- •Транснациональные коммуникативные сети как инструмент глобального менеджмента этнорелигиозных конфликтов. Курсовая работа студентки III курса исторического факультета
- •Введение
- •Раздел 1. Транснациональная коммуникативная сеть: сущность понятия
- •Раздел 2. Транснациональная сеть тибетского буддизма
- •Раздел 3. Проект Уйгурской транснациональной коммуникативной сети
- •Раздел 4. Транснациональная коммуникативная сеть – важный инструмент менеджмента этнорелигиозных конфликтов
- •Заключение
- •Библиография
Раздел 1. Транснациональная коммуникативная сеть: сущность понятия
Современный мир – это глобально взаимосвязанная взаимозависимая сложная структура. И сейчас все чаще внутригосударственные региональные этнорелигиозные и этнополитические конфликты становятся объектом мировой политики, происходит их интернационализация, и, соответственно, растет степень глобализации как самих конфликтов, так и внешнего вмешательства в них7.
На передний план выходит глобальный международный контекст – разнообразные сети политических, экономических, социальных коммуникаций, которые охватывают весь мир и превращают его в единое социальное пространство.8
Прежде автономные государства, нации и культуры оказываются вовлеченными в практически неизбежный диалог о политическом, экономическом, религиозно-идеологическом и геополитическом измерениях современного глобального мира. Параметры и темы подобного диалога задаются глобальной политической и гражданской публичностью. В свою очередь, тематически структурируют глобальную публичную дискуссию Транснациональные коммуникативные сети (далее ТКС), поскольку они являются важным инструментом актуализации локальных проблем и их продвижения на глобальный уровень международного обсуждения.
Так как ТКС играют значительную роль в формировании идеологического сектора глобального сообщества и являются неотъемлемой составляющей современного геополитического дискурса, необходимо изучить природу этого понятия.
Транснациональные коммуникативные сети – это многомерные политические, экономические, этнические, культурные взаимодействия, которые осуществляются правительственными и независимыми гражданскими организациями, неформальными группами и индивидами поверх национальных и государственных границ и формируют единое глобальное пространство коммуникаций.9 ТКС образуют ту систему координат, в которой формируется содержание и конфигурация конфликта и может производится внешнее управление конфликтным процессом, воплощающееся либо в форме грубой провокации, либо в позитивном регулировании актуальных проблем глобального мира.
ТКС обеспечивают системный менеджмент конфликта путем проведения следующих мероприятий:
преднамеренная провокация конфронтирующих сторон или из заблаговременное умиротворение;
внешнее дипломатическое или силовое давление на враждующие стороны;
шантаж международного сообщества террористической угрозой;
вовлечение в конфликт третьих стран и т.д.
Сейчас выделяют два типа ТКС традиционных религиозных идеологий: собственно религиозные, сформировавшиеся до 1961 г., и новые этнорелигиозные, искусственно сконструированные позднее.
Старые религиозные ТКС – это сети, созданные христианскими конфессиями (католические, протестантские, православные, автокефальные), направлениями ислама, идеологами иудаизма и т. д. Они сложились исторически в процессе межкультурных взаимодействий и благодаря глобальным потокам тех смыслов, которые возникают в результате соприкосновения различных социокультурных полей.
Второй тип – этнорелигиозные ТКС. Их возникновение тесно связано с центральными событиями всемирной политической истории: разрушением биполярного мира, политическим оформлением Евросоюза, выдвижением новых ядерных государств, появлением новых детерриторизированных сообществ, открытием границ, навязыванием концепции «гражданское общество».
Основными акторами этнорелигиозных ТКС выступают:
детерриторизированные этносообщества (новые глобальные диаспоры, мигранты, беженцы);
правительства стран исхода;
правительства принимающих стран;
религиозные и секулярные независимые гражданские организации (РНГО и НГО) принимающих стран;
религиозные и секулярные независимые гражданские организации (РНГО и НГО) стран исхода.
Интересы и направления деятельности этих участников образуют систему координат, в которой становится возможным создание конфликта, его имитация и реальное управление и прекращение.
Конструирование ТКС проходило в три этапа:
1) 1961 – 1980 гг. – создание структуры новых детерриторизированных этносообществ;
2) 1980 – 1990 гг. – создание транснациональных НГО и РНГО, связанных с детерриторизированными этносообществами;
3) 1990 – 2000 гг. – создание концепции глобализации и норм глобального публичного дискурса по проблемам этих сообществ, стран исхода и принимающих стран.
На современном этапе этнорелигиозные ТКС получили возможность принуждать к диалогу в формате международного обсуждения правительственные организации стран исхода беженцев и принимающих стран.
Теперь рассмотрим роль каждого из акторов ТКС.
Вклад диаспор (детерриторизированных этносообществ) в функционирование ТКС определяется их потребностью быть допущенными к участию в глобальной политической и гражданской публичности. От степени их участия напрямую зависит всестороннее сохранение и расширение подобных этносообществ. Одним из главных условий внедрения диаспор в глобальную публичность является наличие конфликтной идентичности этносообщества, которое борется за свои права, самосохранение, его социокультурное или религиозное самоопределение. Специфика этой новой идентичности заключается в высоком потенциале ее политической и социокультурной конфликтности, которая обеспечивает этносообществу доступ в гражданский и политический дискурс о судьбах современного глобализированного мира.
Следующие акторы ТКС – правительства стран исхода и принимающих стран. Они оказываются вовлеченными в разноплановые взаимодействия с целью профилактики и регулирования проблемы этноменьшинств на локальном (государственном) и транснациональном уровне. Как правило, каждый из данных участников преследует собственные геополитические интересы и цели, и, поэтому, старается направить результаты решения проблемы этно- и религиозных меньшинств в выгодное себе русло.
Важную роль в обеспечении функционирования ТКС играют религиозные и секулярные независимые гражданские организации (РНГО и НГО) принимающих стран и стран исхода.10 Обычно эти организации носят правозащитный характер и непосредственно связаны по своей религиозной принадлежности с теми или иными диаспорам. Стали возникать подобные организационные структуры с увеличением важности дискуссий по темам прав человека, демократии, политического участия, устойчивого развития, экологии, миротворчества в новом транснациональном мировом пространстве. Главная цель деятельности НГО и РНГО – влияние на мировое общественное мнение по вопросам детерриторизированных сообществ. Поэтому, в гражданскую и политическую эти организации вбрасывают лишь те темы, которые актуальны для развертывания текущей геополитической ситуации.
Чтобы понять, каким образом ТКС функционируют в современном мире, как они влияют на геополитическую ситуацию и как с их помощью различные государства реализуют свои цели необходимо рассмотреть примеры наиболее разработанных на сегодняшний день тибетского и уйгурского проекта транснациональных коммуникативных сетей.
