
- •Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
- •2. Вступление Александра I на престол и его первые внутриполитические мероприятия. «Негласный комитет» и его деятельность.
- •3. Политика самодержавия по крестьянскому вопросу в начале XIX в.
- •4. Политика правительства в сфере печати и просвещения в начале XIX в.1
- •5. Международное положение России в начале XIX в. Участие России в 3-й и 4-й антифранцузских коалициях.
- •6. Западное направление внешней политики России в первой четверти XIX в.
- •7. Внутренняя политика правительства после Тильзитского мира. Деятельность м.М. Сперанского3.
- •8. Мероприятия в сфере управления финансов 1810 – 1812 гг.
- •9. Основные причины и начало Отечественной войны 1812 г. Первый этап войны.
- •10. Бородинское сражение и его результаты. Развертывание народной войны.
- •11. Изгнание наполеоновской армии из России. Причины победы России и значение Отечественной войны 1812 г. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и его результаты.
- •12. Политика России на европейском направлении. Деятельность «Священного союза».
- •13. Восточный вопрос во внешней политике России в первой четверти XIX в.
- •14. Основные направления внутренней политики самодержавия после Отечественной войны.
- •15. Политика правительства по крестьянскому вопросу в 1814 – 1825 гг. И массовое народное движение после Отечественной войны.6
- •16. Причины возникновения декабризма. Первые декабристские организации.
- •17. Образование Северного и южного обществ декабристов, их программные установки и деятельность.
- •18. Восстания декабристов в Петербурге и на Юге России.
- •19. Народные выступления и национальные движения во второй четверти XIX в.
- •20. Основные направления внутренней политики Николая I. Высшая бюрократия николаевской эпохи. Политика Николая в области печати и просвещения.
- •21. Кодификация законов и ее значение. Охранительное направление во внутренней политике самодержавия: организация и деятельность III отделения.
- •22. Крестьянский вопрос во внутренней политике самодержавия во второй четверти XIX в.
- •23. Общественно-политическое движение в 1825 – 1830-х гг.
- •24. Основные направления российской общественно-политической мысли во 2-ой половине 1830-х гг. «Теория официальной народности».11
- •25. Становление и развитие Славянофильского течения русской общественной мысли в дореформенный период.
- •26. Российское западничество.
- •27. Зарождение социалистического направления в российской общественно-политической мысли. Кружок петрашевцев.
- •28. «Восточный кризис» во второй половине 1820-х гг. И русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. Русско-персидская война 1826 – 1828 гг. Политика России на Северном Кавказе во 2-ой четверти xiXв.
- •29. Крымская война: причины возникновения, начальный этап. Парижский мирный договор 1856 г.
- •30. Русская культура 1-ой половины XIX в.
25. Становление и развитие Славянофильского течения русской общественной мысли в дореформенный период.
Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа, его мессианской предопределенности, неприятие ими западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее, патриархальных общественных институтов сближали их с представителями «Теории официальной народности»
Славянофилов никоим образом нельзя приравнивать к теоретикам «официальной народности». Славянофильство – оппозиционное течение в русской общественной мысли, и в этом смысле оно имело больше точек соприкосновения с противостоящим ему западничеством, нежели с «теорией официальной народности». Тремя основами особого исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность, но понимали их иначе, чем официальная правительственная идеология. Во-первых, из этих трех основ главной считалось православие, а не самодержавие (как в официальной правительственной идеологии). Во-вторых, и это важно, над «самодержавием» понималась некая образцовая самодержавная монархия — совокупность идеальных принципов, на которых должно базироваться государство. Эти идеальные принципы, по мнению славянофилов, отнюдь не адекватно, а в ряде отношений уродливо воплотились в российской действительности, но их можно и должно исправить.
Славянофилы, как и западники, выступали за отмену крепостного права сверху и проведение других реформ в области суда, администрации и других, буржуазных по своей сущности преобразований (хотя славянофилы субъективно выступа против буржуазного строя, особенно западноевропейского образ с его "язвой пролетариатства", падением нравов и другими отрицательными явлениями). Они ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати, не принимали николаевскую политическую систему.
Исходной датой славянофильства как идейного направления русской общественной мысли следует считать 1839 год, когда два основоположника, Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильев Киреевский, выступили со статьями: первый «О старом и новом», второй - "В ответ Хомякову". В этих статьях, несмотря на разные подходы к проблеме прошлого, настоящего и будущего России, были сформулированы основные, общие для обоих авторов положения славянофильской доктрины.
Славянофильство как идейное направление оформилось к 1845 г., к этому времени сложился и славянофильский кружок Его составляли высокообразованные и даровитые люди. Душой кружка был А. С.Хомяков "Илья Муромец славянофильства", как его тогда называли. Большую роль в кружке играли также братья И. В. и П. В. Киреевские. В кружок входила замечательная семья Аксаковых- братья Константин и Иван, позже в кружок вошли: их отец Сергей Тимофеевич известный русский писатель, публицисты А. И.Кошелев и Ю. Ф. Самарин , ученые-публицисты Ф. В. Чижов Д. А Валуев.
Славянофилы оставили богатое наследие в философии, литераре, истории, богословии, экономике.
Термин "славянофилы", по существу, случаен. Это название им было дано их идейными оппонентами· - западниками в пылу полемики; Сами славянофилы первоначально открещивались от этого названия, считая себя не славянофилами, а "русолюбами" или "русофилами", подчеркивая, что их интересовала преимущественно судьба России, русского народа, а не славян вообще.
Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России, точнее - требование "идти" по этому пути, идеализация "самобытных" учреждений, прежде всего крестьянской общины и православной церкви. Община в представлении славянофилов - "союз людей, основанный на нравственном начале", исконно русское учреждение. Община импонировала славянофилам тем, что с ее регулярными переделами земель характерен особый нравственный климат, который проявляется в "мирском согласии на мирском сходе", а в древности - на вече. Развитию этих качеств как нельзя лучше способствовала православная церковь. Она рассматривалась славянофилами как решающий фактор, определивший характер русского народа. Православная церковь в отличие от рационалистического католицизма никогда не претендовала на светскую власть, всецело ограничиваясь сферой веры и духа.
Славянофилы приняли версию о "добровольном призвании" власти как начальном моменте русской государственности. Вследствие этого власть в России, в отличие от Запада, не противостояла народу, напротив, она была желанной защитницей, "званым гостем" народа, осознавшего необходимость установления государства. В России не сложились и классы в западноевропейском понимании этого слова. В результате в русской истории не было социальной розни, внутренних потрясений. По мнению славянофилов, революционные потрясения в России невозможны и потому, что русский народ политически индифферентен. Он никогда де претендовал на политические права и государственную власть, жил в своем общинном мире, развивая те высокие нравственные качества, которые ему свойственны. Власть, в свою очередь, выполняла присущие ей функции не вмешиваясь в дела "земли" (мира), в необходимых случаях собирала земские соборы и спрашивала мнение "земли" по тем или ин общегосударственным вопросам. ЭТИ силы развивались как бы параллельно, не вмешиваясь в дела друг друга. Поэтому между властью и "землей" установились добрые, патриархальные отношения.
Славянофилы стремились доказать, что русскому народу органически присущи социальный мир и неприятие революционных переворотов. Если и были смуты в прошлом, то они были связаны не с изменой высшей власти, а с вопросом законности власти монарха; народные массы восставали против "незаконного" монарха узурпатора, вроде Бориса Годунова, самозванцев или же за "хорошего" царя. Славянофилы выдвинули тезис: "Сила власти - царю, сила мнения народу". Это означало, что русский народ (по своей природе "негосударственный") не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, но считаясь с его мнением. Отсюда требование славянофилов созыва совещательного 3емского собора, который выражает мнение народа, выступает в роли "советчика" царя. Отсюда также и их требование свободы слова и печати для свободного, выражения общественного мнения.
Защита самодержавия как наиболее приемлемой для русского народа формы власти уживалась у славянофилов с критикой конкретного носителя этой власти и его политической системы, в данном случае Николая I. Так, Аксаковы называли его царствование "душевредным деспотизмом, угнетательской системой", а его самого "фельдфебелем" и "душителем", который "сгубил и заморозил целое поколение".
Неверно считать, что славянофилы призывали вернуться к прежним допетровским порядкам. Наоборот, они звали идти вперед, но не по тому пути, который избрал Петр I, внедрив западные порядки и обычаи. Славянофилы приветствовали блага современной им цивилизации - распространение фабрик и заводов, строительство железных дорог, внедрение достижений науки и техники. Они нападали на Петра I не за то, что он использовал достижения западноевропейской цивилизации (это они считали его заслугой), а, за то, что он свернул Россию с ее истинных начал. Они полагали, что, заимствуя у Запада полезное, можно было бы вполне обойтись без ненужной ломки коренных русских устоев, традиций и обычаев. Славянофилы вовсе не считали, что будущее России в ее прошлом. Они призывали идти вперед по тому "самобытному" пути, который гарантирует страну от революционных потрясений, а путь, избранный Петром I, по их мнению, создавал условия для этого. Характерно что крепостное право они считали тоже одним из "нововведений Петра I (хотя и не западным) и выступали за его отмену; Петровская европеизация России, как считали славянофилы, коснулась, к счастью, только верхушки общества – дворянства и власти", но не народных низов, главным образом крестьянства.
Николаевскую политическую систему с ее "немецкой" бюрократией славянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований. Они сурово осуждали продажную бюрократию, царский неправый суд с лихоимством судей. Характерно, что славянофильство было явлением исключительно явлением московской общественной.