Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pravovoe_polozhenie_filialov_i_predstavitelstv.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
202.75 Кб
Скачать

2.2. Особенности гражданско-правового статуса руководителя филиала (представительства)

Руководство деятельностью представительства (филиала) осуществляет руководитель, который назначается юридическим лицом и действует на основании доверенности. Поэтому участники гражданского оборота вступают в правоотношения не с представительством (филиалом) ввиду отсутствия у них правосубъектности, а с создавшим их юридическим лицом через физическое лицо - руководителя представительства (филиала), который является представителем юридического лица по закону и действует в его интересах по доверенности1.

Исходя из этого, полномочия руководителя должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях учредительных документов юридического лица и положений о филиале (представительстве) либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель2.

При разрешении спора из договора, подписанного руководителем от имени филиала (представительства), и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имел ли руководитель на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале (представительстве) и доверенности. Сделки, совершенные руководителем при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица. Руководитель вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 ГК РФ.

Следует отметить, что трудовой и гражданско-правовой статус руководителей юридических лиц различных организационно-правовых форм относительно подробно нормирован и урегулирован нормами трудового и гражданского законодательства. Достаточно сказать, что, например, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» юридическому положению руководителей обществ посвятил три достаточно объемные по своему содержанию статьи (ст. 40 - 42); Федеральный закон от «Об акционерных обществах» содержит похожую правовую регламентацию (ст. 69 - 71). Весьма подробно правовой статус руководителей организаций освещается и анализируется и в специальной юридической литературе3.

Однако, к сожалению, юридические аспекты трудового и гражданско-правового статуса руководителей филиалов юридических лиц не удостоены в настоящее время подобного законодательного регулирования и серьезной аналитической (научной) проработки. Достаточно сказать, что правовому регулированию деятельности филиалов (представительств) в целом, в том числе и деятельности их руководителей, в ГК РФ посвящена всего лишь одна-единственная ст. 55.

Принято считать, что юридический статус руководителя филиала практически аналогичен правовому положению руководителя юридического лица, так как они оба, по сути, занимаются аналогичными видами деятельности - руководством вверенными им организационно-социальными единицами. Практически все, что мы говорим о руководителе организации, должно применяться и к руководителю филиала юридического лица. Изначально это действительно должно быть так. Однако такой механический подход к данной проблеме, как показывает анализ действующего законодательства и складывающейся правоприменительной практики, недопустим1.

Суть проблемы заключается в том, что руководитель юридического лица и руководитель филиала юридического лица являются разными участниками корпоративно-правовых отношений. Напомним, что руководитель юридического лица (директор, генеральный директор и др.) в соответствии со ст. 53 ГК РФ является так называемым органом юридического лица, который представляет интересы этого юридического лица и выступает во внешнем гражданском обороте от его имени в силу прямых указаний закона и учредительных документов, а специальной доверенности для представления интересов руководителю организации иметь не нужно.

В свою очередь, согласно абз. второго п. 3 ст. 55 ГК РФ руководитель филиала действует на основании доверенности, выданной ему головным юридическим лицом и подписанной руководителем этого юридического лица. Ввиду того что доверенность является классическим основанием возникновения отношений представительства, мы должны прийти к единственному выводу, что руководитель филиала является не кем иным, как представителем того юридического лица, директором филиала которого он является. То есть руководитель филиала - это полноценный представитель.

Характеризуя особенности гражданско-правового статуса руководителя филиала (представительства), отметим следующее.

Во-первых, руководитель филиала, будучи представителем юридического лица, находится не во внутренней организационной структуре такого юридического лица, как его органы, а занимает внешнее (представительское) положение к данному юридическому лицу как самостоятельный субъект гражданского права.

Во-вторых, руководитель филиала, будучи самостоятельной фигурой данных отношений, находиться и состоит с юридическим лицом в полноценных гражданско-правовых отношениях как представитель.

С одной стороны, руководитель филиала, как и руководитель юридического лица, является полноценным работником данного юридического лица. Он состоит с ним в классических трудовых правоотношениях, с ним заключается трудовой договор, в трудовую книжку вносится соответствующая запись, а сама трудовая книжка руководителя филиала (а порой и иных руководящих его работников) в силу устоявшейся традиции, как правило, хранится по месту нахождения головного юридического лица. Следовательно, на такие отношения в полной мере должны распространяться нормы трудового законодательства.

Но с другой стороны, ГК РФ устанавливает, что руководитель филиала - это в первую очередь представитель. Получается, что с формально-юридической точки зрения с руководителем филиала должен на самом деле быть заключен не трудовой договор, а гражданско-правовой договор поручения или агентирования, которые, как известно, являются классическими договорами, порождающими представительские отношения. А на такие договоры нормы трудового законодательства не распространяются.

В связи с чем следует говорить о том, что в настоящее время руководитель филиала искусственно наделен «двойным» юридическим статусом.

В-третьих, необходимо указать, что доверенность, содержащая в себе пробелы в плане определения полномочий руководителя филиала, не является единственной проблемой, формирующей его юридический статус.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ филиал как обособленное структурное подразделение юридического лица осуществляет свою деятельность на основании положения, которое утверждается головным юридическим лицом и которое для самого филиала выполняет роль своеобразного учредительного документа, определяющего его юридический облик.

К сожалению, в отечественном законодательстве практически отсутствуют нормы, определяющие те содержательные моменты, которые должны быть определены в этом положении; решение данного вопроса отдается во многом на усмотрение самого юридического лица.

Однако, на практике такие положения во многих случаях практически на 80% дублируют содержание учредительных документов юридического лица. В подавляющем большинстве случаев в таких положениях определяется и компетенция руководителя филиала. В данной связи становится очевидным, что содержание положения о филиале, устанавливающее полномочия руководителя филиала, и выданная ему доверенность могут не соответствовать друг другу: в доверенности полномочия могут быть определены более широко, чем в положении, и наоборот. В связи с этим возникает логичный вопрос: какому документу в случае возникновения коллизий между ними необходимо отдавать предпочтение?

Прямой ответ был дан высшими судебными инстанциями. Так, в соответствии с совместным Постановлением Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 полномочия руководителя филиала определяются исключительно доверенностью; содержание учредительных документов юридического лица и положения о филиале в расчет не должны приниматься1

На первый взгляд может показаться, что такое разъяснение, данное судебными инстанциями, не соответствует логике гражданского права. И в самом деле, положение о филиале как локальный акт организации должен иметь юридический приоритет перед доверенностью, так как такое положение рассматривается и утверждается, как правило, высшими органами управления юридического лица (например, общим собранием акционеров), а доверенность выдается за единоличной подписью руководителя организации.

Однако то обстоятельство, что именно доверенность в указанных ситуациях должна иметь приоритет, весьма удачно было обосновано Ю.Г. Басиным, который отмечал, что положение о филиале определяет внутрифирменные отношения и отношения между филиалом (его внутренними подразделениями) и основным юридическим лицом: цели и основные виды деятельности филиала, порядок назначения его должностных лиц, их компетенция, форма контроля, порядок передачи имущества от филиала юридическому лицу и наоборот. Доверенность же выдается конкретному, прямо названному в доверенности руководителю филиала, устанавливая как круг возможных сделок, так и круг их возможных участников. Отсюда вывод: положение решает только внутренние вопросы филиала, доверенность - только внешние2.

В случае, если у руководителя филиала вообще не будет доверенности (либо она просто не будет выдана, либо срок ее действия истечет), такой руководитель, на наш взгляд, даже при наличии действующего положения о филиале не сможет совершать от имени юридического лица никаких гражданско-правовых сделок; его полномочия как представителя будут не закрепленными в соответствии с установленным действующим гражданским законодательством порядком.

Таким образом, выявленные противоречия в правовом регулировании гражданско-правового статуса руководителя филиала (представительства) свидетельствуют о необходимости его дальнейшего исследования, внесения соответствующих предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]