
1.3. Личная жизнь
История их любви у многих вызывала недоумение. Что могло привлечь одну из самых красивых женщин мирового кинематографа Софи Лорен в невзрачном кинопродюсере Карло Понти? Имея возможность выбирать между лучшими из героев экрана, Софи была в восторге от совсем не похожего на них, невысокого, лысого и сдержанного миланца Понти, который был старше ее на двадцать лет. Их не понимали, им завидовали и даже посмеивались. А они безоглядно любили друг друга, не замечая всех этих злопыхательств. Ради любви они обрекли себя на изгнание, приняли французское гражданство и обманули Ватикан. Их союз можно назвать счастливым с одной лишь пометкой — переживаний, выпавших на долю Софи Лорен и Карло Понти. Роман знаменитого кинопродюсера и обаятельной актрисы начался банально и грозился стать классической историей запретной любви, но все преграды и предубеждения на пути настоящих чувств рассыпались в прах, влюбленные прожили вместе более полувека, до самой смерти Карло Понти [3,стр.56].
Впервые они встретились в мае 1951 года. Карло Понти тогда был партнером Дино де Лаурентиса на студии «Люкс-фильмс», которую заслуженно называли итальянским Голливудом. В ночном клубе в парке Оппиан, рядом с древним Колизеем, в тот вечер Софи ужинала в компании нескольких друзей из студии, где ради временного заработка снималась для фотокомиксов – в конце 40-х по всей Италии эти романы в картинках были сверхпопулярны, и режиссеры постоянно искали свежие лица для своих нескончаемых сериалов. Софи едва исполнилось 17, но она уже дважды удостаивалась чести называться «Принцессой моря» и «Мисс Изящество» на конкурсах красоты. Юной дебютантке, приехавшей в Рим из сонного прибрежного городка Поццуоли близ Неаполя, не выбирать, и она готова на что угодно, чтобы заполучить работу в кино. «Если девушка красива, но бедна, перед ней один путь – превратить свою красоту в деньги», – поучала Софи мать Ромильда Виллани, в свое время пытавшаяся пробиться в жизни, но безуспешно, и теперь энергично взявшаяся за дочь, чтобы хотя бы она выбилась из нищеты и стала знаменитой. К их столику неожиданно подошел служащий клуба и, почтительно поклонившись, передал для Софи узкий конверт. В нем смущенная девушка нашла записку со словами: «Беллиссимо! Жду завтра утром в Чинечитта, в павильоне №13. Карло Понти». Прочитав подпись, Софи изумилась: это было имя крупнейшего итальянского продюсера, отличавшегося американским подходом к делу и мертвой хваткой. На следующий день, пока готовились к кинопробам, состоялся их первый разговор с доктором Понти – так уважительно обращались на студии к обладателям университетского диплома [9].
София Шиколоне всегда заметно выделялась среди жителей рыбацкого городка Поццуоли, что недалеко от Неаполя. Ее походка, манеры и яркая внешность словно говорили: мне уготовано иное будущее, далекое от жизни в жалкой лачуге1, в которой жила моя семья. Хотя едва ли Софи сама это осознавала. Можно сказать, своей актерской карьерой она обязана своей матери Ромильде, которая в свое время упустила шанс сняться в Голливуде и отчаянно желала, чтобы ее мечту воплотила дочь. Именно Ромильда привела девочку на конкурс красоты, где Софи выиграла курс занятий в неаполитанской школе актерского мастерства и два билета в Рим. Именно она настояла поехать на кинопробы в столицу Италии и этим убить сразу двух зайцев — получить роль и заработать деньги, столь необходимые большой семье для выживания. Карло Понти вырос в семье миланских адвокатов. После обучения в университете он начал работать в юридической фирме своего отца, где ему довелось составлять контракты для кинодельцов. Понти рано понял цену деньгам и, активно используя свою сообразительность и холодный ум северянина, стал искать способы заработать. Милан предоставлял трудолюбивому юноше все возможности для этого — среди итальянцев бизнес-центр страны известен как «Город рабочих лошадок». Карло занялся продюсированием, он открыл миру Джину Лоллобриджиду, Алиду Валли, а в 1941 году принял предложение римской кинокомпании Lux Film. В Италии в начале 50-х годов имя Карло Понти набирало вес, с ним советовались, с его мнением считались, ему доверяли, но всемирную известность Карло принесут фильмы с участием Софи Лорен — той юной девушки невероятно эффектной внешности, которую он увидел за столиком римского кафе и пригласил на пробы. Он сразу ощутил в ней харизму, понял, что камера полюбит непосредственную и обаятельную южанку, не знал он тогда лишь одного — что и сам влюбится до безумия. Знойная итальянка оказалась по-настоящему его женщиной, именно так он представлял себе свой идеал, мечтая о простой девушке с Юга. Она согревала бы его северное сердце ласковым солнцем, спрятанным в аромате волос, вдохновляла искренней улыбкой и блеском глаз, в которых отражается ясное небо (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, рис 2).
Юная Софи в самом начале своего пути в кинематографе и не подозревала о своей будущей славе — она просиживала бесконечные часы перед кабинетом Карло и ждала. «Мы называли ее Мисс Приемная. Она по полдня терпеливо проводила перед бюро Понти в ожидании какой-нибудь маленькой роли. Но уже тогда в ней чувствовался природный класс и манеры княгини». Наконец, для Софи нашлась роль в киноленте «Золото Неаполя», с которой она справилась на все сто. Главная героиня, девушка из народа, была ей близка и понятна. Так случилось, что когда отсняли «Золото Неаполя», последний съемочный день пришелся на день рождения актрисы – ей исполнилось 20 лет. Поэтому имелось сразу два повода для праздника. Однако Софи не совсем была готова к сюрпризу, который приготовил ей Карло Понти, когда неожиданно появился на съемочной площадке. Он подошел к ней и вложил в руку небольшую коробочку. Открыв ее и увидев внутри кольцо с бриллиантом, Софи посмотрела на Понти с изумлением, но тот в ответ улыбнулся и молча удалился [7].
«Это был чудесный и одновременно пугающий меня момент, – бесхитростно поделится она своей радостью в интервью журналу «Эуропео». – В первый раз я почувствовала, что значу для него больше, чем просто актриса, с которой заключили контракт. Все мои мысли и чувства были заполнены этим человеком. Я помнила, что он женат, что у него двое детей. Однако в моем возрасте трудно сдерживать страсть и быть расчетливой. Я любила его, и он подарил мне кольцо. При этом даже не поцеловал меня, не сказал: «Я люблю тебя и хочу на тебе жениться». Ничего такого не случилось. Но все равно у меня было его кольцо. Я вернулась в гримерную и расплакалась». Так начался этот любовный роман, перешедший в любовь всей жизни для двоих длинною более полувека (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, рис 1).
Однако со временем Софи стала все чаще задумываться о муже и детях. Уже не в радость ей были съемки в кино, бешеная популярность, заманчивые предложения. У нее было все, кроме того, что она желала больше всего на свете — собственной семьи. Карло понимал ее, любил и развелся бы немедленно, если бы не одно большое «но». Он был женат и у него уже было двое детей в этом браке. Процедура разводов в Италии сопряжена с множеством трудностей, а в те времена развод был и вовсе невозможен. Дело не сдвигалось с мертвой точки, ждать разрешения было невыносимо тяжко, и Софи решила взять ситуацию в свои руки. 1955 год стал золотым для карьеры Софи Лорен. Родная страна пала к ее ногам, она превзошла двух главных звезд Италии того времени – Джину Лоллобриджиду (которую также открыл Карло Понти) и Сильвану Мангано, и отправилась покорять Голливуд. Фабрика грез далась ей легко и Софи стала звездой мирового масштаба, но все это было ей не в радость. В Италии ее ждал горячо любимый Карло, который, несмотря на взаимные чувства, не мог дать ей ни семьи, ни детей, о которых она так мечтала. Дело в том, что процедура развода в Италии – процесс очень затяжной, а по тем временам – и вовсе невозможный. Тем не менее, Софи не сдавалась и решила сделать все, чтобы ее мужчина всецело принадлежал ей. Софи воспользовалась старым, как мир, способом. В киноленте «Гордость и страсть» партнером актрисы был Кэрри Грант – ее кумир. Само собой, Грант не смог не пасть перед чарами итальянской красавицы, а Софи это был как раз на руку. Кэри оказывал ей недвусмысленные знаки внимания, осыпал цветами, водил в роскошные рестораны, и всего этого не мог не заметить Карло Понти да и сама Софи, как могла, афишировала свои отношения с привлекательным актером. Карло понял, что именно Софи хочет доказать ему, – он может ее потерять, если не сделает выбор между ней и своей женой. Выбор Понти был очевиден. Лучшие адвокаты Италии пытались решить вопрос с расторжением его брака, результат был неожиданны – Карло развелся с женой в Мексике и там же женился на Софи [1,стр.400].
Мечта Софи сбылась – любимый мужчина стал ее законным мужем, но их счастье было недолгим. Развод в Италии был вне закона до 1970 года. Карло придумал юридический ход – его адвокаты развели его с женой в Мексике. Карло и София поженились там же, но это был брак по доверенности, вместо молодоженов 17 сентября 1957 года подписи в бумагах ставили адвокаты. Софи Лорен говорила : «Меня пугали отлучением от церкви и геенной огненной, но за что? Я влюбилась в мужчину, брак которого умер задолго до встречи со мной. Я хотела быть его женой и родить ему детей. Мы приняли решение сочетаться законным браком, а нас публично обвинили грешниками. Вместо того, чтобы наслаждаться медовым месяцем, я все плакала и плакала». Правительство Италии не признало этот брак и объявило Понти двоеженцем1. Ватикан признал их брак недействительным, отказавшись признать развод с бывшей женой, так как он был произведен за пределами Италии. До 1966 года пара была вынуждена скрываться, жить под чужими именами, чтобы Карло избежал тюрьмы, пока Понти и его первая жена Джулиана Фьястри получили французское гражданство. Развели их власти новой родины - Франции. Кстати, свидетельство о разводе подписал лично премьер-министр Франции Жорж Помпиду. Только в 1966 году брак Лорен и Понти официально вступил в полную силу.
Казалось, на этом все беды позади и молодожены могут жить в любви и счастье и растить детишек, но проблемы возникли и с этим. Софи никак не могла родить ребенка, у нее было несколько выкидышей. Тем не менее, желание испытать счастье материнства пересилило все на свете. Все девять месяцев Софи провела в постели (врачи утверждали, что любой стресс или неловкое движение могли привести к выкидышу), она не смотрела телевизор, не говорила по телефону и все время ходила с затычками в ушах, чтобы не испугаться неожиданного громкого шума или звука. Бог вознаградил ее за трепетное отношение и терпение — Софи родила мальчика, которого назвали Карло Понти-младший. После родов она очень переживала за здоровье малыша и вернулась из клиники только через 2 месяца после его рождения. Еще через 4 года Софи родила второго сына – Эдуардо (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, рис.1).
Благодаря мужу Софи обрела все, о чем только могла мечтать: счастье материнства, роскошные роли, деньги, славу и покой. Отношения Софи с мужем всегда были очень нежными. Он потакал всем капризам жены и традиционно отмечал завершение съемок очередного фильма с ее участием роскошным подарком. Влюбленные прожили вместе более полувека, до самой смерти Карло Понти. Он покинул этот мир в январе 2007 года, не дожив всего восьми месяцев до их с Софи золотой свадьбы. 10 января 2007 года Софи Лорен овдовела: 94-летний Карло Понти умер в швейцарской клинике от воспаления легких. Многие из тех, кто слишком верил в экранные страсти, недоумевали, как могла такая блестящая женщина столь долго любить своего внешне неказистого мужа и быть ему верной всю жизнь. А вот друзья, близко знавшие Лорен, ценили в ней совсем другое: целомудрие, скромность и твердость характера, что дается нелегко. Мудрая Софи всегда говорила, что Карло был всем в ее жизни: другом, продюсером, отцом, любовником, мужем. И сама этому удивлялась, причем искренне (ПРИЛОЖЕНИЕ 2,рис.2).