Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ РОССИИ (перв. половина XIX в.).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
698.88 Кб
Скачать

20. Основные направления внутренней политики Николая I. Высшая бюрократия николаевской эпохи. Политика Николая в области печати и просвещения.

Царствование императора Николая I (1825-1855) началось с расправы над декабристами и завер­шилось в трагические дни обороны Севастополя во время неудачной Крымской войны 1853-1856 гг. Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая. Однако он не мог не учитывать "уроков 14 декабря", не задумываться над причинами, породившими декабризм. Именно поэтому он входил во все детали следствия по делу декабристов; сам выступал в роли искусного следователя, чтобы докопаться до "корней заговора". Николай I понимал необхо­димость проведения если не реформ, то серии мер, которые, не меняя существующей политической системы, смогли бы предот­вратить вероятность социального потрясения.

Николая I неверно изображали как некую "самодовольную посредственность с кругозором ротного командира". Это был доста­точно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий монарх. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики. Любил архитектуру: ни один проект общественных зданий не проходил без его личного одобрения. Он разбирался в литературе и искусстве, любил театр и музыку и был чужд мистицизма и сентиментальности, при сущих Александру I; не обладал они его искусством тонкой интриги и притворства; его ясный и холодный ум действовал прямо и открыто.

Манифест 13 июля 1826 г. В день казни декабристов 13 июля 1826 г. был издан написанный Сперанским Высочайший мани­фест, который возвещал о суде над государственными преступ­никами. Важнейший документ николаевской эпохи, Манифест 13 июля утверждал незыблемость вековых устоев России. В нем 13 июля впервые были Официально высказаны догматы, которые спустя несколько лет развил С. С. Ува­ров. Их важнейшей составной частью стало противопоставление России и Европы, русских и европейских политических, обще­ственных и культурных идеалов.

Манифест обращал внимание российских подданных на нравственное воспитание детей. Дворянству - «ограде престола и чести народной» ­предлагалось стать «примером всем другим состояниям» И предпринять «подвиг к усовершенствованию отечественного, не чужеземного воспитания». Манифест 13 июля заложил идейные основы николаевского самодержавия.

В высших государственных учреждениях принципиальных изменений не произошло – осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826), Государственных имуществ (1837). Особняком оказалось IIIотделение его императорского величества канцелярии.7 Роль государственного совета как законосовещательного органа уменьшилась. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Армия чиновников за годы правления Николая выросла до 70 тыс. человек.

Цензура и образование. Цензура была важной частью ни­колаевской идеократии. Именно на цензурные инстанции возла­галась ответственность за состояние дел в литературе и театре, за общее состояние умов и народную нравственность. В 1826 г. император утвердил Цензурный устав, который современники назвали «чугунным». Был учрежден Главный цензурный коми­тет, который подчинялся Министерству народного просвещения. Цензурный контроль, помимо Цензурного комитета, осуществ­ляли самые разные ведомства: Синод, Академия наук, Мини­стерство императорского двора, университеты. Была цензура театральная, духовная, военная. Верховный надзор был обязан­ностью III Отделения, для которого общественное безмолвие было свидетельством успеха в овладении умами.

Цензоры обязаны были действовать согласно «политическим обстоятельствам и видам правительства», не пропускать сочинений, колеблющих христианскую веру и пори­цающих монархический образ правления или содержащих «предположения О преобразованиях каких-либо частей государ­ственного управления». для Николая I это был естественный ответ на реформаторские настроения прошлого царствования.

Устав 1826 г. требовал от цензоров контролировать не только политическую, но и литературную сторону сочинений, «ибо разврат нравов приуготовляется развратом вкусов». Произ­вол был столь велик, что два года спустя правительство вынуж­дено было дать новый цензурный устав, где цензорам рекомен­довалось не придираться к словам и отдельным выражениям. Николай I охотно играл роль покровителя науки и высшего образования, хотя и полагал, что университеты являются рас­садниками вольнодумства. Он понимал, что для государственной службы требуются подготовленные чиновники. В его царст­вование были открыты Технологический (1828) и Межевой (1835) институты, Училище правоведения (1835), Военно-морская академия и другие спе­циальные учебные учреждения. По университетскому Уставу 1835 г. лица, окончившие университет, получали чин 10-го или 12-го класса по Табели о рангах. Уваров наладил систему под­готовки отечественной Профессуры, способствовал заграничным командировкам молодых ученых, открывал новые кафедры.

Денежная реформа. Важной экономической мерой явилась проведенная Канкриным в 1839-1843 гг. денежная реформа. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом Курс ассигнации подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный золотой серебряной монетой. Для этого в течение последующих четырех лет был создан необходимый запас в золоте и серебре путем скупки золотой и серебряной монеты, а также слитков драгоценных металлов. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено начало обмена всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. К 1851 г. обмен был завершен. Реформа 1839-1843 гг. Канкрина на время укрепила денежную систему. Однако выйти из финансового кризиса правительство так и не смогло: к концу царствования Николая I, особенно в связи с резко возросшими расходами в годы Крымской войны, кредитные билеты начали падать в цене внутренний и внешний государственный долг значительно возрос; в 1855 г.он почти в два раза превысил доходную часть государственного бюджета.

Николаевское правительство и европейская «весна народов» 1848 г. Поводом для дальнейшего усиления цензурного гнета стала европейская «весна народов» 1848 г. Уже в феврале был создан Секретный комитет под председательством А. С. Меншикова для пересмотра издающихся в России жур­налов. От журналистов требовалось содействовать «правительству в охранении публики от заражения идеями, вредными нравственности и общественному порядку». По рекомендации этого комитета 2 апреля был учрежден Комитет для высшего над­зора за духом и направлением печатаемых в России произведе­ний. Во главе его был поставлен генерал Д. Бутурлин. Зада­чей его комитета был сплошной просмотр всех печатных изда­ний, выходивших в России, надзор за цензорами, редакторами и издателями. Деятельность Комитета давала основание совре­менникам говорить о стремлении правительства ввести в России единомыслие. Создание Комитета означало дальнейшее разви­тие идеократии. Последние годы царствования Николая I во­шли в историю как «мрачное семилетие».

Попытка Уварова выступить с благонамеренной за­щитой университетского преподавания привела к тому, что он был отправлен в отставку. Новый министр А. Ширинский-­Шихматов ограничил преподавание политической экономии, философии и правовых дисциплин, поощрял занятия богослови­ем. Резко сократилось число студентов, была повышена плата за обучение. Отлаженная образовательная система оказалась на грани развала. На протяжении всего правления Николая I основной опорой самодержавия были доведенный до предела милитаризм, без­граничная регламентация, бюрократическая централизация, они определяли прочность режима, которая долгое время удивляла Европу и внушала чувство бессилия его подданным. Такая по­литика создавала иллюзию стабильности, но в действительности обрекала страну на застой, на экономическое и социальное от­ставание от передовых европейских государств.

Сословная регламентация. В николаевское время важней­шие решения по вопросам внутренней и внешней политики вы­рабатывались и принимались в обстановке строгой секретности, что соответствовало как личным склонностям царя, так и его пониманию хода государственных дел. Для него естественным было обсуждение серьезных тем в кругу доверенных сановников, огражденное канцелярской тайной. Само обсуждение происходило в Секретных комитетах, которые создавались по высочайшему распоряжению вне обыч­ных государственных институтов. Членами комитетов были высшие государственные сановники по выбору императора, обя­занные подпиской о неразглашении сведений о своих занятиях. Не допуская и тени гласности, Николай I ставил перед Секрет­ными комитетами вопросы, связанные как с выработкой общих принципов государственного переустройства, так и с созданием частных законодательных актов, в основном касавшихся соци­альной политики. Секретные комитеты возникали по усмотре­нию императора, и деятельность большинства из них была бес­плодной.

С особой силой стремление опереться на высшую бюрокра­тию сказалось при обсуждении сословной реформы, которая была поставлена в повестку работы Комитета 6 декабря 1826 г. Сохраняя незыблемыми самодержавие и крепостное право, Ко­митет предложил упорядочить сословную иерархию, оградить права дворянства и укрепить его имущественное положение. Для лиц, выдвинувшихся благодаря государственной службе, полу ченному образованию или приобретенным капиталам, предлага­лось создать новые сословия - чиновных граждан, именитых граждан и почетных граждан. Новые сословия освобождались от подушного оклада, от телесных наказании и рекрутского на­бора. Эта мера призвана была предотвратить проникновение в дворянское сословие чуждых ему элементов. Комитет 6 декабря планировал создать сословие «вольноотпущенных земледельцев» для крестьян, освобожденных помещиками с землей или без земли. Предложения Комитета в определенном мере легли в ос­нову социальной политики Николая I.

Усмирив польское восстание, видя себя оплотом легитимизма в Европе, Николай I сделал попытку укрепить российское дво­рянство. В декабре 1831 г. было обнародовано Положение «о порядке дворянских собрании, выборах и службы по оным». По нему повышался имущественный ценз, необходимый для уча­стия в дворянских выборах. Избирательным голосом обладали дворяне, имевшие не менее ста душ крестьян в пределах данной губернии или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Мелкопомест­ные дворяне должны были объединяться, чтобы послать своего представителя для участия в голосовании. Состоятельные пред­ставители поместного дворянства получали преимущества при занятии выборных должностей в дворянских обществах. Губерн­ские дворянские собрания наделялись правом делать представ­ления правительству как о дворянских нуждах, так и по общим местным вопросам.

Ограничивался доступ в ряды дворянства, для чего в 1832 г. было учреждено новое сословие - потомственных почетных граждан, какими могли стать богатые купцы, ученые и лица свободных профессий. Создавалось сословие личных почетных граждан, куда входили низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Потомственные и личные почетные граждане освобождались от телесных наказаний, подушной по­дати и рекрутской повинности.

Звание потомственного дворянина по закону 1845 г. приобрета­лось чинами 5-го класса, а не 8-го, как прежде, обер-офицерские чины и чины гражданской службы начиная с 9-го давали только личное дворянство.

Укреплению положения дворянства должен был служить Закон 1845 г. о майоратах, который разрешал превращать име­ния, где было свыше тысячи душ, в заповедные и передавать их в наследство старшему сыну. Это противоречило давним тради­циям дворянских разделов и не привилось.