Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции А.Г. Дорожкина 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.53 Mб
Скачать

28. Причины первой мировой войны. Июльский кризис.

Брестский мир был заключен не Россией, а одной из воюющий сторон – большевиками. Первую мировую войну Россия до конца не довела. Главная задача – победить германскую опасность не была решена. Война прервалась прекращением существования Российской империи, а возобновилась в 1941 г. Великая Отечественная война – логическое и закономерное продолжение первой мировой.

Касательно причин войны в российской историографии доминирует тенденциозность и субъективность, навязанная ленинскими оценками: война - империалистическая, захватническая и несправедливая; с позиции рабочего класса – неважно, кто начал войну.

Двойные стандарты тут не уместны (А.Г. Дорожкин). Не следует абсолютизировать империалистический характер войны. Эта оценка во многом неточна, неверна и основана на абсолютизации классового похода. То что война является чисто империалистической – это вульгарное социологизаторство. Ленинский поход не только смазывает вопрос об ответственности за войну, но и ставит на одну доску агрессоров и жертв агрессии. Кроме того, при ленинском подходе не учитывается очень важный моральный аспект. Т.е. не учитываются факты того, что германская военщина совершила более всех преступлений: она первая применила химическое оружие, топила гражданские нейтральные суда, устанавливала очень зверский оккупационный режим, практиковала расстрелы заложников, угон населения на принудительные работы, его тотальное разграбление и зверское отношение к военнопленным.

Причины первой мировой войны, конечно, сложнее, чем их ленинская трактовка:

  1. Наличие империалистических противоречий и их обострение в начале ХХ века (но без их абсолютизации). С одной стороны, кайзеровская Германия в перспективе стремилась к мировому господству, А-В – к гегемонии на Балканах, отторжению Украины и превращению ее в вассальное королевство. Турция стремилась создать Великий Туран. Англия и Франция хотели сохранить свои колониальные империи с возможностью раздела германских колоний. Они хотели утвердиться на ближнем и Среднем Востоке. Но эта схема не применима к России.

  2. Особая агрессивность германского империализма, его далеко идущие захватнические планы, угрожавшие всему миру. Германия стремилась отторгнуть Финляндию, Польшу, Прибалтику, Белоруссию, Украину, Крым и Кавказ от России. Остатки России – аграрно-сырьевой придаток Германии.

Отсюда вывод – война для России была справедливой. Но Россия как великая держава все же преследовала свои цели. К мировому господству и захвату колоний она, конечно же, не стремилась. Россия хотела устранить для себя германскую опасность: предполагала в случае победы воссоздать единую Польшу в ее этнических границах (ей предполагалось дать полную самостоятельность во внутренних делах с правом иметь свою армию, но с личной унией); предполагалось присоединить Западную Украину - австро-венгерскую Восточную Галицию. В ней, кстати, преобладали прорусские настроения. Только в 1915 г. австрийцы вырезали 50 тыс. русинов и 100 тыс. – в концлагеря (об этом гетьман Ющенко вспоминать не желает). Россия также не исключала присоединения земель у нижнего течения Немана (нынешняя Калининградская область). А после присоединения Турции к войне Россия желала контроля над Стамбулом и Черноморскими проливами. Таким образом, цели России не шли дальше обеспечения ее безопасности.

Июльский кризис 1914 г.

28 июня 1914 г. произошло убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево. Оно совершено участниками революционной группы «Молодая Босния». Но сербское правительство к убийству причастно не было. Дунайская империя получила предлог покончить с Сербией. К этому добавилось желание Германии развязать войну. 5-6 июля 1914 г. в Потсдаме проходит совещание высших сановников Германии. Они приняли решение поддержать А-В, даже если конфликт перерастет в глобальный. А-В разработала ультиматум Сербии с явно невыполнимыми условиями: 1) запрет великосербской агитации; 2) Сербское правительство должно уволить гражданских и венных чиновников неугодных Австро-Венгрии. 3) Сербы должны допустить австрийскую полицию с целью расследования теракта. Сербское правительство: принц-регент Александр и премьер-министр Пашич обратились в Петербург за советом. Сазонов рекомендует принять все пункты ультиматума, кроме последнего. 23 июля ультиматум предъявлен; 25 июля – после консультаций с Россией последовал ответ сербов.

28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Сазонов развернул деятельность по прекращению конфликта, постоянно ведя переговоры с Австро-Венгрией и выступил с ярдом мирных инициатив: 1) созвать международную конференцию великих держав без участия России. Последняя примет любое решение конференции; 2) передать дело третейскому международному суду; 3)Сазонов предложил А-В вычеркнуть самые неприемлемые условия и рассмотреть их в Гаагском международном суде. Но все эти инициативы были встречены А-В и Германией холодно и результата не дали.

Россия не может бросить союзницу (Сербию) и утратить форпост на Балканах, демонстрируя очевидную слабость. Германия все равно бы нашла повод к началу войны. Россия вынуждена учитывать возможность наихудшего варианта. Русской разведке был известен план Шлиффена. Основные его черты определялись необходимостью войны на два фронта – против Франции и России. На первом этапе нужно было быстро разгромить Францию, а русская армия смогла бы полностью осуществить мобилизацию только за 2-3 месяца. Молниеносно разгромив Францию и используя отлично разработанную систему переброски войск по густой ж\д сети можно напасть на Россию.

Сазонов решает занять позицию вооруженного нейтралитета Мобилизация русской армии – способ давления на державы и способ воздействия на план Шлиффена. Сазонов договорился с военным министром Сухомлиновым и начальником Генштаба Янушкевичем, чтобы они вместе повлияли на колеблющегося императора в вопросе мобилизации. Николай II дает согласе на частичную мобилизацию. Но скоро выясняется существенный недостаток организации нашей армии: планы частичной и общей мобилизации были составлены независимо друг от друга. Военному руководству ясно, что частичная мобилизация подошла бы для войны с А-В, но не с Германией.

30 июля Янушкевич и Сухомлинов ставят вопрос о всеобщей мобилизации перед Сазоновым. Он согласился, но нужно было убедить в этом императора. Все вместе посещают царя. Последний после долгих уговоров в этот же день объявил всеобщую мобилизацию, но после ее отменил. Янушкевич и Сазонов вновь идут к императору. Николай «сдается» и подтверждает указ о мобилизации. Янушкевич даже ломает у себя дома телефон, чтобы император не дозвонился ему и не передумал.

Вильгельм II, используя сложившуюся ситуацию как Casus belli15, требовал предотвратить мобилизацию. Сазонов встретился с германским послом Пурталесом и пытался убедить его воздержаться от худшего и заявил, что Россия прекратит мобилизацию, если Австро-Венгрия прекратит войну против Сербии. 1 августа 1914 г. Пурталес получил документы о начале войны. Сазонов встретился с ним и повторил условия российской стороны. В ответ германский посол вручил ему документы о начале войны. Интересно, что Пурталес по ошибке отдал два варианта документов: 1) в случае, если Россия уступит и прекратит мобилизацию – война; 2) в случае, если Россия продолжит мобилизацию – война. Данный факт начисто отметает все вопросы о виновнике войны.