого предмета наподобие предметов в науках, но имеет свою оптику, свои принцип, свой угол зрения, свою ориентацию. Она может быть экзистенциальной, феноменологической, христианской, марксистской.

Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса).

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

Марксизм – природа служит "великой мастерской" для человека. Человек вынужден постоянно и непрерывно создавать себе возможности для жизнеобеспечения и тем самым опредмечивать самого себя, практически реализовывать свои потенции в предметном мире. Одно нельзя оторвать от другого: создавая предметы, преодолевая внешние обстоятельства или приспосабливаясь к ним, производя, реализуя в предметной среде свою сущность, человек одновременно изменяет самого себя. Антропология Маркса создавалась с целью служить обоснованием радикалистских программ и движений. Считалось, что в мире человеческого праксиса все можно и должно переделать, включая и самого человека.

Христианство – антропологично в самой сути: Евангелие Христа есть откровение о человеке, говорящее о природе, судьбе и пути спасения человека. Но вопреки этому в составе христианского учения, обширном и разветвленном, антропология, казалось, не была на первом плане, а, скорее, в ряду второстепенных разделов, с довольно бедным содержанием. Человек определяется не только заданной природой, в которой он пребывает, но также отношением к иной природе (Божественной).

Феноменология – классическое противопоставление сознания и мира, души и тела — ошибка рефлексивной философии, преодолеть которую в состоянии верно понятая феноменология. «Сюррефлексия» выявляет, что последняя и ее «остаток» — чистое Я возможны, лишь если мы допустим, что человек свободен отвлечься от вопроса о существовании мира.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]